02. Комментарий к федеральному закону
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 06.05.2011 N 100-ФЗ
"О ДОБРОВОЛЬНОЙ ПОЖАРНОЙ ОХРАНЕ"
Данный Федеральный закон (далее - Закон N 100-ФЗ) принят в целях правового регулирования на законодательном уровне деятельности по оперативному тушению пожаров силами добровольцев и неспециализированных организаций. Следует отметить, что в настоящее время действует Приказ МВД РФ от 02.04.2001 N 390 "О введении в действие Порядка создания подразделений добровольной пожарной охраны и регистрации добровольных пожарных" (далее - Приказ МВД РФ N 390). Он принят во исполнение норм, закрепленных в абз. 6 ст. 34 и абз. 2 ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон о пожарной безопасности).
В Заключении Комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций от 13.01.2011 на законопроект, ставший затем Законом N 100-ФЗ, отмечалось, что лесные и торфяные пожары летом 2010 г. в ряде субъектов РФ нанесли огромный ущерб экономике нашей страны и тысячам российских граждан. В данном акте говорилось: "сложившаяся ситуация выявила несовершенство противопожарной инфраструктуры, отсутствие первичных мер пожарной безопасности на уровне сельских поселений, садоводческих, дачных и огороднических некоммерческих объединений граждан".
Таким образом, Закон N 100-ФЗ призван способствовать своевременному реагированию на пожароопасную ситуацию в случае, если соответствующие подразделения Государственной противопожарной службы не могут должным образом предотвратить пожар, уменьшить наносимый им вред и (или) провести аварийно-спасательные работы.
Закон N 100-ФЗ вступит в силу 22 мая 2011 г.
Понятие и формы осуществления добровольной пожарной охраны
В Законе N 100-ФЗ под добровольной пожарной охраной понимаются такие общественные объединения пожарной охраны, которые созданы по инициативе частных лиц (физических лиц или общественных объединений) для участия в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ. Такие организации должны быть социально ориентированными. Другими словами, они должны осуществлять один из видов деятельности, предусмотренных в п. 1 ст. 31.1 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (п. 2.1 ст. 2 указанного Федерального закона).
Отметим, что в п. 4 Приказа МВД РФ N 390 предусматривается, что подразделения добровольной пожарной охраны могут создаваться по инициативе главы органа местного самоуправления.
В соответствии со ст. 9 Закона N 100-ФЗ основными задачами добровольной пожарной охраны являются:
1) профилактика пожаров;
2) спасение людей и имущества при пожарах, проведение аварийно-спасательных работ и оказание первой помощи пострадавшим;
3) участие в тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ.
Добровольную пожарную охрану в соответствии с Законом N 100-ФЗ могут осуществлять общественные объединения добровольной пожарной охраны в форме общественных организаций или общественных учреждений. Общественные организации пожарной охраны формируются на основе членства и призваны защищать интересы членов таких организаций и уставные цели (п. 1 ст. 7 Закона N 100-ФЗ). Что касается общественных учреждений добровольной пожарной охраны, то они не имеют членства и осуществляют противопожарную деятельность на определенной территории или объекте (п. 1 ст. 8 Закона N 100-ФЗ).
Участники отношений в сфере добровольной пожарной охраны
Личный состав добровольной пожарной охраны включает в себя работников добровольной пожарной охраны и добровольных пожарных (п. 1 ст. 10 Закона N 100-ФЗ).
Добровольный пожарный - это физическое лицо, которое является членом или участником общественного объединения пожарной охраны и на безвозмездной основе участвует в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ (ст. 2 Закона N 100-ФЗ). Однако в п. 3 ст. 18 Закона N 100-ФЗ указывается, что добровольным пожарным должны выплачиваться компенсации, предусмотренные гражданско-правовыми договорами на выполнение работ по профилактике и (или) тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ. Отсюда можно сделать вывод о том, что деятельность добровольных пожарных осуществляется на основании гражданско-правового договора, который должен предусматривать выплату денежных компенсаций в определенных случаях.
При этом по общему правилу, если лицо выполняет свои функции пожарного в добровольной пожарной охране за плату и несет обязанности по соблюдению правил трудового распорядка, то Закон N 100-ФЗ определяет его как работника добровольной пожарной охраны, вступившего в трудовые отношения с общественным объединением пожарной охраны.
В качестве работников территориальной добровольной пожарной команды свою деятельность должны осуществлять руководитель, бухгалтер и водители мобильных средств пожаротушения в соответствии с особенностями, установленными трудовым законодательством для указанных должностей (п. 4 ст. 8 Закона N 100-ФЗ). В отношении руководителя и бухгалтера объектовой добровольной пожарной дружины указано, что они назначаются учредителями общественного объединения пожарной охраны - судя по всему, также на основании трудовых договоров.
Следует отметить, что Приказ МВД РФ N 390 не предусматривает в добровольной пожарной охране таких членов и участников, которые осуществляли бы свою деятельность в качестве наемных работников.
В Законе N 100-ФЗ различаются добровольная пожарная дружина и добровольная пожарная команда. Под первой понимается подразделение добровольной пожарной охраны, принимающее непосредственное участие в тушении пожаров. Добровольная пожарная команда отличается от пожарной дружины наличием мобильных средств пожаротушения. Данное разделение установлено также в п. 2 Приказа МВД РФ N 390.
Добровольные пожарные команды и дружины формируются по объектному или по территориальному принципу.
Закон N 100-ФЗ различает понятия членства и участия в общественном объединении добровольной пожарной охраны. Так, в соответствии с п. 5 ст. 6 указанного Закона членами этих общественных объединений могут быть такие физические лица и общественные объединения, которые заинтересованы в решении задач добровольной пожарной охраны, что может быть заверено документально. А вот участниками общественных объединений добровольной пожарной охраны в соответствии с положениями Закона N 100-ФЗ могут быть физические лица и общественные объединения, выразившие поддержку целям и (или) конкретным акциям таких общественных объединений. Указанные лица обязательно должны оформить условия своего участия в этой деятельности.
Имущество добровольной пожарной охраны и
финансовое обеспечение ее деятельности
Если финансовое обеспечение добровольной пожарной охраны происходит в соответствии с российским законодательством, то его размер и источники не ограничиваются (ст. 11 Закона N 100-ФЗ). В качестве таких источников могут быть использованы собственные средства членов и участников добровольной пожарной охраны, взносы и пожертвования, средства учредителей, средства поддержки, оказываемой органами государственной власти и органами местного самоуправления.
Аналогично не ограничены размеры и источники получения добровольной пожарной охраной имущества, если оно передается в соответствии с действующим законодательством. Имущество при этом может передаваться как в собственность, так и во владение, аренду и (или) в безвозмездное пользование на долгосрочной основе. Отметим, что федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и организации могут передавать имущество добровольной пожарной охране лишь в долгосрочное владение и (или) пользование (п. 2 ст. 12 Закона N 100-ФЗ).
Если общественное объединение пожарной охраны ликвидируется, его имущество, полученное и (или) приобретенное за счет средств поддержки органов государственной власти и (или) местного самоуправления, должно быть передано на баланс соответствующего территориального подразделения Государственной противопожарной службы по согласованию с МЧС России (п. 3 ст. 12 Закона N 100-ФЗ).
Данный вывод, в частности, вытекает из того, что в Обзоре судебной практики ВС РФ за IV квартал 2010 г. (утв. Постановлением Президиума ВС РФ от 16.03.2011) указано следующее. К органам исполнительной власти по надзору и контролю в сфере обеспечения пожарной безопасности относится лишь МЧС России (в соответствии с п. 1 Положения о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного Указом Президента РФ от 11.07.2004 N 868), а органы Рослесхоза не являются уполномоченными в этой сфере государственной деятельности.
Условия службы в добровольной пожарной охране
Выполнять обязанности добровольного пожарного могут лица, достигшие 18 лет и соответствующие определенным требованиям к здоровью (п. 2 ст. 10 Закона N 100-ФЗ). В настоящее время такие требования в отношении сотрудников МЧС России, занимающихся противопожарной безопасностью, установлены в Приказе МВД РФ от 14.07.2010 N 523 "Об утверждении Инструкции о порядке проведения военно-врачебной экспертизы и медицинского освидетельствования в органах внутренних дел Российской Федерации и внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации".
Работники и добровольные пожарные, принимающие непосредственное участие в тушении пожаров, должны обеспечиваться средствами индивидуальной пожарной защиты и снаряжением пожарных согласно порядку, утвержденному МЧС России (п. 2 ст. 14 Закона N 100-ФЗ).
Физическое лицо считается получившим статус добровольного пожарного с момента регистрации в реестре добровольных пожарных, порядок ведения которого должно установить МЧС России. В Приказе МВД РФ N 390 указаны действующие в настоящее время формы таких реестров.
Права и обязанности работников добровольной пожарной охраны и добровольных пожарных установлены в ст. ст. 14 - 15 Закона N 100-ФЗ. В частности, указанные лица обязаны обладать необходимыми пожарно-техническими знаниями. Соответственно, они согласно п. 1 ст. 20 Закона N 100-ФЗ допускаются к тушению пожаров только при наличии документа о том, что они прошли специальный курс обучения по программам профессиональной подготовки (п. 1 ст. 20 и п. 1 ст. 21 указанного Закона).
Кроме того, добровольный пожарный обязан нести службу в соответствии с установленным графиком дежурств, который должен быть согласован с руководителем организации по месту работы или учебы добровольного пожарного. Режим работы (дежурств) и отдыха работников добровольной пожарной охраны определяется в соответствии с нормами трудового законодательства, тогда как для добровольных пожарных такой режим устанавливает учредитель данного общественного объединения по согласованию с территориальным органом МЧС России (ст. 20 Закона N 100-ФЗ).
В ст. 16 указанного Закона особо оговорено, что материальное стимулирование добровольных пожарных является правом, а не обязанностью учредителя общественного объединения добровольной пожарной охраны. Выплату материального поощрения добровольным пожарным также могут предусмотреть организации, органы государственной власти и местного самоуправления.
Определенной гарантией прав и законных интересов личного состава добровольной пожарной охраны является то, что лица, которые участвовали в тушении пожара и проведении аварийно-спасательных работ и действовали в условиях крайней необходимости и (или) обоснованного риска, освобождаются от возмещения причиненного ущерба в соответствии с российским законодательством (п. 3 ст. 22 Закона N 100-ФЗ).
Органы государственной власти и местного самоуправления, привлекающие работников добровольной пожарной охраны и добровольных пожарных к проведению различных противопожарных работ, могут осуществлять личное страхование добровольных пожарных территориальных подразделений добровольной пожарной охраны на период исполнения ими соответствующих обязанностей (ст. 17 Закона N 100-ФЗ).
Законом N 100-ФЗ предусмотрен ряд льгот и компенсаций в отношении добровольных пожарных. Так, указанные лица освобождаются от работы или учебы без сохранения заработной платы, но с сохранением за ними места работы или учебы, должности на время участия в тушении пожаров или несения ими службы (п. 1 ст. 18 Закона N 100-ФЗ). При этом добровольные пожарные команды и дружины, которые привлекли указанных лиц в их рабочее или учебное время к участию в тушении пожаров, к несению службы (дежурства) или прохождению профессиональной подготовки, должны выплачивать им компенсацию в размере и порядке, которые определены соответствующими общественными объединениями пожарной охраны.
Добровольным пожарным территориальных и объектовых подразделений добровольной пожарной охраны за счет средств, предусмотренных на содержание указанных подразделений, выплачиваются компенсации, предусмотренные гражданско-правовым договором на выполнение работ по участию в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ.
Кроме того, добровольным пожарным по месту их работы должен предоставляться ежегодный дополнительный отпуск без сохранения заработной платы продолжительностью до 10 календарных дней (п. 7 ст. 18 Закона N 100-ФЗ).
Конкретные гарантии правовой и социальной защиты членов семей работников добровольной пожарной охраны и добровольных пожарных в Законе N 100-ФЗ не предусмотрены. Однако в соответствии со ст. 19 указанного Закона органы государственной власти и местного самоуправления за счет средств бюджетов должны установить соответствующие меры по социальной поддержке таких лиц - к примеру, на случай гибели работника добровольной пожарной охраны или добровольного пожарного в период исполнения им соответствующих обязанностей.
Территориальные и объектные подразделения добровольной пожарной охраны могут выезжать на тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ за пределы их установленного района действия, если условия и порядок такого выезда согласованы с учредителями данной добровольной пожарной службы (п. 2 ст. 22 Закона N 100-ФЗ).
До прибытия на место возгорания сотрудников Государственной противопожарной службы старшее должностное лицо подразделения добровольной пожарной охраны, первым прибывшее на пожар, координирует действия личного состава добровольной пожарной охраны по тушению пожара, спасению людей и имущества при пожаре, проведению аварийно-спасательных работ (п. 4 ст. 22 Закона N 100-ФЗ).
Исключительные права на представленный обзор
принадлежат АО "КонсультантПлюс".