АНАЛИТИЧЕСКАЯ записка по результатам проведения оценки эффективности налоговых льгот по местным налогам, предоставляемых в 2016 году по Шумерлинскому району.
Оценка эффективности льгот по налоговым доходам проводится в целях мониторинга результатов действия льгот, подготовки предложений о прекращении действия налоговых льгот или их пролонгации. При проведении оценки эффективности предоставленных налоговых льгот за 2016 год использовались отчеты о налоговой базе и структуре начислений по местным налогам за 2016 год (форма №5-МН).
На территории Шумерлинского района применяются льготы по уплате налога на имущество физических лиц и земельного налога.
1.Налог на имущество физических лиц
Налог на имущество физических лиц взимается на основании главы 32 «Налог на имущество физических лиц» части второй Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ). Объектами налогообложения выступают: жилой дом, жилое помещение, гараж, машино-место, единый недвижимый комплекс, объект незавершенного строительства, иные здание, строение, сооружение, помещение.
Ставки налога устанавливаются от суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения, умноженной на коэффициет-дефлятор.
В сельских поселениях Шумерлинского района установлены максимальные ставки налога на объекты налогообложения, инвентаризационная стоимость которых ниже 500,0 тыс. рублей.
Решений представительных органов муниципальных образований о введении льгот и понижающих ставок по налогу на имущество физических лиц в 2016 году не принималось.
Сумма налога на имущество физических лиц, подлежащая уплате в бюджеты сельских поселений Шумерлинского района, за 2016 год составила 520,0 тыс. рублей.
2. Земельный налог
Земельный налог устанавливается главой 31 «Земельный налог» НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. В соответствии со статьей 387 НК РФ, представительные органы муниципальных образований определяют налоговые ставки в пределах, установленных главой 31 НК РФ, порядок и сроки уплаты налога, а также могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.
Налогоплательщиками земельного налога, согласно статьи 388 НК РФ, признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Земельный налог взимается от кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
В соответствии с решениями сельских поселений Шумерлинского района в 2016 предоставлялись льготы по земельному налогу следующим категориям налогоплательщиков в виде полного освобождения от уплаты земельного налога:
- учреждения и организации, финансируемые за счет средств бюджетов сельских поселений и бюджета Шумерлинского района Чувашской Республики,
- товарищества собственников жилья сельских поселений Шумерлинского района,
- физические лица, являющиеся членами садаводческих товариществ,
- ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны, ветераны и инвалиды боевых действий,
- автономные и бюджетные учреждения, финансовое обеспечение деятельности которых осуществляется в виде субсидий из бюджетов поселений и бюджета Шумерлинского района,
- многодетные семьи, воспитывающие трех и более детей в возрасте до 18 лет, сроком на три года со дня предоставления им земельного участка.
В 2016 году сумма, подлежащая уплате в бюджеты поселений по земельному налогу составила 2420,0 тыс. рублей (в том числе от физических лиц – 1627,0 тыс.рублей). Сумма выпадающих доходов в связи с предоставлением налогоплательщикам льгот по налогу – 435,0 тыс. рублей, что в общем объеме собственных доходов консолидированного бюджета района составила в 2016 году – 2,5% (Приложение 1).
Ставки налога на землю в сельских поселениях Шумерлинского района равны предельным ставкам, установленным НК РФ.
Льготы, предоставленные автономным и бюджетным учреждениям, деятельность которых финансируется за счет средств местного бюджета и не направлена на получение доходов, направлены на снижение налоговой нагрузки на учреждения. Они вводятся в целях устранения встречных финансовых потоков и рационального использования бюджетных средств.
Льготы для физических лиц предоставлены в целях социальной поддержки граждан пенсионного возраста, развития личных подсобных хозяйств, садоводства, огородничества и способствуют росту защищенности отдельных категорий граждан, то есть имеют положительную социальную эффективность.
Учитывая эффективность предоставленных налоговых льгот, а также их незначительный объем в доходах консолидированного бюджета Шумерлинского района, данные льготы предполагается сохранить.