Шумерлинский муниципальный округ

У сельской школы появились огромные возможности

В этом году  совет Егоркинской школы Шумерлинского района принял решение об участии школы в конкурсе общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы, победители которого получают грант в 1 миллион рублей.

В Чувашии в последние годы в области образования были достигнуты значительные успехи в результате реализации республиканской программы «Новая школа». Десятилетие – достаточный срок, чтобы проанализировать опыт развития, определить достижения и недостатки.

Школа, как паровоз, тянет три «вагона»: образовательно-воспитательный процесс, методическую работу и материально-техническую базу. А еще нужно уметь оказаться в нужном месте в нужное время и при  этом не опоздать на целую жизнь. А как этого добиться? Да по-разному. Вот и у нас в Егоркинской школе есть свои  мысли на этот счет. Есть кое-какие удачи, есть и явные  промахи. Школа – большой организм, и коротко о ней не расскажешь. Но можно выделить некоторые  моменты.

К сожалению, сегодня отмечается тенденция сокращения общей численности учащихся  - со   197  человек в 2004-2005 учебном году до  185 в 2006-2007 учебном году. А география проживания  учащихся такова:

д. Егоркино – 82 ученика, д. Савадеркино- 21, д. Пояндайкино – 76, п. Малиновка – 2. Состав учащихся практически однороден: дети из семей работников СХПК –23 %, служащих –19 %, рабочих – 17 %, интеллигенции – 13 %, домохозяев – 8 %, поденщиков – 7 %,  предпринимателей – 2 %.

На 185 учащихся в школе – 20 педагогов. Почти половина их работает в школе по 15-30 лет, четверо занимаются педагогической деятельностью менее 10 лет. Число молодых педагогов (со стажем до 5 лет) в Чувашии неуклонно снижается и составляет   сегодня 4,8 %. Это касается и нашей школы – молодежи у нас совсем нет.  В прошлом учебном году три учителя школы представили материал на грант Президента России. Н.А. Албутова, учитель чувашского языка и литературы, была удостоена этой премии, а 2 учителя были награждены грантами главы Шумерлинского района.

Егоркинская школа осуществляет  образовательную деятельность начального, основного общего, среднего (полного) общего и дополнительного образования.

В этом году 27 дошкольников в возрасте от полутора лет  посещают детский сад. В течение ряда лет выработана определенная форма поступления детей в школу. При школе в детском образовательном учреждении  работают две   разновозрастные группы. В старшей дошкольной группе три раза в неделю  проходят занятия по развитию  интеллектуально-творческих способностей через игры. Работа организована в соответствии с программой, включающей развитие памяти и внимания, творческого воображения и логического мышления, речи и коммуникативных качеств, используется сюжетно-ролевая комплексная форма занятий.

С 2003 года в школе работает попечительский совет в основном из числа родителей. Он оказывают помощь  в приобретении учебной литературы, в ремонте школы и в других хозяйственных вопросах.   Средства фонда формируются из благотворительных взносов, спонсорских средств и платы родителей учащихся школы за дополнительные услуги, которые  оказывает  школа (экскурсии, культпоходы, дополнительные консультации и т.д.). В 2006 году   создан управляющий совет школы из числа родителей, учащихся, местных властей, педколлектива. В компетенцию совета входят  такие важные вопросы жизни образовательного учреждения, как рассмотрение программы развития школы, режима занятий учащихся, введение единой формы одежды и т.д. С 1994 года в школе существует ученический совет по самоуправлению, который осуществляет свои функции по шести секциям, охватывая все необходимые  стороны деятельности школы. В школе функционирует ряд общественных комиссий: по проверке организации питания, по охране труда и другие. Важным звеном общественного управления является деятельность  профсоюзного комитета школы.

В 2005-2006 учебном году школа включилась в эксперимент по предпрофильной подготовке учащихся 9-х классов, включив в учебный план 4 элективных курса, которые должны позволить ученику осуществить реальный выбор и помочь ему оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы, способствовать созданию положительной мотивации обучения на планируемом профиле.        С 2006 года наша школа входит в состав Ходарского территориального школьного объединения. Ходарская гимназия является ресурсным центром. Здесь открыты профильные  классы с ориентацией на профессию, на развитие профессионального самоопределения. Так, в этом году наши учащиеся выбрали следующие направления: гуманитарное, физико-математическое, общеобразовательное. Для всех сельских школ однопрофильная или многопрофильная  внутришкольная  модель затруднена из-за малой численности учащихся, из-за отсутствия высокопрофессиональных кадров и необходимых  материально-технических  ресурсов. Так  что создание Ходарского территориального школьного объединения – это своеобразный выход из данной ситуации.

Четвертый  год школа работает по программе ХОУП. Эта современная, построенная на научной основе  программа состоит из 3-х курсов: начальные классы – курс «Полезные привычки», средние классы (5-9-ые кл.) – «Полезные навыки», старшие классы – «Полезный выбор».

В 2003 году школа получила прекрасный подарок - новое здание стоимостью 13,5 млн. руб. (вместе с котельной). В том же году в рамках программы «Школьный автобус»  школе был передан 1 автобус для перевозки учащихся. Сегодня школьный автобус  ежедневно перевозит 76 детей из д. Пояндайкино.  В 2005 году Чувашским республиканским фондом образования нашей школе передана оргтехника на сумму 81,7 тыс. руб.

Важнейшим составляющим образовательных ресурсов является компьютерная техника. Без информационно-коммуникативных технологий современный образовательный процесс просто немыслим. Школа имеет  оборудованный компьютерный класс с мультимедийной установкой. В настоящее время на один компьютер в нашей школе приходится 15 учащихся. Для  сравнения:  в Российской Федерации – 50 учеников на 1 компьютер, в Чувашской Республике – 26  учеников  на  1 компьютер. С декабря 2006 года организован доступ в Интернет.

В 2005 году было получено спортивное оборудование на сумму почти 30 тыс. руб. Это еще раз убеждает нас в том, что президентская инвестиционная программа «Новая школа» связана с необходимостью развития сельских школ, так как сегодня актуально рассматривать образовательное учреждение в качестве здоровьесберегающего центра  по отношению к ребенку.        Очень жаль, но в школе по вполне объективным причинам мало уделяется  внимания проблеме психологической адаптации учащихся, нет службы, которая разрабатывала бы систему  диагностических исследований по определению интеллектуального уровня развития, эмоционального состояния личности, состояния здоровья учащихся и их самооценки.

Наша школа обычная, сельская общеобразовательная. А говоря о судьбе сельской школы, мы, по существу, затрагиваем судьбу всего села. Ведь школа -  это мощный фактор развития самой деревенской жизни. И ни одно  значащее событие  в деревне не обходится  без нашего участия. В связи с этим свою задачу мы видим в том, чтобы превратить  школу  в духовный центр  окружающего социального пространства, сохранить и распространить  культуру и исторические традиции малой родины и при этом дать учащимся полноценное  образование, позволяющее реализовать себе в жизни.

Достижения школы за последние 3 учебных года:

2004-2005 уч. г. – победитель конкурса «Школа года» в номинации «Школа радости».

2004 г. -  2-е место в республиканском конкурсе «Ростки возрождения»,  3-е место в республиканском фестивале детских общественных организаций в номинации «Этих дней не смолкнет слава».

2006 г.  -  1-е место в республиканском юнармейском движении в номинации «Равнение на знамя», победитель конкурса макетов в номинации «Самый практически значимый проект», 2-е место в конкурсе по противопожарному многоборью, 2-е место в конкурсе «Вперед, Орленок!» в рамках республиканской игры «Орленок».

2007 г. – 2-е место во всероссийских соревнованиях детского легкоатлетического клуба «Шиповка юных» по ПФО.



08 февраля 2007
00:00
Поделиться