Шумерлинский муниципальный округ

Доходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации

Тема   нашей   лекции:   «Доходы   бюджетов   бюджетной   системы Российской Федерации». Важно отметить, что есть свои особенности их состава  и управления  в  зависимости  от  уровня  публичной  власти: федерального, регионального, местного.

Начнём с терминологического аппарата.

Так, доходы бюджета представляют собой поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации источниками финансирования дефицита бюджета.

Рассмотрим факторы, влияющие на состав/структуру/объём доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Налоговая система государства. Очевидно, что количество принятых налогов в налоговой системе государства, а также установленные элементы налогообложения напрямую влияют на различные условия взимания налогов, а следовательно, и на объём поступающих налоговых доходов.

Наличие налоговых расходов. Прежде всего, следует отметить, что под налоговыми расходами публично-правового образования понимают выпадающие доходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, обусловленные налоговыми льготами, освобождениями и иными преференциями по налогам, сборам, таможенным платежам, страховым взносам на обязательное социальное страхование, предусмотренными в качестве мер государственной (муниципальной) поддержки в соответствии с целями государственных (муниципальных) программ и (или) целями социально-экономической политики публично- правового образования, не относящимися к государственным (муниципальным) программам. Соответственно, потенциальные налоговые доходы сокращаются на данный объём налоговых расходов.

  1. Чрезвычайные ситуации (в т.ч. стихийные бедствия) и эпидемии (прекращение или сокращение производства продукции, сокращение объёмов выплат по оплате труда и т.п.) влияют, прежде всего, ввиду того, что приостанавливаются производства продукции, что уменьшает объём поступающих налоговых доходов от ее реализации; в случае разрушения имущества организаций могут быть сокращены объёмы налоговых доходов, взимаемых за имущество. Более того, один из негативных эффектов — это сокращение рабочих мест или же уменьшение объёма выплат по оплате труда, а это уже приведет к уменьшению мобилизуемого налога на доходы физических лиц, а также неналоговых доходов в виде страховых взносов на обязательные виды социального страхования.
  2. Географическое положение, природно-климатические условия влияют на степень развитости тех или иных видов экономической деятельности. Например, в зависимости от конкретного географического положения находятся различные полезные ископаемые, что определяет объём мобилизуемых соответствующих налоговых доходов. Более того, на территориях с тяжелыми погодными условиями, как правило, проживает меньше людей, что, соответственно, влияет на объём мобилизуемых доходов от взимания налога на доходы физических лиц.
  3. Экономические и политические шоки, различные возникающие экономические кризисы способствуют уменьшению экономической активности экономических агентов. Причём очень часто это затрагивает несколько или даже все виды экономической деятельности и тем самым спирально ухудшая ситуацию. В конечном счете это приводит к уменьшению налоговых доходов бюджетов бюджетной системы государства.
  4. Стадия экономического цикла. В зависимости от того или иного цикла наблюдаются, с одной стороны, различные темпы экономического роста, а с другой — отличаются и реакции государства на них, что может выражаться в установлении различных налоговых и иных льгот, их сворачивании, уменьшении /увеличении налоговых ставок. В конечном счете это всё влияет на объём мобилизуемых доходов в бюджеты бюджетной системы государства.
  1. Налоговая культура граждан. В зависимости от уровня налогового менталитета в соответствующем государстве определяется степень ответственности налогоплательщиков, что проявляется в своевременности и полноте уплаты налогов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы государства. В случае если она высокая, то собираемость налогов также высокая.

Последние два пункта взаимосвязаны, т.к. форма государственного устройства влияет на количество уровней бюджетной системы Российской Федерации и, соответственно, на те конкретные источники доходов соответствующих бюджетов бюджетной системы государства.

 

Разграничение источников доходов между бюджетами бюджетной системы государства на законодательном уровне, как правило, прописывается в какие бюджеты бюджетной системы государства будут зачисляться те или иные доходы, в зависимости от конкретного налога.

К собственным доходам бюджетов относятся:

  • налоговые доходы, зачисляемые в бюджеты в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и законодательством о налогах и сборах;
  • неналоговые доходы, зачисляемые в бюджеты в соответствии с законодательством Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований;
  • доходы, полученные бюджетами в виде безвозмездных поступлений, за исключением субвенций.

Доходы бюджетов формируются в соответствии с:

  1. Бюджетным законодательством Российской Федерации.
  2. Законодательством о налогах и сборах.
  3. Законодательством об иных обязательных платежах.

В настоящее время в соответствии с бюджетной классификацией выделяют налоговые и неналоговые доходы, безвозмездные поступления.

К налоговым доходам бюджетов относятся доходы от предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных налогов, местных налогов и сборов, а также пеней и штрафов по ним. Важно отметить, что для разных бюджетов бюджетной системы Российской Федерации наибольшее значение играют определенные налоги. Например:

  • для федерального уровня это, прежде всего, НДС и НДПИ;
  • для региональных бюджетов — налог на прибыль организаций и налог на доходы физических лиц;
  • для местных бюджетов — налог на доходы физических лиц (т.к. до 15% от мобилизованных доходов от взимания данного налога зачисляется в бюджет соответствующего муниципального образования, где он был мобилизован), земельный налог и налог на имущество физических лиц.

К неналоговым доходам бюджетов относятся:

  • доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных, земельных участков и иных объектов недвижимого имущества, находящихся в федеральной собственности, используемых единым институтом развития в жилищной сфере в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства;
  • доходы от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале, государственных запасов драгоценных металлов и

драгоценных камней), находящегося в государственной или муниципальной собственности, за исключением движимого имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных, земельных участков и иных объектов недвижимого имущества, находящихся в федеральной собственности, используемых единым институтом развития в жилищной сфере в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства;

  • доходы от платных услуг, оказываемых казенными учреждениями;
  • средства, полученные в результате применения мер гражданско- правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;
  • средства самообложения граждан, инициативные платежи;
  • иные неналоговые доходы.

Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, договоры, в соответствии с которыми уплачиваются платежи, являющиеся источниками неналоговых доходов бюджетов, должны предусматривать положения о порядке их исчисления, размерах, сроках и (или) об условиях их уплаты.

К доходам бюджетов от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, относятся:

  • доходы, получаемые в виде арендной либо иной платы за передачу в возмездное пользование государственного и муниципального имущества, за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных, земельных участков и иных объектов недвижимого имущества, находящихся в федеральной собственности, используемых единым институтом развития в жилищной сфере в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства;
  • средства, получаемые в виде процентов по остаткам бюджетных средств на счетах в Центральном банке Российской Федерации и в кредитных организациях;
  • средства, получаемые от передачи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности (за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных, и имущества, переданного в доверительное управление юридическим лицам, созданным в организационно-правовой форме государственной компании), в залог, в доверительное управление;
  • плата за пользование бюджетными кредитами;
  • доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, за исключением случаев, установленных федеральными законами;
  • часть прибыли государственных и муниципальных унитарных предприятий, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей;
  • другие предусмотренные законодательством Российской Федерации доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных, земельных участков и иных объектов недвижимого имущества, находящихся в федеральной собственности, используемых единым институтом развития в жилищной сфере в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства.

Доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и платных услуг, оказываемых казенными учреждениями, средства безвозмездных поступлений и иной приносящей доход деятельности при составлении, утверждении, исполнении бюджета и составлении отчетности о его исполнении включаются в состав доходов бюджета.

К безвозмездным поступлениям относятся:

  • дотации из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
  • субсидии из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (межбюджетные субсидии);
  • субвенции из федерального бюджета и (или) из бюджетов субъектов Российской Федерации;
  • иные межбюджетные трансферты из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
  • безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования.

Денежные средства считаются поступившими в доходы соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации с момента их зачисления на единый счет этого бюджета.

Доходы бюджета расширенного правительства РФ в 2015-2021 гг. % к ВВП.

Анализ уровня налоговой нагрузки показывает, что налоговые доходы бюджетной системы, определяемые как процентная доля ВВП, на протяжении последних 6 лет оставались примерно на одном уровне (изменяясь в диапазоне от 29% до 32% ВВП).

Статья 50 закрепляет перечень налоговых доходов федерального бюджета. В частности, к числу ключевых источников можно отнести:

  • налог на прибыль организаций — 100% (от ставки в 3%, по которой уплачивается данный налог в федеральный бюджет);
  • налог на добавленную стоимость — 100% зачисляется в федеральный бюджет;
  • налог на добычу полезных ископаемых (за исключением отдельных видов объектов обложения) — 40% от мобилизуемой суммы доходов зачисляется в федеральный бюджет;
  • налог на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья — 100%;
  • налог на добычу полезных ископаемых, в отношении которых при налогообложении установлен рентный коэффициент, отличный от 1

— 83% и др.

Бюджет Социального фонда России.

  • страховые взносы (на 3 вида обязательного социального страхования);
  • дополнительные страховые взносы на накопительную пенсию и взносы работодателя в пользу застрахованных лиц, уплачивающих дополнительные страховые взносы на накопительную пенсию, зачисляемые в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации;
  • взносы, уплачиваемые организациями, использующими труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, на выплату ежемесячной доплаты к пенсии, зачисляемые в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации;
  • взносы, уплачиваемые организациями угольной промышленности на выплату ежемесячной доплаты к пенсии отдельным категориям работников этих организаций;
  • безвозмездные поступления и др.

В Бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования зачисляются:

  • страховые взносы        (на      1     вид       обязательного                            социального страхования);
  • за работающее население;
  • за неработающее население;
  • доходы от размещения временно свободных средств Федерального фонда обязательного медицинского страхования;
  • безвозмездные поступления и др.

Ключевой источник доходов бюджетов территориальных фондов обязательного медицинского страхования — субвенция из бюджета ФОМС.

Ключевые источники доходов региональных бюджетов:

  • налог на прибыль организаций — 100 процентов (из 17%);
  • налог на доходы физических лиц — 85 процентов;
  • налог на имущество организаций —100 процентов;
  • налог на игорный бизнес — 100 процентов;
  • транспортный налог — 100 процентов;
  • безвозмездные поступления (для большинства регионов: дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации).

Ключевые источники доходов местных бюджетов:

  • Земельный налог — 100% (для муниципальных и городских округов).
  • Налог на имущество физических лиц — 100% (для и городских округов).
  • Налог на доходы физических лиц — 15%. Здесь крайне важно отметить нюансы зачисления. Так как из 15% от объёма мобилизуемых доходов в виде налога на доходы физических лиц на территории городского округа, все 15% (установленные  для местного уровня) пойдут в его бюджет. В свою очередь, учитывая двухуровневый   характер   местного   самоуправления:   из   15%   от объёма мобилизуемых доходов в виде налога на доходы физических лиц на территории городского поселения 10% будут зачислены в его бюджет, а 5% — в бюджет муниципального района; из 15% от объёма мобилизуемых доходов в виде налога на доходы физических лиц на территории сельского поселения 2% будут зачислены в его бюджет, а 13% — в бюджет муниципального района.
  • безвозмездные поступления (для большинства местных бюджетов: дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований).

 

Отдельного внимания заслуживают неналоговые доходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Перечень потенциальных источников неналоговых доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации:

  • доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;
  • доходы от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале, государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней), находящегося в государственной или муниципальной собственности;
  • доходы от платных услуг, оказываемых казенными учреждениями;
  • средства, полученные в результате применения мер гражданско- правовой, административной и уголовной ответственности;
  • средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям;
  • средства самообложения граждан, инициативные платежи;
  • иные неналоговые доходы и др.

Следует отметить, в доходах федерального бюджета их доля является значимой. Так, например, в 2022 году объём доходов, администрируемых Федеральной таможенной службой, превысил 6 трлн. рублей (практически каждый четвёртый рубль в федеральном бюджете). В доходах бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации доля неналоговых доходов является львиной ввиду того, что основной источник доходов — это страховые взносы на обязательное социальное страхование. В свою очередь, следует отметить, что доля неналоговых доходов незначительна в структуре доходов других бюджетов бюджетной системы государства.

В соответствии со статьей 61.6 Бюджетного кодекса Российской Федерации, ст.8 Закона Чувашской Республики  от 16 ноября 2021г. №81 «О регулировании бюджетных правоотношений в Чувашской Республике» с учетом Главы 23 Налогового кодекса Российской Федерации «Налог на доходы физических лиц», ст.2 законопроекта Чувашской Республики «О республиканском бюджете Чувашской Республики на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов», устанавливаются нормативы отчислений от налога на доходы физических лиц с распределением суммы налога, подлежащей зачислению в бюджет муниципального округа в размере – 13,0 процентов (в части суммы налога, превышающей 650 тысяч рублей, относящейся к части налоговой базы, превышающей 5 миллионов рублей) или 15,0 процентов (в остальных случаях) обязательных отчислений, также 70,0 процентов  дополнительных отчислений.

Статьей 9 Закона Чувашской Республики от 16 ноября 2021г. №81 «О регулировании бюджетных правоотношений в Чувашской Республике», начиная с 2023 года устанавливаются единые нормативы отчислений в местные бюджеты от налога на доходы физических лиц, подлежащего зачислению в республиканский бюджет Чувашской Республики, исходя из зачисления налоговых доходов консолидированного бюджета Чувашской Республики. В муниципальные округа норматив составляет 3 процента.

В 2023-2025 годах налог на доходы физических лиц остается основным источником формирования бюджета Шумерлинского муниципального округа.

Чтобы облегчить для граждан понимание бюджета на нашем сайте Шумерлинского муниципального округа размещается  «Бюджет для граждан». Это упрощенная версия бюджетного документа,
которая использует неформальный язык и доступные форматы, он содержит информационно- аналитический материал, доступный для широкого круга неподготовленных пользователей.
Представленная информация предназначена для широкого круга пользователей и всем жителям Шумерлинского муниципального округа, так как бюджет затрагивает интересы каждого жителя нашего муниципального округа.
Граждане — и как налогоплательщики, и как потребители общественных благ — должны быть уверены в том, что передаваемые ими в распоряжение бюджета средства используются прозрачно и эффективно, приносят конкретные результаты как для общества в целом, так и для каждой семьи, для каждого человека.
Поэтому мы стараемся  в доступной и понятной для граждан форме показать основные параметры бюджета Шумерлинского муниципального округа.