Шумерлинский муниципальный округ

Народные промыслы и ремесла

Культура каждого народа развивается по единым для всего человечества законам. А наци­ональное многообразие материальной и духовной культу­ры, их самобытность зависят от конкретных условий, в которых формировался и развивался народ.

На древнюю культуру предков чувашей немало влияли тюркоязычные племена и народы. Высокого уровня она достигла в государстве Волжской Булгарии.

Относящиеся к материальной культуре земледелие и животноводство, охота, рыболовство, бортничество, посе­ления и жилища, одежда, утварь, транспортные средства чувашского народа развивались в одном русле с народами Поволжья, но имеют свои значительные особенности.

Земледелие. Основу традиционного хозяйства чува­шей, как и других народов Среднего Поволжья, составляло земледелие в сочетании с животноводством.

Пашенным земледелием в середине I тысячелетия н.э. первыми в Среднем Поволжье начали заниматься именьковские племена и племена городецкой культуры (древняя мордва).

Известно, что волжские булгары-чуваши перекочева­ли в места, где население уже владело пашенным земледе­лием. До этого приазовские болгары занимались таборным кочеванием, основу их хозяйства составляло скотоводство. Но и пашенное земледелие им было известно. Крестьяне Волжской Булгарии пахали простейшим бесподошвенным ралом, его вытеснило затем рало с полозом. Из последнего в XI-XII вв. было построено пахотное орудие нового типа – тяжелый плуг, переворачивающий верхний пласт дерна, корней, кустарников и взрыхляющий почву. Акапуç (агабусь) у чувашей, сабан у татар являются модификацией это­го орудия. Деревянный плуг, акапуç, имел колесный пере­док, лемех, односторонний отвал. В него впрягали 3-4 лошади, а обслуживали 3 человека: один пахал, второй по­гонял лошадей, третий по ходу работы чистил отвал от на­липающей земли, корней, дерна.

Для обработки старопахотных земель использовали более легкое орудие – соху, двузубую с перекладной полицей. На территории Волжской Булгарии соха (чув. суха, сухапуç) распространилась не позднее конца XII – начала XIII вв. К концу XIX в. соха у чувашей почти полностью вытесняет старый плуг – агабусь и продолжает служить в приусадебном хозяйстве даже в XXI веке.

Другим пахотным орудием была косуля (чалăш). Она имеет сходство как с сохой, так и агабусь.

Обычным способом использования земли является трехпольный севооборот. Земля делилась на три участка: на одном сеяли озимые культуры, на втором – яровой хлеб, третье находилось под паром. На следующий год бывшее озимое поле отводилось под яровые культуры, яровое поле – под пар, а бывшее паровое, где в течение сезона пасли скот, засевалось озимыми.

Яровое поле начинали пахать в конце апреля. Первы­ми из яровых высевали овес (сĕлĕ) и горох (пăрçа), затем ячмень (урпа), полбу (пăри), пшеницу (тулă), чечевицу (ясмăк), последней высевали гречиху (хура тулă).

Население чувашского Поволжья в середине II тыс. н.э. возделывало полбу, ячмень, просо (вир), овес, озимую рожь, горох, чечевицу, лен (йĕтĕн) и коноплю (кантăр). Блюдами из полбы и проса чуваши совершали обряды. Эти культуры были освоены предками чувашей еще в азиатский период их истории.

Огородные культуры выращивали около водоемов на лугах. На чащобах и лесных полянках высевали репу.

После перевозки на ток снопы ржи складывали в круглые скирды (капан), вмещавшие полтора – два десятка возов. Их устраивали на подставке из столбов для лучшего проветривания и длительного хранения.

Наиболее древними способами молотьбы были хлес­тание и выбивание зерен палками. Из способов отбива­ния до начала XX в. сохранился обмолот льна. Основным способом молотьбы было отбивание зерна цепами (тăпач, çапуççи). Дубец (молотило) прикрепляли цепью с помощью путца (чĕн), изготовленного из сыромятного ремня.

Мельницы. Археологические образцы зернодробилок находят в больших количествах во всех поселениях, где народ стал оседлым и занялся земледелием (со времен неолита). Ветряную мельницу стали использовать 6-7 веков назад, а водяную мельницу еще раньше, в начале нашей эры.

Чувашские крестьяне в XIX в. применяли: ручную мель­ницу (ал арманĕ), водяную мельницу (шыв арманĕ), ветря­ную мельницу (çил арманĕ), конную крупорушку. В дерев­нях были шерстобойки (çăм арманĕ), маслобойки (çу арманĕ).

Ручная мельница имелась почти в каждом хозяйстве. Изредка она встречается до сих пор, иногда используется, но чаще хранится без применения. После первого пропус­ка зерен сквозь ручную мельницу они превращаются в кру­пу, а при пропуске от 3 до 5 раз, в зависимости от тяжести верхнего жернова, они смалываются в муку.

В Ишакском краеведческом музее имеется механизи­рованная ручная мельница XVIII века.

Ветряная мельница (çил арманĕ) распространялась со второй половины XVII в. В XIX в. ее можно было видеть на возвышенном месте почти у каждого селения. Сруб ветрян­ки был восьмиугольным и имел высоту около шести саже­ней (I сажень равна 2,134 м). Нижний сруб служил в каче­стве амбара, иногда мельница имела пристройку (çил арман лаççи). Крышу мельницы (арман тÿпи) делали ост­роконечной, чтобы уместилось под ней колесо вала. Кры­льев у мельницы (арман çуначĕ) бывает шесть, восемь или десять. Они вращают вал, на среднюю часть которого наде­то большое колесо (урапа) с зубьями. Колесо вращает шес­терню с веретеном (йĕке). Нижний конец веретена приво­дит в движение жернов.

Водяные мельницы ставились на речках. В прошлом (XVII-XVIII вв.) у чувашей, марийцев, татар бытовали ме­ленки – колотовки простейшего устройства. Водяная мель­ница представляла собой обычно водосливное колесо (шыв урапи), насаженное на горизонтальный вал. Колесо приво­дилось в движение силою падающей воды.

Около мельницы ставили избушку (арман пÿрчĕ), здесь жил мельник и останавливались на ночлег крестьяне в ожи­дании очереди на помол.

Наибольшее количество ветряных и водяных мельниц насчитывалось в начале XX в. Теперь их вытеснили элект­ромельницы.

Животноводство представляло самостоятельную от­расль хозяйства, которое обеспечивало население тягловым скотом, мясной и молочной пищей, сырьем для изготовле­ния одежды и обуви, инвентаря. Чуваши разводили лоша­дей, коров, овец, коз, свиней.

Охота была одним из главных занятий населения. До­бывали пушного зверя: бобров, лисиц, куниц, горностаев, выдр, белок. Их использовали для хозяйственных нужд и уплаты податей. Охотились на волков и медведей. Для охо­ты использовали лук со стрелами, дротики, копья, топоры, дубинки, а также различные ловушки, петли, капканы, при­меняли самострелы. Их устанавливали в зарослях, чащо­бах, на звериных тропах. Самострелы были похожими на натянутый лук со стрелой. Животное задевало волосяную нить или педаль – лук тотчас же спускал стрелу.

Рыболовством занимались на всех речках и повсеместно. Ловили мелкую рыбу: пескарей, ершей, вьюнов, а в родниковых водах – форелей. В больших реках ловили щук, сомов, налимов, судаков, лещей, стерлядей.

Бортничество. Сбором меда люди занимались издревле. Путешественники, посещавшие Волжскую Булгарию, отмечали широкое распространение на территории края бортничества – сбора меда диких лесных пчел. Это не являлось простым собирательством. Бортник подыскивал в лесу подходящее дерево, вырубал и обустраивал дупло, устанавливал приспособления для добывания меда и воска, запускал рой пчел. На такие деревья заносили знаки собственности – семейно-родовые тамги. Бортные угодья у чувашей передавались по наследству.

Пчеловодство. Пчеловодство у народов Поволжья прошло три стадии развития: дикое (или бортевое), колодное и рамочное.

С конца XIX в. широкое распространение получают ра­мочные ульи, а колодные постепенно выходят из употребления. Рамочные ульи гораздо легче по весу, чем колодные, их проще перемещать с одного медоносного места на дру­гое. С таких ульев меду собирали в 1,5 раза больше, чем с колодных. Изготовление рамочных ульев даже выделилось в отдельное ремесло.

Все более разнообразным становится пчеловодный инвентарь: появляются медогонки, металлические дымари, воскотопки, приспособления для перевозки пчеломатки и т.п.

Мед собирают во второй половине июля. Пчеловод берет с собой нож (çĕçĕ), посуду для меда (патман), дымарь (тĕтĕркĕç), сетку (питлĕх), скребки (хыркăч). На зиму ульи ставятся в омшаник.

В настоящее время Поволжье и Приуралье являются районами развитого пчеловодства. Пасеки имеют многие колхозы и совхозы, а также фермерские и личные хозяй­ства, расположенные вблизи лесных массивов.

Металлообработка. Чуваши унаследовали от булгар высокую технику металлообработки. Булгарское ремесленное производство не уступало мировому стандарту.

До XVII в. среди чувашей, как и среди других народов Поволжья, были ремесленники – специалисты по обработке металла. Основным сырьем для получения железа служила болотная руда. На древесном угле в горнилах варили железо. Археологами на территории Чувашии обнаружено несколько древних домниц.

Металл занимал важное место в обрядах чувашей, в религиозных представлениях, магических действиях. Однако, в начале XVII в., после крестьянских восстаний, царское правительство запретило «инородцам» заниматься обра­боткой металла, чтобы нерусские народы не могли изготавливать оружие. Удар по развитию этих ремесел оказался настолько сильным, что среди чувашей даже в XIX в. было мало кузнецов. Кузнечным делом в Чувашском крае зани­мались только русские мастера.

Запреты были сняты только в конце XIX в., и среди чувашей появились свои кузнецы.

В 1837 г. в Казанской губернии было всего 108 кузне­цов из чувашей. Позднее количество чувашей, занимавшихся кузнечным делом, резко увеличилось. Кузницы открывались во многих деревнях. Помещалась кузница обычно в небольшой срубной постройке. Здесь был горн с наковальней и несложный набор кузнечных и слесарных инструментов: молот, наковальня, зубило, обжимка, клещи, шаблоны, мех и пр. Кузнецы изготавливали разнообразную продукцию: домашнюю утварь (ухваты, заслонки, кочерги, сковородники, вьюшки, ковши, ведра и т.п.), различные инструменты (топоры, ножи, молотки, клещи, ножницы, долота и т.п.), металлические части сельскохозяйственных орудий (сошники, лемехи, полицы, зубья для борон, серпы, косы, вилы, лопаты).

Обработка волокна. Волокно для пряжи выделывали из льна и конопли, а в древности – из крапивы.

Коноплю и лен теребили – выдергивали с корнями после того, как листья начинали желтеть и созревали семена. Пучки связывали в снопы, корни отрубали топорами. Снопы су­шили на солнце, затем приступали к молотьбе семян с помо­щью колотушек (тукмак). Обмолоченные снопы конопли связывали по 100-200 штук (сÿс сулли) и погружали в воду на 10-15 дней. После отделения волоконцев от стеблей сно­пы вынимали из воды и просушивали на заборах, жердях.

В отличие от конопли лен не мочили, а расстилали на траве. После просушки коноплю и лен мяли и трепали, чтобы получить волокно. Для разделывания волокон кудели ее клали в ступу (килĕ) и толкали пестом (кисĕп). Размягченную кудель расчесывали специальной щеткой (шăрт). Основным способом обработки кудели было прядение на веретене (йĕке) и самопрялке.

Основные детали самопрялки: колесо; веретено-шпулька; педаль, придающая при помощи шатуна движение колесу. От колеса через туго натянутый ремень (струну) дви­жение передается шпульке. Весь механизм укрепляется на стояке.

Разнообразны и формы простых прялок: цельные прялки из одного куска дерева и прялки с донцем. В Чувашии встречаются палкообразные, лопатообразные и гребнеобразные прялки. Донца и стойки прялок часто украшались резьбой.

Чуваши употребляли горизонтальный ткацкий стан (пир вырăнĕ) с бедром и подножками – педалями. Для про­цесса тканья на стане характерны: 1) разделение ниток на две группы – основу и уток (утком называются нитки, про­пускаемые перпендикулярно к нитям основы); 2) нитки основы сами разделяются на две группы, образуя отверстие для утка – зев. При каждом чередовании зева нитки, находящиеся внизу, поднимаются кверху, а находящиеся ввер­ху уходят вниз.

Для пропускания утка при тканье служит челнок (ăса). В челнок устанавливается цевка (çĕрĕ) с нитками. При на­матывании нитки на цевку используется скальница (хултăрчă). Ее основу составляет валик с маховым колесом. В острый конец валика вставляется цевка, на которую при вращении колеса и валика наматывается нитка.

Полученный холст золили, парили в горячей печи, про­мывали и на весеннем снегу выбеливали 7-10 дней. Просушенный холст клали на дуплистое бревно (пир каски), креп­ко привязав к нему, били колотушкой (тукмак). Холст отбивали обыкновенно в майские дни, приглашали на помощь, созываемую по этому случаю, 5-6 девушек. В это время вечерами можно было слышать звонкий перестук коло­тушек.

Обработка шерсти и приготовление шерстяных изде­лий. Прежде чем приступить к прядению шерсти или валя­нию, её разбирают руками, расчесывают и бьют. Шерсть че­шут, чтобы разрыхлить и придать одно направление. Существует два способа чесания шерсти: расчесывание деревянным гребнем (турахуп) и битье лучком со струной – ручной шерстобойкой. Она состояла из простого деревянного лука – (укçу) с тетивой (хирлÿ), которую в старину делали из овечьей или собачьей кишки, позднее натягива­ли покупную металлическую струну. Разрыхленную руками шерсть взбивали тетивой. Тетиву оттягивали пальцем или специальным битком.

При ее спуске грубые части шерсти отбрасывались в сторону, основная масса получалась рыхлой и чистой.

Обработанную таким образом овечью шерсть в дальней­шем использовали для прядения из нее шерстяной пряжи для вышивок, изготовления сукна, вязаных, валяных и вой­лочных изделий.

Во второй половине XIX в. в чувашских деревнях по­являются механические шерсточесальники. Шерстобойки были на конной тяге, работали они также от водяного колеса.

Для изготовления войлока (кĕççе) шерсть расстилали ровным слоем, обдавали кипятком, прикрывали холстом и мяли. Затем сворачивали и продолжали мять, пока не получался рыхлый войлок, который опускали в корыто, ошпаривали кипятком и толкли пестами. Готовый войлок рас­стилали, растягивали, разравнивали.

В древности предки чувашей войлок использовали для покрытия юрты и других нужд. Чуваши изготовляли из войлока одежду (войлочную шляпу, стельки, чулки-вкладыши в кожаный сапог), предметы интерьера (до­рожки для подстилки перед женихом на свадьбе, для покрытия нар во время праздников, подстилки для ночлега), предметы упряжи (потник хомута, седелки, верхового седла и др.). Из шерсти валяли валенки, шляпы, онучи, сукно (тăла).

В чувашском быту широко применялись вязанные из шерсти варежки (алсиш), чулки (чăлха), носки (чăлхапуç), шапочки (пухча, калпак) и др.

 

Димитриева, Н. И., Никитин, В. П. Хозяйство, промыслы, ремесла / Н. И. Димитриева, В. П. Никитин // Мир чувашской культуры. – Чебоксары : «Новое время», 2007. – С. 128-135.