АНАЛИТИЧЕСКАЯ записка по результатам проведения оценки эффективности налоговых льгот по местным налогам, предоставляемых в 2013 году по Шумерлинскому району.
Оценка эффективности льгот по налоговым доходам проводится в целях мониторинга результатов действия льгот, подготовки предложений о прекращении действия налоговых льгот или их пролонгации. При проведении оценки эффективности предоставленных налоговых льгот за 2013 год использовались отчеты о налоговой базе и структуре начислений по местным налогам за 2013 год (форма №5-МН).
Оценка экономической, бюджетной и социальной эффективности предоставляемых льгот проводится с применением утвержденного Постановлением администрации Шумерлинского района от 22.07.2013 №412 «Порядка проведения оценки социально-экономической эффективности налоговых льгот и Методики оценки социально-экономической эффективности налоговых льгот».
На территории Шумерлинского района применяются льготы по уплате налога на имущество физических лиц и земельного налога.
1.Налог на имущество физических лиц
Налог на имущество физических лиц взимается на основании положений части первой Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) , закона РФ от 09.12.1991 № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц». Объектами налогообложения выступают – жилые дома, квартиры, комнаты, дачи, гаражи, иные строения, помещения и сооружения, а так же доли в праве общей собственности на вышеуказанное имущество.
В соответствии с пунктом 4 статьи 12 НК РФ представительные органы муниципальных образований определяют в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ, налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налога. Ставки налога устанавливаются от суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения, умноженной на коэффициет-дефлятор.
В сельских поселениях Шумерлинского района установлены максимальные ставки налога на объекты налогообложения, инвентаризационная стоимость которых ниже 500,0 тыс. рублей.
Решений представительных органов муниципальных образований о введении льгот и понижающих ставок по налогу на имущество физических лиц в 2013 году не принималось.
Сумма налога на имущество физических лиц, подлежащая уплате в бюджет за 2013 года составила 490,0 тыс. рублей. Сумма налога, не поступившая в бюджеты сельских поселений Шумерлинского района в связи с предоставлением налогоплательщикам льгот, установленных федеральным законодательством Российской Федерации составила 274,0 тыс. рублей.
2. Земельный налог
Земельный налог устанавливается главой 31 «Земельный налог» НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. В соответствии со статьей 387 НК РФ, представительные органы муниципальных образований определяют налоговые ставки в пределах, установленных главой 31 НК РФ, порядок и сроки уплаты налога, а также могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.
Налогоплательщиками земельного налога, согласно статьи 388 НК РФ, признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Земельный налог взимается от кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
В соответствии с решениями сельских поселений Шумерлинского района в 2013 предоставлялись льготы по земельному налогу следующим категориям налогоплательщиков в виде полного освобождения от уплаты земельного налога:
- учреждения и организации, финансируемые за счет средств бюджета сельских поселений и бюджета Шумерлинского района,
- товарищества собственников жилья сельских поселений Шумерлинского района,
- организации, обладающие земельными участками, в т.ч. на праве постоянного (бессрочного) пользования, на которых находятся объекты культурного наследия федерального и республиканского значения,
- физические лица, являющиеся членами садаводческих товариществ,
- ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, ветеранов и инвалидов боевых действий на территории СССР, на территории Российской Федерации и территориях других государств,
- автономные и бюджетные учреждения, финансовое обеспечение деятельности которых осуществляется в виде субсидий из бюджетов поселений и бюджета Шумерлинского района,
- многодетные семьи, воспитывающие трех и более детей в возрасте до 18 лет, сроком на три года со дня предоставления им земельного участка в соответствии с Законом Чувашской Республики от 01.04.2011г. №10 «О предоставлении земельных участков многодетным семьям в Чувашской Республике» (льгота введена в 2013 году, с предварительным проведением оценки социально-экономической эффективности).
В 2013 году сумма, подлежащая уплате в бюджеты поселений по земельному налогу составила 2148,0 тыс. рублей (в том числе от физических лиц – 1302,0 тыс.руб.) Сумма выпадающих доходов в связи с предоставлением налогоплательщикам льгот по налогу – 1367,0 тыс. рублей (Приложение 1).
Ставки налога на землю в сельских поселениях Шумерлинского района равны предельным установленным НК РФ.
Льготы, предоставленные автономным и бюджетным учреждениям, деятельность которых финансируется за счет средств местного бюджета и не направлена на получение доходов, направлены на снижение налоговой нагрузки на учреждения, а так же на развитие и поддержку социальной сферы. Льготы для физических лиц предоставлены в целях социальной поддержки граждан пенсионного возраста, развития личных подсобных хозяйств, садоводства, огородничества и способствуют росту защищенности отдельных категорий граждан, то есть имеют положительную социальную эффективность.
Таким образом, налоговые льготы, предоставленные отдельным категориям граждан в виде полного или частичного освобождения от уплаты земельного налога и налога на имущество физических лиц, признаются эффективными и не требующими отмены.