Шумерлинский муниципальный округ

Итоги учебного года: организация воспитательной работы за 2006-2007 учебный год в образовательных учреждениях Шумерлинского района

Основной целью воспитательной работы в районе явилось обеспечение функционирования эффективных воспитательных систем, направленных на формирование у подрастающего поколения  духовности, культуры, гражданской ответственности и правового самосознания, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.

Реализация программ воспитательной работы осуществлялась в ходе решения основных задач, стоящих перед педагогическими коллективами школ:

способствовать развитию познавательных интересов учащихся;

создать благоприятный воспитательный фон, способствующий осмысле­нию и усвоению подростками нравственных норм, духовной культуры человечества, закреплению этих норм в их повседневном поведении;

 способствовать формированию основ культуры общения;

 формирование здорового образа жизни. 

 развивать творческую деятельность через коллективные творческие дела;

 способствовать сплочению классных коллективов;

 внимательно и бережно относиться к любым проявлениям индивидуальности детей, поддерживать и обеспечивать ее становление;

 пробудить интерес ребенка к самому себе, помочь в формировании адекватной самооценки и чувства самоуважения.

С целью повышения качества воспитания в школах принимались меры по обновлению содержания воспитания. Воспитательные системы школ имеют свою специфику, которые были построены на ос­нове и в соответствии с результатами диагностики, определения уровня развития и интересов учащихся, учетом материально-технической базы школ и социума. В МОУ «Алгашинская СОШ» это – программы «Учение», «Творчество», «Здоровье», «Общение», «Коллектив», «Семья»,  «Я –  гражданин». В МОУ «Егоркинская СОШ» - целевые программы «Одаренные дети»,  «Здоровые дети», «Дети риска», «Гражданско - правовое образование», «Воспитательная система», «Патриотическое воспитание», и в рамках программы ХОУП. ХОУП – это современная, построенная на научной основе  программа, состоящая из 3-х курсов: начальные классы – курс «Полезные привычки»; средние классы – «Полезные навыки»; старшие классы - «Полезный выбор». Стержнем воспитательной работы в МОУ «Юманайская СОШ» являются коллективно-творческие дела, организуемые в рамках месячников: сентябрь – трудового воспитания, октябрь – санитарно-гигиенического, ноябрь – правового, январь-февраль – героико-патриотического и физкультурно-оздоровительного, март - нравственно-правового, апрель – экологического воспитания.  Организация воспитательной работы базируется на использовании школой социо-культурного блока, как сотрудничество с районным Домом детского творчества, сельским Домом культуры, сельской модельной библиотекой, взаимодействие с семьями.

Проблемой педагогического коллектива  МОУ «Ходарская гимназия» является наиболее полное раскрытие возможностей и способностей каждого ученика, раскрытие его неповторимой индивидуальности. Большая часть педагогического воздействия на ребенка – воспитание познавательных интересов через их вовлечение в кружки, секции,  организация досуга детей по методике коллективной творческой деятельности и участие в районных, республиканских мероприятиях различной направленности.

Перед педагогическим коллективом в МОУ «Шумерлинская СОШ» стояла проблема: «Воспитание личности, способной самостоятельно стоить свою жизнь на принципах добра, истины, красоты и толерантного сознания в современных условиях» в рамках программы «Формирование толерантного сознания учащихся». Учащиеся начальных классов работали по подпрограмме «Путешествие в страну толерантности», среднего школьного возраста - «Я в мире людей», старшего звена -  «Толерантное общение».

 Педагогический коллектив в МОУ «Краснооктябрьская СОШ» продолжил работу над проблемой «Воспитание учащихся на боевых, национальных и трудовых традициях народа», в ходе которой решались задачи по формированию экологической, правовой, политической культуры, культуры семейных отношений, воспитанию положительного отношения к труд, как к важнейшей ценности жизни, уважения к закону,  потребности в здоровом образе жизни, выявлению и развитию природных задатков, творческих способностей. 

Функционирование воспитательной системы в «Нижнекумашкинская СОШ», «Туванская ООШ» осуществлялось за счет ком­плексного взаимодействия всех направлений: нравственно-правового, духовно-гражданского, патриотического, эколого-краеведческого, санитарно – гигиенического, спортивно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы. 

В МОУ «Торханская ООШ» каждый классный руководитель  ставил на учебный год воспитательные задачи  по следующим подпрограммам: «Учеба», «Досуг», «Здоровье»,  «Работа  с  родителями», «Образ жизни», «Индивидуальная  работа с учащимися». Следуя  этим направлениям, классные руководители решали задачи: сплочение классного коллектива на основе развития ученического самоуправления, изучение индивидуальных особенностей учащихся, их межличностных отношений, особенностей их родителей, стимулирование позитивного поведения учащихся, ориентация на здоровый образ жизни, создание условий для творческой самореализации каждого ученика, организация коллективных дел, мероприятий.

Системообразующей деятельностью воспитательных систем  Юманайской, Егоркинской, Краснооктябрьской, Алгашинской, Торханской школ является совершенствование самоуправления через развитие детских общественных объединений и организаций. Формирование нравственных качеств происходит в результате участия школьников в органах ученического самоуправления, при подготовке и организации коллективно-творческих дел.

Анализ воспитательной работы школ показывает, что для выполнения поставленных целей и задач педагогическими коллективами использовались разнообразные традиционные и нетрадиционные формы работы – классные часы, индивидуальные беседы, экскурсии, ролевые игры, тестирование, анкетирование, тренинги, деловые игры, круглые столы, конференции и другие.

В текущем учебном году значительную роль по воспитанию у молодёжи чувства патриотизма и гражданского долга, привития любви учащихся к своей земле, родному краю, знания истории своих предков,   пропаганды исторического значения победы в Великой Отечественной войне играли школьные музеи:  историко-краеведческий музей МОУ «Юманайская СОШ»; музей им. И. Н. Ульянова МОУ «Ходарская гимназия»,  краеведческие  МОУ «Туванская СОШ», «Алгашинская СОШ»,  «Краснооктябрьская СОШ».

Воспитательные функции в школе выполняли все педагоги, однако ключевая роль принадлежало классным руководителям. В системе школьного образования работает 187 педагогов, в том числе 100 классных руководителей  (53 процентов от всего контингента педагогических работников). Ими в течение всего учебного года организовывалась не только содержательная, интересная внутриклассная внеучебная деятельность, но обеспечивалось активное участие детей и подростков в общешкольных, районных и республиканских конкурсах, проектах, фестивалях.

В первом  республиканском конкурсе «Самый классный классный -2006» приняли 10 классных руководителей района, в 2007 году – 11, Федорова Т. Т., классный руководитель МОУ «Краснооктябрьская СОШ» стала победителем в номинации «Верность профессии».

Совместная работа школы, семьи, других социальных институтов, учреждений культуры, обеспечивая каждому ребенку максимально благоприятные условия для духовного, интеллектуального и физического развития, удовлетворяя его творческие и образовательные потребности, способствовала достижению успехов.

В текущем учебном году по сравнению с предыдущими годами активизировалась работа образовательных учреждений по участию школьников в различных республиканских конкурсах и проектах. В целом анализ показывает, что во многих образовательных учреждениях имеется стабильно высокий уровень функционирования воспитательных систем. Необходимо отметить следующие образовательные учреждения: Юманайскую, Краснооктябрьскую, Алгашинскую, Егоркинскую средние, Туванскую основную школы.

В школах в текущем учебном году была поставлена задача ведения       мониторинга  воспитанности уровня учащихся с целью получения информации о классных коллективах и отдельных учащихся, организации личностно – гуманистического подхода к воспитанию,  коррекции отклоняющегося поведения, конструирования на основе полученных  данных программ воспитания. Так, в МОУ «Алгашинская СОШ» мониторинг велся по следующим критериям:       поведение в семье, поведение в школе, поведение на улицах и общественных местах, отношение к старшим, отношение к сверстникам, отношение к себе. В результате определены задачи: классным руководителям совместно с воспитателями необходимо изучать личность подростков, имеющих низкий уровень воспитанности, выявлять их проблемы, интересы, склонности, приобщать к коллективным творческим делам, повышать их самооценку, создавая ситуацию успеха в учебной и внеучебной деятельности. В МОУ «Торханская СОШ» в результате анализа воспитанности учащихся следующим критериям: гуманность в отношении к окружающим, вежливость, духовность (стремление к прекрасному и возвышенному),  трудолюбие,  физическая культура,  бережливость,  честность, активность,  любознательность,  дисциплинированность, все классы имеют высокий уровень воспитанности. В МОУ «Егоркинская СОШ» по итогам работы в течение года определены "Лучший ученический коллектив года"  «Ученик года» по номинациям «Лидер», «Учение  с увлечением», «К вершинам личных побед», «О подвигах, о доблестях, о славе», «От тернии к звёздам»,  «Мы в ответе за тех, кого приручили»,  «Красивый язык сухих цифр», «Что может быть прекраснее творчества», «Одарённые дети», «Герои спорта»,  «Спортивная звёзда». В МОУ «Краснооктябрьская СОШ» в результате мониторинга работы классов и воспитанности учащихся получена следующая картина:

1)  сформированность познавательного потенциала личности - удовлетворительная;

2)  сформированность нравственного потенциала личности – хорошая;

3) сформированность коммуникативного потенциала личности – удовлетворительная;

4) сформированность физического потенциала личности – удовлетворительная;

5) сформированность эстетического потенциала личности - хорошая.

В целях воспитания общественной активности обучающихся в МОУ «Шумерлинская СОШ» организован еженедельный, ежемесячный самоанализ работы классов, ежегодная самоаттестация классных коллективов. Мониторинг показывает, что нет классов с низким уровнем воспитанности.  

      Основные задачи, стоящие перед классными руководителями на 2007-2008 учебный год:

1. Создание инновационных воспитательных систем, нацеленных на актуальное содержание воспитания, через интеграцию социокультурного пространства школы и района;

3.  Реализация воспитательного потенциала детских и молодежных общественных объединений;

4. Формирование эффективной системы мониторинга  качества воспитания и уровня воспитанности учащихся;

5. Повышение роли классного руководителя, непосредственного и основного организатора воспитательной работы в школе.

6. Организация психологического сопровождения воспитательного процесса.

 

 



06 июля 2007
00:00
Поделиться