К 100-летию образования Чувашской автономии: Художник "Нарспи"

К 100-летию образования Чувашской автономии: Художник "Нарспи"

  2 июля исполняется 99 лет со дня рождения Заслуженного художника Чувашской АССР Петра Владимировича Сизова, уроженца д. Торханы Шумерлинского района. П. Сизов внес большой вклад в развитие чувашской книжной и станковой графики. Учился в Алатырской художественно-граверной школе, в Центральной студии «Всекохудожника» в классе А.М. Герасимова, окончил Всесоюзный заочный университет искусств. С 1940 по 1991 гг. работал художником Чувашского государственного книжного издательства. Оформил и проиллюстрировал около 200 книг и учебников.

      Участник выставок: чувашских республиканских (с 1945), конференции-выставки произведений 10 автономных республик (1950, г. Казань), Всероссийского конкурса книги и книжной графики (1969, Москва), произведений художников автономных республик РСФСР (1971, Москва), зональных выставок «Большая Волга» (1964, 1969–70, 1974, 1985), произведений художников Чувашии в гг. Москва (1979, 1980), Уфа (1982), Казань (1986), Горький (1988). Персональные выставки в г. Чебоксары (1971, 1981, 1982, 1991, 1996), в г. Шумерля (1972).

       Основные работы: оформление книг «Али-Батыр» В.В. Бараева, «Сăсар çĕлĕк» (Соболевая шапка) Я.Г. Ухсая, «Нарспи» К.В. Иванова, «Юмахсем» (Сказки) П.П. Хузангая, «Тинĕс хумханать» (Море волнуется) В.Г. Бурнаевского, «Ту урлă çул» (Перевал) Я.Г. Ухсая; серия графических листовок (акварель) к «Нарспи», серия линогравюр «Нарспи»; серия агитплакатов; серии рисунков «Чебоксары», «Строительство Чебоксарской ГЭС»; серия линогравюр «По пути Ленина»; серия станковых рисунков «Просветитель чувашского народа И.Я. Яковлев» и др. Избирался неоднократно народным заседателем Чебоксарского городского народного суда.

       Петр Владимирович Сизов — один из видных воспитанников Алатырской художественно-граверной школы. Школа выполнила две важные задачи, которые ясно прослеживаются в творчестве П. Е. Сизова. Это — культивирование книжной графики как самостоятельного, важного и действенного вида искусства, как объекта творчества, достойного истинных талантов. И это — умелое направление внимания ее учеников на изучение чувашской национальной культуры, способной дать всякому, кто ею всерьез заинтересуется, обильный материал для создания крупных произведений. Не удивительно, что характер отношения к чувашской культуре определялся в те годы прежде всего через оценку поэмы К. В. Иванова «Нарспи». Ибо именно в ней наиболее полно выражены национальные черты и особенности нашего народа. В Алатырской художественно-граверной школе она изучалась как крупнейшее национальное достояние. Линогравюры — иллюстрации на тему «Нарспи», созданные преподавателями  школы Ф.С.Быковым и И.Т.Григорьевым,  послужили как бы стартовой площадкой для их ученика Петра Сизова, отдавшего лучшие свои силы художественному оформлению и иллюстрированию этой поэмы. Он подготовил пять вариантов художественного оформления книги К. Иванова «Нарспи».

           В том, что в нашем сознании сложились вполне определенные типы героев «Нарспи», роль П. В. Сизова, нашедшего выразительную и исторически верную изобразительную интерпретацию темы, весьма значительна. Его иллюстрации отражают не только творческое развитие самого художника, но и этапы развития научного исследования поэмы, характер постановки и решения национального вопроса в области культуры в целом. От чисто внешних иллюстраций отдельных строк, сцен, действий, от простого любительского показа национальных костюмов, украшений, обрядов и обычаев художник пришел к глубокому раскрытию характеров, исторических обстоятельств, социальных причин народной трагедии, сумел увидеть и убедительно показать классовое расслоение чувашской деревни дореволюционного периода. Получилась широкая картина жизни народа, который, сохраняя свои вековые традиции, созревает в новых исторических условиях для открытой борьбы против мира «зла и мук».

            Во многих видах и жанрах изобразительного искусства работал П. В. Сизов за свою творческую жизнь. Однако многие поколения чувашских зрителей и читателей запомнили его именно как иллюстратора «Нарспи». Рисунки к «Нарспи» оказались достойны любви всего народа, и народ по достоинству оценил своего художника.

Информацию подготовила Наталья Осипова



02 июля 2020
15:01
Поделиться