Шумерлинский муниципальный округ

Заметки из газеты "Вперед"

Вперед за 27 марта ГОТОВЯТ ТЕХНИКУ К ВЕСНЕ Идет подготовка к весенне-полевым работам. В хозяйствах ремонтируют тракторы, машины, оборудование, закупают ГСМ. Основной проблемный вопрос в хозяйствах - обеспечение горюче-смазочными материалами. Для успешного проведения весенне-полевых работ в районе необходимо 230 тонн дизельного топлива, 66 тонн бензина, 31 тонна масла. СХПК им. Чапаева, «Дружба» уже подписали договоры на приобретение ГСМ с нефтебазой. СХПК им. Ленина, «Комбинат», «Большевик» пока еще готовят документы на покупку ГСМ. Запчасти закупаются через Шумерлинское ремонтно-техническое предприятие, которое наладило контакты с Минским тракторным заводом. СХПК им. Чапаева приобретает запчасти на предприятиях Нижнего Новгорода. Во всех кооперативах идет ремонт сельхозтехники. Хорошо работают инженерные службы в СХПК им. Чапаева (инженер В.И. Матвеев), им. Ленина (Н.Е. Иванов), «Большевик» (В.И. Бельцов). 60-65 процентов сельскохозяйственных тракторов, 70-75 процентов прицепной почвообрабатывающей техники к весеннему севу подготовлены. В СХПК «Дружба», «Вперед», «Красный Октябрь» не хватает механизаторов. Соб. инф. ШКОЛА ОПРЕДЕЛЯЕТ НАСТОЯЩЕ И БУДУЩЕЕ СЕЛА За последние 10 лет в России и в Чувашии наработан богатый положительный опыт экспериментальной работы многих учебных заведений разных уровней. Создается правовая база модернизации образования, разрабатываются новые стандарты образования, ведь не секрет, что сегодня в школе, в вузах часто детям даются знания, которые нужны были вчера, не потому ли наши выпускники в производстве, да и вообще в жизни теряются и бывают невостребованными? Эти и другие проблемы должны помочь решить меры, принимаемые в Чувашии, в каждом ее районе, в учебном заведении: - издание и поставка в школы новых учебников (к примеру, в район ежегодно поступают учебники на общую сумму 180 тыс. рублей, в том числе на родительские деньги 60 тыс. рублей); - введение в учебные программы новых предметов; - раннее изучение иностранных языков (в ряде школ района иностранный язык изучается со 2 класса); - компьютеризация школ и обновление библиотечного фонда (в 2002 году получено 1000 экземпляров по программе «Русская классика». С 2001 года серьезная работа началась по реструктуризации сети школ. В районе 16 школ и 9 пришкольных групп при них, около 600 работников и в том числе 256 педагогических работников. И все это на 1699 учащихся в школах и 208 детей в детских садах. На нормальное образование и воспитание в районном бюджете на 2003 год предусмотрены немалые средства, порядка 20 млн. рублей, но в основном они уходят на обеспечение учителей дровами, на оплату других коммунальных услуг. Сегодня нас не устраивает такая ситуация, потому что неэффективное использование бюджетных денег налицо. При таком положении не создать детям хороших условий для получения образования. Вместо приобретения компьютеров, новых книг, экскурсий, оформления подписки на газеты, ремонта школ и приобретения приборов и препаратов для кабинетов химии и физики, музыкальных инструментов нам приходится направлять огромные средства для нашего района на уголь, на газ, на дрова, оплачивать счета за электроэнергию. Экономический эффект от реструктуризации должен составить не менее 1,5 млн. рублей, которые будут направлены на укрепление базовых школ. Можно сказать о базовых школах подробнее. Алгашинская средняя общеобразовательная школа: в настоящее время здесь обучается 160 учащихся. Имеются все условия для организации полноценного обучения, воспитания и занятий спортом. Школа газифицирована в 2002 году. При школе имеется 10 га земли, на которых выращиваются овощи для удешевления питания, а излишки продукции реализуются. Вторая школа – Краснооктябрьская средняя. Здесь также имеются все условия для полноценного обучения и воспитания школьников, имеется 10 га земли. При средней школе организована дошкольная группа. Педагогический коллектив Краснооктябрьской средней общеобразовательной школы стабильный. Из 13 учителей 6 получили первую квалификационную категорию, 2 - высшую. Ученики заслуженной учительницы Чувашской Республики Т.Т. Федоровой ежегодно представляют Шумерлинский район на республиканских олимпиадах по русскому языку и литературе и занимают неплохие места. Базовой школой является Егоркинская средняя общеобразовательная школа. В школе работает 27 учителей и воспитателей. Из них 22 имеют высшее образование. Из всего педагогического коллектива 10 – бывшие выпускники школы. Школа имеет 18 гектаров земли и мини-ферму. С вводом в строй нового здания школы в 2003 году появилась возможность создания культурно-образовательного центра на базе Егоркинской средней общеобразовательной школы, дошкольной группы при ней, сельского Дома культуры и библиотеки. Эта работа уже ведется. Введен в план мероприятий перевод котельной на газ, что существенно улучшит тепловой режим и сэкономит средства. А Ходарская гимназия по своему статусу с 1996 года является базовой. Педагогический коллектив трудится над воспитанием у школьников ответственного отношения к учебе. Ежегодно учащиеся гимназии участвуют на республиканских олимпиадах. В 2002 году ученик данной школы занял первое место на олимпиаде по физике среди сельских школ республики. В гимназии действует научное общество «Мысль», гимназисты приобретают умения и навыки научно-исследовательской и опытнической работы. В результате целенаправленной работы по индивидуализации и дифференциации обучения и профессиональной ориентации на основе тесного сотрудничества школы с высшими учебными заведениями республики за последние три года до 95 % выпускников гимназических классов поступили и успешно обучаются в высших и средних учебных заведениях не только нашей республики, но и за ее пределами. В 2002 году 5 учащихся гимназии закончили школу с серебряной медалью «За особые успехи в учебе». Гимназия развивает подсобное хозяйство, в котором имеются микроферма и земельные угодья. На базе базовых средних (полных) школ предполагается создание таких общеобразовательных учреждений, как гимназии, лицеи, школы с углубленным изучением отдельных предметов, агрошколы. Кроме базовых школ на селе сохраняются средние школы. На базах средних школ независимо от контингента учащихся будут созданы сельские социокультурные комплексы с центральным звеном – общеобразовательной школой. Для сельской местности школа из учреждения, предназначенного только для подготовки будущих граждан к репродуктивной социальной и профессиональной жизнедеятельности, превращается в значимый фактор, определяющий настоящее и будущее села. Л. БЕЛОВ, первый заместитель главы администрации Шумерлинского района, начальник отдела образования. К 1 СЕНТЯБРЯ В РАЙОН ПОСТУПЯТ ЕЩЕ 3 ШКОЛЬНЫХ АВТОБУСА В 2002 году после тщательного анализа ситуации в сфере образования в районе, изучения экономических расчетов Собранием депутатов района была принята программа реструктуризации сети школ на 2002-2005 годы. В соответствии с этой программой в прошлом году Бреняшская и Кабановская основные общеобразовательные школы были преобразованы в начальные, Большеалгашинская средняя общеобразовательная школа - в основную, Кадеркинская начальная общеобразовательная школа-детский сад преобразована в филиал Юманайской средней общеобразовательной школы. Учащихся этих школ стали возить на специальных школьных автобусах в Ходарскую гимназию и Алгашинскую среднюю общеобразовательную школу. В результате реструктуризации сэкономленные средства направлены на учебно-воспитательные работы. В этом году работа по реструктуризации сельских школ будет продолжена. Намечено преобразование Разъезд-Мыслецкой средней общеобразовательной, Пояндайкинской основной, Большеалгашинской основной школ в начальные школы. Школы эти малокомплектные. Например, в Разъезд-Мыслецкой средней школе всего 48 учащихся и 11 работников, в Пояндайкинской основной – 59 учащихся и 11 работников, в Большеалгашинской основной – 38 учащихся и 13 педагогических работников. На содержание только одной Разъезд-Мыслецкой СОШ в 2002 году израсходовано более 876,8 тыс. рублей, в том числе 310 тыс. рублей на закупку угля. Несмотря на такие финансовые затраты, качество образования в этих школах оставляет желать лучшего: зачастую одному учителю приходится преподавать несколько предметов (если в средней школе всего 11 учителей). Поэтому намеченную реструктуризацию этих школ и перевозку детей в нормальные, хорошие средние школы на школьных автобусах считаем правильными. Алгашинская средняя школа способна вместить 464 ученика, Егоркинская средняя школа рассчитана на 240 ученических мест, Краснооктябрьская средняя школа – на 198 мест. К новому учебному году должны поступить не менее 3 школьных автобусов для этих школ. С программой развития образования согласована программа дорожного строительства в районе. И не спроста названа она «Дорога к школе». Надеемся, что строительство, ремонт, содержание дорог в районе внесет серьезную лепту в повышение качества образования. Районный отдел образования. КРАСНА ИЗБА ПИРОГАМИ Красна изба пирогами, так и родина наша красна теми людьми, которые приумножали и приумножают ее богатство и славу. Не зря в нашей республике почитают людей труда, славят династии хлеборобов, механизаторов, врачей, учителей. В районе учительских династий 26. О каждой семье можно говорить много хорошего и интересного. Сегодня слова благодарности - учительской династии Арлановых из д. Егоркино, общий стаж династии составляет более 150 лет. 28 лет проработал учителем химии и биологии в Егоркинской школе Н.М. Арланов, прекрасными продолжателями его профессии являются Лариса Андреевна Алмазова, Надежда Николаевна Арланова. А скольким учащимся передал навыки владения столярными и слесарными инструментами Лев Михайлович Арланов, отдавший учительской профессии немало лет. Многому новому учились на уроках математики у Зинаиды Ивановны Арлановой дети и педагоги не только нашего района, но республики. Школа передового опыта, руководимая ею в течение многих лет, помогла многим учителям стать настоящими мастерами своего дела. Дети Льва Михайловича и Зинаиды Ивановны пошли по стопам родителей, получили педагогическое образование и работают педагогами. Римма Павловна Арланова родилась в 1938 году в д. Егоркино Шумерлинского района. Свой жизненный путь каждый из нас определяет сам. Может, на выбор жизненного пути повлияла тетя, которая работала учителем начальных классов. После получения среднего образования в Ходарской средней школе в 1955 году Римма поступила учиться в Канашское педагогическое училище и успешно окончила его в 1957 году, получила специальность учителя начальных классов. В 1968 году она заочно закончила Чувашский государственный педагогический институт имени И.Я. Яковлева по специальности «учитель русского языка и литературы средней школы». Педагогическую деятельность начала с 1957 года. Один год работала учителем начальных классов в Чувашалгашинской восьмилетней школе, один год- учителем начальных классов в Краснооктябрьской восьмилетней школе, дополнительно вела уроки немецкого языка и рисования в 6 классе. С 1959 года в течение восьми лет работала учителем чувашского языка и литературы в Пояндайкинской восьмилетней школе. С 1967 года начала работать учителем русского языка и литературы в Егоркинской восьмилетней школе, с 1979 года назначена заместителем директора по учебно-воспитательной работе и проработала в этой должности до 1999 года. Педагогический стаж 43 года. Как учитель русского языка и литературы она стремилась строить свои уроки так, чтобы на каждом из них было что-то новое для ребят, интересное, старалась давать детям устойчивые знания, прививать прочные навыки и умение владеть русским языком, выработать выразительную речь и орфографически грамотное письмо, необходимые в повседневной жизни. Средствами учебного материала воспитывала у учащихся патриотические чувства, высокие моральные качества личности, трудовые потребности и чувство прекрасного. Как классный руководитель Римма Павловна вела многообразную внеурочную работу по организации и сплочению коллектива класса. Обращала особое внимание на воспитание у школьников сознательной дисциплины, добивалась строгого выполнения правил для учащихся, систематически проводила беседы на морально-этические, правовые темы. Как заместитель директора по учебно-воспитательной работе работала над созданием единого сплоченного педагогического коллектива, организацией целесообразного режима учебного труда школьников и учебно-воспитательной работы учителей. У нее многому можно поучиться. В школе проводилась методическая работа, предметные цикловые методические объединения, наставничество, индивидуальная методическая работа с молодыми, начинающими и малоопытными учителями, работа по изучению, обобщению и внедрению передового педагогического опыта в практику учителей, подготовка и накопление дидактического и методического материала для учителей. Школа работала над проблемами: «Обучение и воспитание - единый процесс», «Повышение эффективности и качества уроков и педагогического мастерства учителей». Учителя стали действительно мастерами своего дела: Зинаида Ивановна АРЛАНОВА - учитель математики, учитель-методист, Мария Васильевна ВУШНЯКОВА - учитель русского языка и литературы, отличник народного просвещения, Эльвира Ипполитовна БЕЛЬЦОВА - учитель математики, отличник народного просвещения, Владимир Иванович БЕЛЬЦОВ - директор школы, учитель физкультуры, отличник народного просвещения, заслуженный учитель Чувашской Республики, Алевтина Георгиевна УЛИСОВА и Ирина Анатольевна ФЕДОРОВА – учителя начальных классов. Ряд лет Римма Павловна работала руководителем ММО учителей русского языка и литературы. Методическое объединение работало творчески. Мы отошли от однообразных пространных докладов. Особое внимание уделяли практической работе: открытым урокам, деловым играм. Как заместитель директора и руководитель ММО, она первая показывала что-то новое на своих уроках, свои уроки объявила открытыми. Интересными были уроки по лирике А.С. Пушкина: «Пушкин в музыке и в живописи» (на семинаре директоров школ района), «Поэты-барды» (на семинаре русского языка и литературы района и семинаре заместителей директоров школ), интегрированный урок-панорама «Русское зарубежье. Люди и судьбы» (на семинаре заместителей директоров по учебно-воспитательной работе и семинаре ММО учителей русского языка и литературы), урок–панорама «Сказки А.С. Пушкина» в форме КВН (на семинарских занятиях учителей русского языка и литературы района). У Риммы Павловны есть учащиеся, которые выбрали профессию учителя русского языка и литературы: Татьяна Ивановна Бельцова, Алена Геннадьевна Михайлова, Владимир Иванович Бельцов, Алевтина Георгиевна Узякова. Родина высоко оценила труд учителя. Она награждена значком «Отличник народного просвещения» в 1972 г., ей присвоено звание «Заслуженный учитель школы Чувашской АССР» в 1974 г. Она и сегодня в строю, всегда с коллективом школы, с учащимися. Говоря о значимости учительского труда, хочется привести выражение Серафима Саровского, которое адресовано всем учителям, которых я люблю и уважаю: «Сей, всюду сей данную тебе пшеницу. Сей на благо земле, сей и на песке, сей и на камне, сей при пути, сей и в тернии - все где-нибудь да возрастет, и плод принесет». Р. ЕФИМОВА, заместитель начальника отдела образования администрации Шумерлинского района. К 1 СЕНТЯБРЯ В РАЙОН ПОСТУПЯТ ЕЩЕ 3 ШКОЛЬНЫХ АВТОБУСА В 2002 году после тщательного анализа ситуации в сфере образования в районе, изучения экономических расчетов Собранием депутатов района была принята программа реструктуризации сети школ на 2002-2005 годы. В соответствии с этой программой в прошлом году Бреняшская и Кабановская основные общеобразовательные школы были преобразованы в начальные, Большеалгашинская средняя общеобразовательная школа - в основную, Кадеркинская начальная общеобразовательная школа-детский сад преобразована в филиал Юманайской средней общеобразовательной школы. Учащихся этих школ стали возить на специальных школьных автобусах в Ходарскую гимназию и Алгашинскую среднюю общеобразовательную школу. В результате реструктуризации сэкономленные средства направлены на учебно-воспитательные работы. В этом году работа по реструктуризации сельских школ будет продолжена. Намечено преобразование Разъезд-Мыслецкой средней общеобразовательной, Пояндайкинской основной, Большеалгашинской основной школ в начальные школы. Школы эти малокомплектные. Например, в Разъезд-Мыслецкой средней школе всего 48 учащихся и 11 работников, в Пояндайкинской основной – 59 учащихся и 11 работников, в Большеалгашинской основной – 38 учащихся и 13 педагогических работников. На содержание только одной Разъезд-Мыслецкой СОШ в 2002 году израсходовано более 876,8 тыс. рублей, в том числе 310 тыс. рублей на закупку угля. Несмотря на такие финансовые затраты, качество образования в этих школах оставляет желать лучшего: зачастую одному учителю приходится преподавать несколько предметов (если в средней школе всего 11 учителей). Поэтому намеченную реструктуризацию этих школ и перевозку детей в нормальные, хорошие средние школы на школьных автобусах считаем правильными. Алгашинская средняя школа способна вместить 464 ученика, Егоркинская средняя школа рассчитана на 240 ученических мест, Краснооктябрьская средняя школа – на 198 мест. К новому учебному году должны поступить не менее 3 школьных автобусов для этих школ. С программой развития образования согласована программа дорожного строительства в районе. И не спроста названа она «Дорога к школе». Надеемся, что строительство, ремонт, содержание дорог в районе внесет серьезную лепту в повышение качества образования. Районный отдел образования. ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ «Удивительный мир, где сочетаются строгость и озорство, реалии жизни и мечты». Как вы думаете, о чем речь? Не без гордости отвечаем, что это ответ одного из выпускников Егоркинской средней школы на вопрос: «Что такое для тебя родная школа?». Это и не случайно, ведь профессионализм (в широком смысле слова) учителей нашей школы немыслим без творчества, созидания. Учитель. Он – артист, но его слушатели и зрители не аплодируют ему. Он – скульптор, но его труда никто не видит. Как сказал Уильям А. Уорд: «Посредственный учитель излагает. Хороший учитель обьясняет. Выдающийся учитель показывает. А великий учитель вдохновляет». Без вдохновения и энтузиазма творчество невозможно, потому что только в таком состоянии рождается что-то новое. А поэтому «все творчески, иначе – зачем?». Вот основной принцип существования творческого союза «учитель-ученик» в нашей школе. В этой совместной работе есть радость, стимул коллективного творческого труда, стимул вдохновения и энтузиазма. А чего стоит жизнь учеников и учителей после уроков: это и предметные кружки, клубы по интересам, классные часы, - всего и не перечислишь. Но все с задором, огоньком, юмором. Невозможно перечислить все мероприятия, которые являются результатом творческой работы преподавателей и учеников после занятий. С первых дней учебы егоркинские ребята чувствуют эту творческую атмосферу. С открытием новой школы в Егоркино гостей – со всех волостей. За короткое время успели у нас погостить историки, русоведы, математики. Недаром говорят «гостю – почет, хозяину – честь». И стараемся мы встречать гостей не с лестью, а с честью. А вот недавно мы принимали у себя заместителей директоров по воспитательной работе всего района. Классные руководители и ученики тщательно подготовились к мероприятиям, которые были выставлены на суд гостям. Одобрения и восхищения заслужили в этот день внеклассные мероприятия: нетрадиционное родительское собрание «Педагогика понимания», ведущими здесь под руководством учителя начальных классов А.Г. Улисовой и И.А. Федоровой были младшеклассники; незабываемый праздник устроили юные артисты драмкружка под руководством учителя русского языка и литературы Е.М. Сапожниковой и воспитателя группы продленного дня Н.Н. Фроловой. При подготовке к постановке ребята изготовили все декорации своими руками. Не остались в стороне и родители кружковцев. Немалую помощь они оказали при изготовлении костюмов и в назначенный день многие пришли оценить мастерство своих детей. Оценивая работу кружковцев, заместитель директора по воспитательной работе Шумерлинской СООШ Л.Ф. Деркач отметила, что этот кружок развивает детей, помогает ликвидировать в себе застенчивость, скованность. Работа руководителей оценена на «пять с плюсом». 2003 год – Год семьи. Мероприятия «Семейные традиции» в 6 классе, круглый стол «Семейное счастье. В чем оно?», внеклассное мероприятие «Сен пурт ески» в 9 классе были посвящены этому году. Ведущим круглого стола «Семейное счастье. В чем оно?», в котором участвовали десятиклассники, учителя школы и гости школы, – была заведующая районным методкабинетом Л.Р. Архипова. Здесь обсуждались многие проблемные вопросы, например, почему в последнее время процент разводов превышает процент браков, есть ли разница в этом на селе и в городе и почему? К мероприятию ребята готовились заранее. Учитель русского языка и литературы М.В. Вушнякова проанализировала сочинения учащихся «Семейное счастье». Учителем факультативного курса «Этика и психология семейной жизни» Э.И. Бельцовой проведено и проанализировано анкетирование учащихся. Она же провела классный час «Семейные традиции». На данном мероприятии присутствовали родители, бабушки учащихся. Все учащиеся составили родословную, генеалогическое дерево. Были организованы выставки поделок учащихся, сочинений, фотовыставка «Загляни в семейный альбом». Из старинного сундука извлекались интересные вещи: забытые фотографии, лапти, сувениры и т.д. Классный час закончился небольшим художественным выступлением учащихся и родителей. На совместном обсуждении итогов Дня открытых дверей директор Дворца детского творчества района В.П. Чехулева сказала: «Когда-то мудрецы спорили, что такое ребенок. Один сказал: ребенок – это кувшин, который надо наполнить. А другой имел свое мнение: ребенок – это факел, который надо зажечь. Учителя Егоркинской школы имеют этот дар зажигать искорки в своих учениках. И искорки эти удивительно отличают всех учеников-егоркинцев». Е.ПАКУЛАЕВА, Е.САПОЖНИКОВА, Педагоги Егоркинской СОШ.


27 марта 2003
00:00
Поделиться