Права потребителя при обнаружении в телефоне недостатков

В соответствии с Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей» № 2300-1 от 07.02.1992 г. (далее - Закон), до сведения потребителей своевременно должна доводиться необходимая и достоверная информация о товарах, обеспечивающая возможность их правильного выбора.

  Мобильные телефоны (смартфоны) надлежащего качества не подлежит обмену или возврату в течение 14 дней, т.к. включены в Перечень технически сложных товаров, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 N 55  «Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации».

  Поэтому, покупая мобильный телефон, необходимо помнить, что вернуть его в магазин можно только при наличии в нём недостатков, либо если покупателю при покупке (т.е. в момент заключения договора) не предоставлена необходимая и достоверная информация о товаре.

  Если в телефоне обнаружены недостатки (которые не были оговорены продавцом при покупке), потребитель имеет право предъявить продавцу, изготовителю (уполномоченной им организации или индивидуальному предпринимателю) либо импортеру одно из следующих требований (ст. 18 Закона):

- о замене на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);

 - о замене на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;

  Требование о замене подлежит удовлетворению в течение семи дней со дня его предъявления, а при необходимости дополнительной проверки качества – в течение двадцати дней.

 - о соразмерном уменьшении покупной цены;

- об отказе от исполнения договора купли-продажи и возврате уплаченной за товар суммы;

  Эти два требования подлежат удовлетворению в течение десяти дней со дня их предъявления.

- о незамедлительном безвозмездном устранении недостатков товара (не более сорока пяти дней) или возмещении расходов на их исправление потребителем или третьим лицом (в течение десяти дней со дня предъявления соответствующего требования).

  Однако, технически сложные товары могут заменить на новый только в том случае, если будут обнаружены существенные недостатки товара, или недостатки, которые не могут быть устранены без больших денежных и временных затрат. Заменить товар на новый потребителю также должны, если недостатки проявлялись неоднократно, в том числе и после их устранения.

 В отношении мобильных телефонов заявлять требования о замене или возврате денег можно только в течении первых пятнадцати дней с момента покупки.

 Если недостатки в товаре обнаружены по истечении пятнадцатидневного срока, то потребитель имеет право претендовать лишь на гарантийный ремонт товара.

 Согласно ст. 18 Закона, расторгнуть договор купли-продажи и вернуть уплаченную за товар денежную сумму, а так же заявлять требование о замене можно только в следующих случаях:

- при обнаружении существенного недостатка товара;

 Существенный недостаток - неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки. Согласно разъяснениям Пленума Верховного суда РФ от 28.06.2012 № 17 недостаток товара, выявленный неоднократно – различные недостатки всего товара, выявленные более одного раза, каждый из которых в отдельности делает товар не соответствующим требованиям о качестве. Недостаток, который проявляется вновь после его устранения – недостаток товара, повторно проявляющийся после проведения мероприятий по его устранению.

- при нарушении установленных Законом сроков устранения недостатков товара;

- невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения различных недостатков.

Для удовлетворения любого из указанных выше требований необходимо обратиться к продавцу с письменной претензией, составленной в двух экземплярах, с четко сформулированными требованиями. Рекомендуется приложить к претензии копии кассового, товарного чеков и гарантийного талона. Один экземпляр претензии необходимо вручить продавцу лично (в этом случае на втором экземпляре, который остается у покупателя, продавец должен поставить отметку о принятии) либо направить по почте, желательно заказным письмом с уведомлением о вручении. Отдавая некачественный телефон продавцу, рекомендуется получить у продавца акт, где должно быть указано с какой целью и в каком состоянии (описание внешнего вида) принимается телефон.

 Если спор не получилось урегулировать в досудебном порядке, посредством направления претензии, потребитель имеет право обратиться в суд с исковым заявлением для защиты своих прав и законных интересов.

 Иск о защите прав потребителей может быть предъявлен по выбору потребителя в суд по месту:

- нахождения организации, а если ответчиком является индивидуальный предприниматель, - его жительства;

- жительства или пребывания истца;

- заключения или исполнения договора.

  По иску, связанному с нарушением прав потребителя, граждане освобождены от уплаты государственной пошлины.

 В соответствии со ст. 15 Закона при наличии вины продавца потребитель вправе также потребовать компенсации морального вреда, размер которой определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.

 Кроме того, при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с продавца за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятидесяти процентов от суммы, присужденной судом в вашу пользу.

 Управление Роспотребнадзора по субъекту Российской Федерации (в Чувашской Республике: Управление Роспотребнадзора по Чувашской Республике - Чувашии, адрес: г. Чебоксары, Московский пр. д.3Д)  может быть привлечено судом к участию в деле или вступить в дело по своей инициативе или по инициативе лиц, участвующих в деле, для дачи заключения по делу в целях защиты прав потребителей

По вопросам получения консультаций в области защиты прав потребителей, помощи в составлении претензий и исковых заявлений обращайтесь в Консультационный центр для потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Чувашской Республике - Чувашии» по адресу: г. Чебоксары ул. Ф. Гладкова, д. 17, каб. №№ 200, 202, по телефону: 56-46-66, 56-29-01; письменно с вопросом по адресу электронной почты: urist.centr@cge21.ru.         

 Также работает Единый консультационный центр, который функционирует в круглосуточном режиме, по телефону 8 800 555 49 43 (звонок бесплатный), без выходных дней на русском и английском языках.

 



24 апреля 2020
10:39
Поделиться