Шумерлинский муниципальный округ

ПРОФИЛАКТИКА ПРАВОНАРУШЕНИЙ В СФЕРЕ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

Статистика правонарушений в сфере безопасности дорожного движения неутешительна. Каждый день на дорогах России погибает около 100 человек и 600 получают ранения. Почти 60 % пострадавших в возрасте от 17 до 40 лет. Каждый десятый погибший и восьмой раненый - подростки. Экономические потери от дорожно-транспортных происшествий в России по сравнению со странами, в которых количество машин значительно превышает имеющиеся в нашей стране, составляют в процентном отношении к валовому внутреннему продукту одну из самых значительных величин - около 4 % годового валового продукта страны.

Опасным правонарушением, на наш взгляд, является выезд на полосу встречного движения, а также управление и передача транспортного средства в состоянии опьянения. Количество таких правонарушений может быть уменьшено, в первую очередь, путем профилактической деятельности, ответственность за которую лежит на органах, контролирующих безопасность дорожного движения. Следует отметить, что тяжесть последствий от ДТП, вызванных вышеуказанными нарушениями в России, значительно превышает аналогичные показатели большинства стран, уровень автомобилизации которых существенно выше.

Исходя из этого, на наш взгляд, необходимо обращать особое внимание на вопросы профилактики правонарушений данной категории.

Весь комплекс мер по профилактике ДТП можно разделить на две основные группы: нормативно-правовые и организационно-технические.

Нормативно-правовую основу государственной политики в области обеспечения безопасности дорожного движения на сегодняшний день составляют:

Конституция Российской Федерации;

гражданское и административное законодательство;

- Законы: "О безопасности дорожного движения", "О милиции", "О стандартизации", "О сертификации продукции и услуг", "О дорожных фондах в Российской Федерации" и другие нормативные документы.

Основными мероприятиями, представляющими организационно-технический аспект деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения, являются:

снижение тяжести ДТП в результате регламентации скоростей движения и обеспечения контроля скоростных режимов и поведения водителей в местах повышенной опасности, а также проведения работ по устранению неудовлетворительных дорожных условий;

снижение тяжести возможных последствий для пострадавших в ДТП и сокращение смертности при оказании своевременной помощи в результате уменьшения времени обнаружения ДТП;

создание и внедрение информационных систем обнаружения ДТП;

координация мер по спасению пострадавших от ДТП;

- комплектация служб необходимым оборудованием для оперативного извлечения пострадавших из транспортных средств (ТС), эвакуации и оказания неотложной медицинской помощи.

Профилактическое воздействие должно осуществляться как по месту работы, так и по месту жительства лица, совершившего ДТП. Это, по нашему мнению, обусловит необходимость более тесного взаимодействия следователей с другими подразделениями и службами ОВД (органы дознания, ДОБДД), общественными и государственными организациями, населением. Формами подобных мероприятий могут быть индивидуальные беседы, выступления на собраниях коллективов предприятий с обсуждением материалов конкретного уголовного дела, предполагающих освещение выявленных обстоятельств, спо-

Wlding P. The Welfare State and Conservatives // Political studies. Guilford. 1997. Vol. 45. N 4. P. 721.

собствовавших совершению ДТП, и возможных путей их устранения. Выступлениям, беседам должна предшествовать тщательная подготовка, которая включает: определение перечня вопросов, выносимых на обсуждение, подготовку необходимых наглядных материалов (диаграммы, графики, фотоматериал, примеры из следственной практики по обсуждаемой теме и т.д.), определение круга лиц, которых необходимо пригласить (работники общественных и государственных организаций, ДОБДД, органов дознания и т.д.), и информирование их об этом.

Эффективность названных форм профилактической деятельности следователя находится в прямой зависимости от их своевременности.

Меры профилактического воздействия подразделений ДОБДД целесообразно делить на две основные формы:

1 Надзорно-технические и организационные мероприятия:

регулировка дорожного движения, в том числе с использованием технических средств и автоматизированных систем управления дорожным движением, обеспечение организации движения ТС и пешеходов в местах проведения аварийно-спасательных работ и массовых мероприятий;

контроль за соблюдением Правил дорожного движения, а также нормативных правовых актов, действующих в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, в целях предупреждения, выявления и пресечения нарушения их требований;

участие в реализации мероприятий по обеспечению безопасного и беспрепятственного проезда ТС специального назначения, а также автомобильных колонн;

участие в осуществлении контроля за соблюдением иностранными гражданами и лицами без гражданства установленных для них правил въезда, выезда, пребывания и транзитного проезда на ТС через территорию России;

контроль за состоянием и обустройством улично-дорожной сети и средств регулирования, соблюдением установленных условий производства ремонтно-строительных работ на дорогах посредством

использования специальной техники (прибор для измерения коэффициента сцепления шин ТС с дорожным покрытием; дальномер для определения дальности видимости, прибор для измерения освещенности дорожного покрытия и т.д.);

регистрация, учет и проведение ежегодного технического осмотра транспортных средств;

осуществление контроля уровня подготовленности водителей к управлению ТС и знания ими Правил дорожного движения и (или) эксплуатации ТС.

2 Комплекс профилактических мероприятий общей и индивидуальной направленности, выражающихся в эмоционально-воспитательном воздействии на участников дорожного движения.

К первому виду мероприятий относится правовая пропаганда, заключающаяся в проведении с населением разъяснительной работы и пропаганды положений Правил дорожного движения, норм действующего законодательства, решений администраций регионов, приказов МВД РФ и иных нормативных актов по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения. Целью данной работы является оказание помощи участникам дорожного движения в понимании и осуществлении ими не только своих законных прав, интересов, но и обязанностей, а также формирование общественного мнения о важности проблемы безопасности дорожного движения и сокращения числа нарушений Правил дорожного движения. Формами и методами пропаганды безопасности дорожного движения выступают:

организация постоянных теле-, радиопередач и рубрик по проблемам безопасности дорожного движения, адресованных определенной аудитории (водителям ТС, пешеходам, детям и т.д.);

ведение теле- и радиорепортажей с автодорог и улиц, мест совершения ДТП, из лечебных учреждений, залов суда, передача интервью со свидетелями, участниками ДТП, а также пострадавшими в них лицами;

выпуск периодических специализированных журналов, газет и бюллетеней;

использование возможностей прессы, в том числе детской и юношеской, для предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма;

использование автомобилей, оборудованных киноаппаратурой, для показа кинофильмов по безопасности дорожного движения в автохозяйствах, на полевых станах в период проведения сельхозработ, а также оздоровительных лагерях и домах отдыха для детей;

проведение лекций, докладов, бесед, консультаций с водителями, рабочими, служащими, детьми и подростками, пенсионерами и домашними хозяйками с использованием технических средств (магнитофонов, диапроекторов, киновидеоаппаратуры);

- оказание содействия в изучении в детских дошкольных учреждениях, школах и других заведениях Правил дорожного движения в целях предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма.

К мероприятиям индивидуальной направленности относится разъяснительная работа сотрудников ДОБДД в отношении конкретного участника дорожного движения как уже допустившего нарушения Правил дорожного движения, так и не имеющего такого рода нарушений. Итогом данной деятельности должно быть уяснение последними возможности наступления в результате совершения ими ДТП моральных, социальных и физически вредных последствий для них, а также принятием в отношении лиц, виновных в совершении ДТП административных мер принуждения.

Профилактическая деятельность подразделений ДОБДД должна строиться на основе тесного взаимодействия с другими службами и подразделениями ОВД, министерствами и ведомствами, а также общественными формированиями по охране правопорядка в форме обмена оперативной информацией, проведения оперативно-профилактических мероприятий, объединенных учебно-тренировочных, тактических занятии и инструктажей. 



15 июня 2020
16:15
Поделиться