Шумерлинский муниципальный округ

Об утверждении Программы повы-шения эффективности бюджетных расходов Шумерлинского района на 2011 и 2012 годы

В целях дальнейшей модернизации системы управления общественными финансами Шумерлинского района, направленной на обеспечение долгосрочной сбалансированности и укрепление устойчивости бюджетной системы Шумерлинского района п о с т а н о в л я ю: 1. Утвердить: Программу повышения эффективности бюджетных расходов Шумерлинского района на 2011 и 2012 годы (приложение № 1); План мероприятий по реализации в 2011 году Программы повышения эффек-тивности бюджетных расходов Шумерлинского района на 2011 и 2012 годы (далее – Программа) (приложение № 2). 2. Структурным подразделениям администрации Шумерлинского района: при формировании и организации исполнения бюджета Шумерлинского рай-она, а также при подготовке проектов постановлений, распоряжений главы админист-рации Шумерлинского района и иных нормативных правовых актов Шумерлинского района руководствоваться положениями Программы; обеспечить своевременное выполнение мероприятий, предусмотренных Про-граммой. 3. Рекомендовать главам сельских поселений Шумерлинского района разрабо-тать и реализовать аналогичные муниципальные программы по повышению эффектив-ности расходов местных бюджетов в соответствии с основными положениями Про-граммы. 4. Настоящее постановление вступает в силу со дня опубликования его в изда-нии «Вестник Шумерлинского района». Глава администрации Шумерлинского района В. А. Мурашкин Приложение № 1 к постановлению главы администрации Шумерлинского района от 01.06.2011. № 293 П Р О Г Р А М М А повышения эффективности бюджетных расходов Шумерлинского района на 2011 и 2012 годы Программа повышения эффективности бюджетных расходов Шумерлинского района на 2011 и 2012 годы (далее – Программа) разработана в соответствии с Бюджетным посланием Президента Российской Федерации Д.А. Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации от 29 июня 2010 г. «О бюджетной политике в 2011–2013 годах», Программой Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 г. № 1101-р, Посланием Президента Чувашской Республики М. Игнатьева Государственному Совету Чувашской Республики на 2011 год «В молодежь надо верить!», Указом Президента Чувашской Республики от 29 апреля 2010 г. № 57 «Об основных направлениях бюджетной политики Чувашской Республики в 2011–2013 годах», постановлением главы Шумерлинского района от 06.05.2010 № 305 «Об основных направлениях бюджетной политики Шумерлинского района в 2011-2013 годах» Программа определяет базовые принципы, основные цели и задачи бюджетной политики Шумерлинского района в отношении использования бюджетных ресурсов Шумерлинского района, обеспечивающего достижение максимально возможного экономического и социального эффекта. I. Введение Современное состояние бюджетной системы Шумерлинского района оценивается как стабильное, создающее прочную основу для динамичного социально-экономического роста, характеризуется проведением ответственной и прозрачной бюджетной политики, исполнением в полном объеме принятых бюджетных обязательств, оптимизацией бюджетных расходов на социально-куль¬турную сферу при повышении качества оказываемых социальных услуг, концентрацией инвестиционных ресурсов на реализации приоритетных инвестиционных проектов и программ, совершенствованием бюджетного планирования и формированием новых межбюджетных отношений с сельскими поселениями Шумерлинского района. Согласно оценке Министерства финансов Чувашской Республики качество управления муниципальными финансами в Шумерлинском районе находится на высоком уровне. В соответствии с постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 1 июня 2007 года № 123 «Об утверждении Методики годовой и оперативной оценки качества управления финансами и платежеспособности муниципальных образований Чувашской Республики» Министерством финансов Чувашской Республики проводится оценка качества управления финансами и платежеспособности Шумерлинского района. При проведении оценки качества управления финансами и платежеспособности Шумерлинского района оценивались: - соблюдение основных требований Бюджетного кодекса Российской Федерации; - финансовое положение; Соблюдение Шумерлинским районом основных требований Бюджетного кодекса Российской Федерации оценивалось по следующим показателям, утвержденным решениями Собраний депутатов Шумерлинского района о бюджете на очередной финансовый год: ограничение дефицита местного бюджета (не может превышать 5% у муниципальных районов и 10% у городских округов объема доходов местного бюджета без учета безвозмездных поступлений); ограничение предельного объема муниципального долга (не может превышать 50 % объема доходов местного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений); ограничение расходов на обслуживание муниципального долга (не может превышать 15% объема расходов местного бюджета, за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации). Вышеуказанным требованиям Бюджетного кодекса Российской Федерации в Шумерлинском районе соответствуют все решения о бюджете Шумерлинского района (с учетом внесенных изменений). На следующем этапе оценки качества управления финансами и платежеспособности Шумерлинского района проводится анализ финансовых показателей бюджета Шумерлинского района, а именно зависимость бюджета Шумерлинского района от финансовой помощи из республиканского бюджета Чувашской Республики; доля капитальных расходов в расходах Шумерлинского района; доля социально значимых расходов в расходах Шумерлинского района; отношение прироста недоимки по налоговым платежам в бюджет Шумерлинского района; объем кредиторской задолженности бюджетных учреждений; отсутствие просроченной задолженности по долговым обязательствам. По результатам оценки качества управления финансами и платежеспособности за 2009 год Шумерлинский район набрал 12,469 баллов и занял 4 место среди 26 муниципальных образований Чувашской Республики. По состоянию на 1 января 2010 года ни одно бюджетное учреждение Шумерлинского района не имеет просроченной кредиторской задолженности и просроченную задолженность по долговым обязательствам. Антикризисные меры, реализованные администрацией Шумерлинского района в 2009 году, позволяют своевременно и в полном объеме исполнять все расходные обязательства Шумерлинского района. Доходная часть бюджета Шумерлинского района за 2010 год исполнена в сумме 145506,7 тыс. рублей или 100,5 % к прогнозу на 2010 год, что составляет 91,7% к аналогичному периоду прошлого года, в том числе: - налоговые доходы поступили в сумме 14433,8 тыс. руб. или 108,3% к прогнозу на 2010 год, что в 1,3 раза больше, чем за аналогичный период прошлого года, из них больше уровня прошлого года поступило налога на доходы физических лиц (2303,8 тыс. рублей), единого налога на вмененный доход (37,6 тыс. рублей), государственной пошлины (1016,8 тыс. рублей). Меньше уровня прошлого года поступило единого сельскохозяйственного налога (87,3 тыс. руб.) и налога на добычу полезных ископаемых (18,5 тыс. руб.); - неналоговые доходы поступили в сумме 9855,1 тыс. руб. или 110,0% к прогнозу на 2010 год, что в 4 раза больше, чем за аналогичный период прошлого года, при этом наибольший рост достигнут за счет продажи земельных участков и приватизации имущества (больше на 5763,8 тыс. руб.), также значительно выросли доходы от предоставления в аренду имущества (на 720,3 тыс. руб.) и штрафные санкции за различные правонарушения (на 712,5тыс. руб.); - безвозмездные поступления из республиканского бюджета ЧР поступили в сумме 121217,8 тыс. рублей или 99,0% к прогнозу на 2010 год, что составляет 83,6% к аналогичному периоду прошлого года. Собственные доходы бюджета района в структуре всех доходов занимают 16,7 % и составляют 24288,9 тыс. рублей, что в 1,9 раза больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Решением Собрания депутатов Шумерлинского района от 20.09.2007 № 22/2 «Об утверждении Положения «О регулировании бюджетных правоотношений в Шумерлинском районе Чувашской Республики» (с последующими изменениями) закреплен бюджетный процесс, что обеспечивает прозрачность бюджета. Приняты меры, направленные на увеличение и улучшение качества доходной базы бюджета Шумерлинского района и бюджетов сельских поселений Шумерлинского района. Решением Собрания депутатов Шумерлинского района от 14.08.2003 № 32/2 «Об утверждении Положения «О вопросах налогового регулирования в Шумерлинском районе, отнесенных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах к ведению органов местного самоуправления» определены перечень видов налогов, их ставки, порядок и условия предоставления льгот, отсрочек и рассрочек по налогам. В результате чего в Шумерлинском районе установлены единые стабильные и прозрачные правила в вопросах налогового регулирования для всех субъектов экономики. Постановлением главы администрации Шумерлинского района от 24.09.2003 №332 принята и реализована Концепция развития налогового потенциала Шумерлинского района. Бюджетная политика является ключевым звеном экономической политики района. От качества бюджета, заложенных в него параметров зависят и уровень социальной защиты граждан, и уровень развития экономики района. Бюджет Шумерлинского района принимается до начала финансового года, что является одним из показателей, характеризующих экономическую и политическую стабильность. В целях составления реалистичного бюджета и недопущения значительных отклонений в ходе исполнения бюджета от прогнозных параметров наряду с прогнозом социально-экономического развития района проводится детальная проработка вопросов формирования доходов и расходов, эффективного управления активами и обязательствами района, целесообразности инвестиционных вложений, совершенствования межбюджетных отношений. Внедрение казначейской системы исполнения районного бюджета в полной мере позволяет обеспечить не только большую прозрачность денежных потоков, но и является новым инструментом, позволяющим сделать процесс бюджетного управления более гибким, адаптированным к влияниям внешних факторов, оказывает существенное влияние на эффективность принятия управленческих решений. Усилены требования к процедурам исполнения муниципального заказа. Финансирование главных распорядителей средств районного бюджета и других бюджетополучателей осуществляется исключительно на основе муниципальных контрактов с обязательным проведением конкурсов или методом котировки цен. Эффективное управление собственностью является одним из источников развития доходной базы района. В целях формирования механизма управления муниципальным имуществом утверждено Положение, определяющее основные цели, задачи и принципы политики администрации района в сфере управления муниципальным сектором экономики района. Сформирован реестр объектов недвижимости муниципального имущества, используется практика проведения рыночной оценки, утвержден Единый порядок определения величины арендной платы за пользование находящимся в муниципальной собственности объектам недвижимости. Особая роль в управлении муниципальными финансами отводится повышению эффективности работы в области муниципальных заимствований и обслуживания муниципального долга. Рационально построенная Программа бюджетных заимствований и умение управлять муниципальными финансами во многом определяют рейтинг и инвестиционную привлекательность района. В Шумерлинском районе разработана и ведется с 1 января 2002 года долговая книга. При составлении бюджета и исполнении районного бюджета соблюдается заданные Бюджетным кодексом Российской Федерации параметры в отношении ограничения размеров долга и расходов на его обслуживание. II. Необходимость разработки и реализации Программы Анализ социально-экономического развития района показывает, что важнейшим элементом стратегии устойчивого развития Шумерлинского района должно стать реформирование всей системы управления муниципальными финансами, что неизменно повысит роль и результативность деятельности местной администрации. До настоящего времени районом недостаточно внедрялись современные технологии управления в целом экономическим процессом, в связи с чем напрашивается вывод, что система управления Шумерлинским районом (особенно в части управления экономикой и финансами) в настоящий момент далеко не оптимальна, в частности, нормативно-правовое, организационное и информационно-технологическое обеспечение управления находится не на должном уровне, недостаточно проводится работа по созданию инвестиционной привлекательности района, повышению его экономической активности, система управления не использует формализованных механизмов обратной связи, таких, например, как система мониторинга и система оценки индикаторов социально-экономического развития, что не позволяет создать эффективные механизмы по обеспечению социально-экономической стабильности в районе и повышению уровня жизни населения. Объективными факторами для разработки и реализации Программы являются: а) развитие рыночных отношений и реформирование экономики, что требует обновления механизмов реализации социально-экономической политики, в том числе на местном уровне; б) появление благоприятных экономических условий для увеличения налогового потенциала и повышения устойчивости бюджетной системы Шумерлинского района, связанных со стабилизацией макроэкономической ситуации и формированием новых правил межбюджетных отношений; в) осуществление налоговой реформы и внесение изменений в законодательство о налогах и сборах на федеральном уровне; г) отсутствие в действующих нормативных актах четких критериев, позволяющих организовать работу по развитию налогового потенциала на муниципальном уровне; д)необходимость выполнения норм и требований законодательства Российской Федерации, принятых в рамках проводимой в Российской Федерации бюджетной реформы; е)необходимость реализации мер по повышению доступности и качества оказываемых населению бюджетных услуг, увеличения бюджетной обеспеченности во всех сферах социально-культурной сферы; ж) стратегическое планирование остается слабо увязанным с бюджетным планированием, отсутствует оценка всего набора инструментов (бюджетных, налоговых, тарифных, нормативного регулирования), применяемых для достижения целей государственной политики. Необходимость достижения долгосрочных целей социально-экономического развития Шумерлинского района в условиях адаптации бюджетной системы Российской Федерации к замедлению темпов роста бюджетных доходов увеличивает актуальность разработки и реализации системы мер по повышению эффективности деятельности органов местного самоуправления, а также по модернизации управления муниципальными финансами. III. Основные цель и задачи Программы Цель Программы - создание условий для повышения эффективности деятельности публично-правовых образований по выполнению муниципальных функций и обеспечению потребностей граждан и общества в муниципальных услугах, увеличению их доступности и качества, реализации долгосрочных приоритетов и целей социально-экономического развития. Базовым условием реализации Программы является обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы Российской Федерации. Для достижения цели Программы необходимо создание механизмов, направленных на решение следующих основных задач: четкое определение сфер ответственности как публично-правовых образований, так и органов государственной власти и органов местного самоуправления; обеспечение более тесной увязки стратегического и бюджетного планирования с мониторингом достижения заявленных целей; создание условий для повышения эффективности деятельности публично-правовых образований по обеспечению муниципальных услуг; создание механизмов стимулирования участников бюджетного процесса к повышению эффективности бюджетных расходов и проведению структурных реформ; повышение качества финансового управления в общественном секторе; повышение прозрачности и подотчетности деятельности органов местного самоуправления, в том числе за счет внедрения требований к публичности показателей их деятельности; обеспечение более тесной увязки между количеством и составом имущества, находящегося в собственности органов местного самоуправления. Для решения указанных задач в 2010 - 2012 годах предлагается принять решения по следующим основным направлениям: внедрение программно-целевых принципов организации деятельности органов местного самоуправления; развитие новых форм оказания и финансового обеспечения муниципальных услуг; реформирование муниципального финансового контроля и развитие внутреннего контроля; совершенствование инструментов управления и контроля на всех стадиях муниципальных закупок; создание информационной среды и технологий для реализации управленческих решений и повышения действенности общественного контроля за деятельностью органов местного самоуправления. Содержанию реформ по указанным направлениям посвящены соответствующие разделы Программы. Реализация предлагаемых мер создаст организационные и правовые предпосылки для повышения эффективности бюджетных расходов по конкретным направлениям (отраслям экономики и социальной сферы) государственной политики. IV. Долгосрочная сбалансированность и устойчивость бюджетной системы Шумерлинского района Обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы Шумерлинского района является необходимым условием решения задач Программы. Проведение предсказуемой и ответственной бюджетной политики является важнейшей предпосылкой для обеспечения макроэкономической стабильности, которая: создает базовые условия для устойчивого экономического роста, улучшения инвестиционного климата, диверсификации и повышения конкурентоспособности субъектов экономики, основанной на инновационном развитии; ведет к созданию рабочих мест, требующих кадров высокой квалификации; определяет достижение ключевой конечной цели стратегии социально-экономического развития района - роста уровня и качества жизни населения. Устойчивость бюджетной системы обеспечивается в первую очередь балансом между располагаемыми доходами и бюджетными расходами не только в пределах года, но и будущих периодах, особенно в условиях меняющейся экономики. Программа экономического и социального развития Шумерлинского района на 2010-2012 годы (далее - Программа) направлена на разработку комплекса мероприятий, способствующих стабилизации и развитию экономики района, росту его налогового потенциала, повышению качества жизни населения, решению обостряющихся социальных вопросов. Главной целью Программы является создание устойчивого экономического развития бюджетообразующих предприятий, сохранение и развитие экономического потенциала муниципального образования и стандартов качества жизни и экологически чистой среды, понимаемой как совокупность благоприятных условий для жизни населения и деятельности хозяйствующих субъектов. Программа разработана в соответствии и с целью реализации Стратегии социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 года (Закон Чувашской Республики от 04.06.2007 № 8), Послания Президента Чувашской Республики Н.В.Федорова Государственному Совету Чувашской Республики 2010 года «Чувашия из будущего и для будущего», Комплексного плана действий органов исполнительной власти Чувашской Республики по реализации Послания Президента Чувашской Республики. В основу Программы положены муниципальные целевые программы Шумерлинского района на ближайшую перспективу. Разработка данной Программы проводилась в соответствии с Указом Президента Чувашской Республики от 30.12.2009 № 99 «Об ускоренной электрификации новых улиц (населенных пунктов) в Чувашской Республике», Указом Президента Чувашской Республики от 30 декабря 2009 № 100 «О дополнительных мерах по обеспечению экологической безопасности в Чувашской Республике» и тесно увязана с республиканскими программами инновационного развития Чувашской Республики, внедрения во все сферы экономики международных стандартов качества, повышения экологической безопасности и обеспечение населения качественной питьевой водой, государственной поддержки малого и среднего предпринимательства. Особое внимание будет уделено снижению напряженности на рынке труда. Программа основана на реалистичном анализе сформировавшихся условий и имеющихся ресурсов развития района. Основой для разработки среднесрочного финансового плана Шумерлинского района на 2011 год и на период 2012 и 2013 годов являются Послание Президента Чувашской Республики Н.В.Федорова Государственному Совету Чувашской Республики «Чувашия из будущего и для будущего», Стратегия социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 года, Прогноз социально-экономического развития Шумерлинского района на 2011 год и на плановый период до 2013 года, а также анализ экономической ситуации в районе за ряд лет. В ходе подготовки основных показателей учтены сценарные условия функционирования экономики Чувашской Республики в 2011 году и на период до 2013 года, прогнозируемые индексы и дефляторы цен и тарифов в Чувашской Республике. Прогноз является ориентиром социально-экономического развития Шумерлинского района на прогнозируемый период для органов местного самоуправления, хозяйствующих субъектов экономики района и принятия конкретных решений в области социально-экономической политики. Функционирование экономики района в среднесрочной перспективе будет определяться внешними и внутренними условиями и факторами. Среди внешних условий наибольшее значение будут иметь динамика цен на энергоносители, динамика развития мировой экономики. К внутренним условиям относится комплекс факторов по эффективности использования капитальных и интеллектуальных ресурсов, по реализации бюджетной политики и формированию эффективной системы бюджетных расходов, по расширению налоговой базы района. Окажет влияние и состояние производственных фондов, развитие производственной инфраструктуры, интенсификация инвестиционной деятельности, тарифная политика и демографическая ситуация. Главной задачей социально-экономической политики района на среднесрочную перспективу является обеспечение повышения уровня жизни населения на основе повышения эффективности функционирования экономики через укрепление конкурентоспособности, развитие структуры производства и экспортного потенциала. Для повышения эффективности деятельности публично-правовых образований, в том числе в сфере бюджетной политики, необходимо установление и соблюдение четко сформулированных принципов ответственной бюджетной политики, к которым относятся: консервативность и надежность экономических прогнозов и предпосылок, положенных в основу бюджетного планирования; формирование бюджетов с учетом долгосрочного прогноза основных параметров бюджетной системы Российской Федерации, основанных на реалистичных оценках; ограничение бюджетного дефицита и муниципального долга; стабильность и предсказуемость налоговой политики; недопустимость увязки в ходе исполнения бюджетов объемов расходов бюджетов с определенными доходными источниками; полнота учета и прогнозирования финансовых и других ресурсов, которые могут быть направлены на достижение целей муниципальной политики (включая в том числе бюджетные ассигнования, налоговые льготы, гарантии и имущество); планирование бюджетных ассигнований исходя из необходимости безусловного исполнения действующих расходных обязательств; принятие новых расходных обязательств при наличии четкой оценки необходимых для их исполнения бюджетных ассигнований на весь период их исполнения; принятие новых расходных обязательств с учетом сроков и механизмов их реализации; соблюдение установленных бюджетных ограничений при принятии новых расходных обязательств, в том числе при условии и в пределах реструктуризации (сокращения) ранее принятых обязательств (в случае необходимости); систематический анализ и управление рисками в бюджетно-налоговой сфере, в том числе оценка средне- и долгосрочных последствий принятия новых расходных(условных) обязательств или тенденций, приводящих к дополнительным расходам, с учетом стабильности и предсказуемости бюджетных доходов. Для дальнейшего внедрения указанных выше принципов планируется реализовать следующие основные меры: формирование долгосрочного прогноза социально-экономического развития (на срок не менее 20 лет), формирование 3-летнего бюджета на основе долгосрочного бюджетного прогнозирования; использование для целей бюджетного планирования консервативного макроэкономического прогноза; уточнение формы и порядка ведения реестра расходных обязательств с его взаимной увязкой с реестром муниципальных контрактов и введением правил корректировки (пересчета) объемов действующих расходных обязательств; переход к индексации социальных пособий с учетом уровня инфляции в отчетном (текущем) году; обеспечение формирования и реализации районной адресной инвестиционной программы, включающей планируемые и достигаемые результаты осуществления инвестиционных расходов с учетом отражения информации, содержащейся в этой программе, в реестре расходных обязательств; формализация порядка и критериев инициирования и принятия решений по введению новых (увеличению действующих) расходных обязательств с усилением ответственности федеральных органов исполнительной власти за достоверность оценки их объемов и сроков исполнения; оптимизация числа налоговых льгот и отражение в случае применения налоговых льгот в рамках муниципальной программы целей их предоставления в соответствующих муниципальных программах с регулярной оценкой их влияния на достижение заявленных программами целей; совершенствование организации и методологии прогнозирования кассового исполнения бюджета Шумерлинского района установлением ответственности главных распорядителей средств районного бюджета за качество и соблюдение показателей кассового плана. Аналогичные принципы и меры могут быть реализованы в сельских поселениях Шумерлинского района. При этом на муниципальном уровне должны быть созданы необходимые предпосылки для обеспечения стабильности бюджетов сельских поселений, прежде всего путем стабилизации доходной базы местных бюджетов, а также создания устойчивых стимулов для соответствующих органов местного самоуправления по ее наращиванию. Для этого, в частности, предлагается реализовать следующие меры: поэтапно сократить установленные федеральными законами льготы по региональным и местным налогам; повысить использование потенциала имущественных налогов и земельного налога, а также ускорить подготовку введения налога на недвижимость; обеспечить доступность для финансовых органов муниципальных образований информации о выполнении юридическими лицами обязательств по уплате налогов и других платежей, поступающих в местные бюджеты; стабилизировать методику и распределение дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности сельских поселений, в том числе с утверждением указанных дотаций на 3-летний период, а также перевести налоговые доходы, распределяемые по дифференцированным нормативам или долям, в межбюджетные трансферты; создать механизм поддержки ликвидности счетов бюджетов местных бюджетов, основанный на предоставлении Федеральным казначейством из федерального бюджета муниципальным образованиям краткосрочных бюджетных кредитов, в том числе беспроцентных, на покрытие временных кассовых разрывов; разработать методические рекомендации (типовые методики) по прогнозированию доходов бюджетов муниципальных образований; усовершенствовать порядок взимания акцизов, распределяемых по дифференцированным нормативам, постепенно увеличивая поступление доходов от уплаты соответствующих акцизов по месту реализации подакцизных товаров; повысить эффективность взаимодействия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления при администрировании налогов и других платежей. Социально-экономическое развитие Шумерлинского района в ближайшее время будет происходить в условиях относительно низких доходов. Это потребует от всех участников бюджетного процесса проведения еще более предсказуемой и ответственной бюджетной политики, направленной на достижение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы Шумерлинского района, политики, которая создает базовые условия для устойчивого экономического роста, укрепления доходной базы, улучшения инвестиционного климата, диверсификации и повышения конкурентоспособности субъектов экономики, основанной на инновационном развитии, ведет к созданию рабочих мест и росту уровня и качества жизни населения. V. Совершенствование разграничения полномочий и организации деятельности публично-правовых образований С 2006 года в Чувашской Республике введен в действие в полном объеме Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», построены новые межбюджетные отношения с бюджетами муниципальных образований с учетом образования четвертого уровня бюджетной системы – поселенческого, которые основаны на принципах, создающих стабильные долговременные условия для формирования местных бюджетов и сокращения дифференциации уровня бюджетной обеспеченности муниципальных образований. Оценка качества управления финансами и платежеспособности сельских поселений Шумерлинского района осуществляется в соответствии с постановлением главы администрации Шумерлинского района от 27 июня 2007г. № 270 "Об утверждении Методики годовой и оперативной оценки качества управления финансами и платежеспособности сельских поселений Шумерлинского района" по состоянию на 01.03.2011г. Оперативная оценка показывает текущее состояние качества управления финансами и платежеспособности сельских поселений, проводится по 16 показателям, характеризующим: - зависимость бюджета сельского поселения от финансовой помощи; - структуру расходов бюджета сельского поселения; - соблюдение ограничений установленных Бюджетным Кодексом РФ для местных бюджетов; - кредиторскую задолженность бюджетных учреждений по выплате заработной платы работникам бюджетной сферы и начислениям на оплату труда, по оплате коммунальных услуг; - просроченные долговые обязательства поселений; - динамику изменения объема недоимки по местным налогам в бюджет поселения к налоговым доходам бюджета поселения и т.д. Результаты оценки качества управления финансами и платежеспособности сельских поселений публикуются в средствах массовой информации и сети Интернет. Для стимулирования органов местного самоуправления сельских поселений к улучшению показателей социально-экономического развития в составе межбюджетных трансфертов бюджетам сельских поселений предусмотрены средства на поощрение достижения наилучших показателей деятельности органов местного самоуправления, распределение которых осуществляется на основе оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления сельских поселений. В целом межбюджетные отношения с сельскими поселениями строятся таким образом, чтобы муниципалитеты в большей степени ориентировались на собственные силы и собственную компетенцию, а суммы финансовой помощи из бюджета Шумерлинского района должны оптимизироваться. Реализация указанного принципа в условиях весьма ограниченных ресурсов района и с учетом проводимой на современном этапе бюджетной реформы становится важнейшей задачей. Публично-правовые образования, а также созданные ими органы управления и казенные учреждения в рамках реализации принятых на федеральном уровне законодательных норм наделяются статусом юридического лица и будут выступать в гражданских правоотношениях только от имени соответствующего публично-правового образования. Большинство нынешних бюджетных учреждений, как и автономные учреждения, получат возможность действовать от своего имени, иметь собственное имущество и доходы, в том числе получая субсидии из бюджетов на оказание муниципальных услуг. Кроме того, становится актуальной задача оптимизации структуры органов местного самоуправления с целью централизации исполнения специально созданными для этих целей организациями таких функций (непосредственно не связанных с муниципальным управлением), как работа с населением и организациями по принципу «одного окна» (многофункциональные центры), обеспечение органов местного самоуправления соответствующими кадрами, разработка и экспертиза проектно-сметной документации и т.п. Реализация этого принципа в сфере управления финансовыми ресурсами на основе единого бюджетного счета, учета и составления финансовой отчетности доказала свою эффективность и создает предпосылки для его распространения на другие сферы деятельности публично-правового образования. Эффективное решение обозначенных в настоящем разделе задач позволит получить реальное снижение бюджетных расходов на местное самоуправление. VI. Муниципальные программы как инструмент повышения эффективности бюджетных расходов В качестве одного из инструментов повышения эффективности бюджетных расходов как составной части эффективности деятельности органов местного самоуправления предлагается принять программно-целевой принцип организации их деятельности. На уровне Российской Федерации в качестве одного из инструментов повышения эффективности бюджетных расходов как составной части эффективности деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления предлагается принять программно-целевой принцип организации их деятельности. В рамках перехода на новый принцип планирования распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 г. № 1101-р утверждена Программа Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года, в которой, наравне с уже действующими федеральными целевыми программами и ведомственными целевыми программами, вводится более широкое понятие государственной программы Российской Федерации. Новый принцип планирования также предлагается внедрить на уровне Чувашской Республики. Муниципальная программа Шумерлинского района (далее – муниципальная программа) - документ, определяющий цель, задачи, результаты, основные направления и инструменты муниципальной политики, направленные на достижение целей и реализацию приоритетов, установленных Стратегией социально-экономического развития Шумерлинского района на период до 2020 года, либо обеспечивающий реализацию в установленные сроки крупномасштабных мероприятий муниципального значения. Стратегические направления социально-экономического развития Шумерлинского района Чувашской Республики до 2020 года (далее – Стратегия) – это система мер управления, основанная на долгосрочных приоритетах, целях и задачах политики органов местного самоуправления, находящихся в неразрывном единстве и взаимосвязи с общенациональными стратегическими приоритетами. Главной целью Стратегии является создание благоприятных условий для жизни населения и деятельности хозяйствующих субъектов, свободного развития экономики района. Благоприятные условия для жизни населения понимаются как возможность полноценной занятости, получения высоких и устойчивых доходов, доступность широкого спектра социальных услуг, соблюдение высоких экологических стандартов жизни. Благоприятная предпринимательская среда рассматривается, как комплекс юридических, налоговых, организационных и прочих условий, стимулирующих сохранение и развитие хозяйственной деятельности в различных формах. Основная идея улучшения системы планирования социально-экономического развития в Шумерлинском районе состоит в том, что текущее планирование - годовое бюджетное и отраслевое - должно базироваться на среднесрочных (долгосрочных) планах, разработанных на основе стратегических целей. Стратегия имеет системный характер, объединяя в рамках единой идеи отдельные блоки по реформированию секторов и отраслей хозяйства района. Стратегия определяет принципы и приоритеты, необходимые при принятии решений по конкретным проектам развития экономики и социальной сферы. Стратегия реализует на муниципальном уровне основные положения Стратегии социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 года в едином экономическом и правовом пространстве. Общими принципами разработки и реализации муниципальных программ являются: формирование муниципальных программ исходя из четко определенных долгосрочных целей социально-экономического развития и индикаторов их достижения; определение органа исполнительной власти, отвечающего за реализацию муниципальной программы (достижение конечных результатов); установление для муниципальных программ, как правило, измеримых результатов двух типов: конечных результатов, характеризующих удовлетворение потребностей внешних потребителей, и непосредственных результатов, характеризующих объемы и качество оказания муниципальных услуг, прогнозируемых при заданных условиях; охват муниципальными программами всех сфер деятельности органов исполнительной власти и соответственно большей части бюджетных ассигнований, других материальных ресурсов, находящихся в их распоряжении, а также интеграция регулятивных (правоустанавливающих, правоприменительных и контрольных) и финансовых (бюджетных, налоговых, таможенных, имущественных, кредитных, долговых и валютных) инструментов для достижения целей муниципальных программ; наделение органов исполнительной власти и их должностных лиц, осуществляющих управление муниципальными программами и их подпрограммами, полномочиями, необходимыми и достаточными для достижения целей программ в соответствии с принципами и требованиями проектного управления; проведение регулярной оценки результативности и эффективности реализации муниципальных программ, в том числе внешней экспертизы, оценки их вклада в решение вопросов модернизации и инновационного развития экономики с возможностью их корректировки или досрочного прекращения, а также установление ответственности должностных лиц в случае неэффективной реализации программ. Предполагается, что состав подпрограмм и планируемые результаты их реализации будут определяться муниципальной программой, а бюджетные ассигнования на их достижение будут утверждаться Решением Собрания депутатов Шумерлинского района о бюджете Шумерлинского района на очередной финансовый год. Для реализации вышеизложенных подходов необходимо: утвердить порядок разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ; определить перечень муниципальных программ и организовать подготовку проектов муниципальных программ; определить порядок планирования объемов бюджетных ассигнований бюджета Шумерлинского района на реализацию муниципальных программ на среднесрочный период с учетом необходимости его увязки с бюджетным процессом. VII. Переход к программной структуре расходов бюджета Шумерлинского района Внедрение программно-целевого принципа организации деятельности органов исполнительной власти и необходимость создания условий для планирования бюджетных ассигнований по новым принципам требуют изменения порядка составления и утверждения бюджетов и, соответственно, корректировки бюджетной классификации Российской Федерации. При этом предполагается, что в течение ближайших 2 - 3 бюджетных циклов будут действовать переходные положения, позволяющие формировать программную структуру расходов бюджета Шумерлинского района в соответствии с проектами муниципальных программ с поэтапным расширением числа программ и подпрограмм, утвержденных в установленном главой администрации Шумерлинского района порядке. Необходимо учитывать, что по мере развития программно-целевого принципа организации деятельности органов исполнительной власти Шумерлинского района будет возрастать необходимость расширения полномочий и ответственности органов исполнительной власти Шумерлинского района, отвечающих за реализацию соответствующих программ и подпрограмм, уточнения их структуры и полномочий. Укрупнение структуры расходов позволит существенно сократить количество оснований для внесения изменений в сводную бюджетную роспись бюджета Шумерлинского района и одновременно расширить полномочия главных распорядителей средств бюджета Шумерлинского района в формировании и ведении собственных бюджетных росписей. Внедрение принципов формирования программного бюджета предполагает сохранение и усиление роли существующих инструментов бюджетного планирования: реестра расходных обязательств, адресной инвестиционной программы, обоснований бюджетных ассигнований. VIII. Оптимизация функций муниципального управления и повышение эффективности их обеспечения Данное направление Программы предполагает продолжение реализации административной реформы. Основной акцент будет сделан на проектном принципе организации деятельности органов власти, в том числе на применении его в процессе реализации муниципальных программ и организации процедур внутреннего контроля деятельности соответствующих органов. Основными направлениями повышения эффективности деятельности органов исполнительной власти Шумерлинского района (выполнения возложенных на них функций, в том числе по осуществлению юридически значимых действий) должны стать: противодействие коррупции и снижение административных барьеров; совершенствование контрольно-надзорной деятельности; оптимизация состава и полномочий органов исполнительной власти Шумерлинского района, результатом которой должно стать сокращение дублирования функций и полномочий, а также оптимизация численности муниципальных служащих Шумерлинского района; передача функций органов исполнительной власти Шумерлинского района, не отнесенных к основному виду деятельности, специализированным организациям, создаваемым для обслуживания одновременно нескольких органов, или размещение муниципальных заказов на соответствующие услуги (аутсорсинг); повышение мотивации руководителей органов исполнительной власти Шумерлинского района в отношении оптимизации предельной численности работников аппаратов; формирование «электронного правительства», в том числе переход на оказание услуг по осуществлению юридически значимых действий органами муниципальной власти Шумерлинского района в электронной форме; оптимизация межведомственного взаимодействия, в том числе с использованием информационных технологий путем раскрытия информации о деятельности органов муниципальной власти Шумерлинского района. Администрацией Шумерлинского района должен быть утвержден и реализован отраслевой план повышения эффективности бюджетных расходов. Кроме того, администрацией Шумерлинского района должен быть принят план повышения качества финансового менеджмента, а финансовым отделом администрации Шумерлинского района организован его мониторинг и оценка. Необходимо совершенствовать методики оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти Шумерлинского района, в которых целесообразно предусмотреть параметры отчетности об эффективности расходов, оценку результатов, достигнутых по отношению к планам, установление при возможности соответствующих критериев для измерения качества, количества и стоимости конечных результатов деятельности организаций и т.д. Важной сферой оптимизации деятельности публично-правовых образований является управление муниципальной собственностью, для повышения эффективности которого предлагается реализация мер по следующим основным направлениям: упорядочение состава имущества публично-правовых образований и обеспечение его учета; проведение полной инвентаризации объектов, находящихся в муниципальной собственности Шумерлинского района, и оформление прав на них; замена практики передачи имущества, специально приобретенного за счет бюджетных средств одного публично-правового образования, другому публично-правовому образованию путем предоставления субсидий на соответствующие цели, распределяемых по прозрачным критериям (за исключением случаев оборота имущества, передаваемого в целях обеспечения полномочий публично-правовых образований); совершенствование системы показателей оценки эффективности использования муниципального имущества; совершенствование методики оценки эффективности использования муниципального имущества, доходов от его использования в бюджеты бюджетной системы Шумерлинского района; ужесточение контроля за соблюдением установленных процедур предоставления в собственность (сдачи в аренду) земельных участков и помещений, находящихся в муниципальной собственности, усиление контроля за деятельностью организаций, использующих в своей хозяйственной деятельности муниципальное имущество; проведение анализа перечня изъятых из оборота и ограниченных в обороте земель, оценка их эффективности с целью дальнейшей оптимизации земельного фонда; оптимизация сети муниципальных унитарных предприятий, приватизация имущества, не обеспечивающего выполнение муниципальных функций, совершенствование приватизационных процедур; формирование экономически обоснованной дивидендной политики; постоянная актуализация информационной базы рыночной оценки объектов муниципального имущества; расширение системы использования муниципальных ликвидных активов в качестве залогового инструмента при привлечении заимствований. IX. Повышение эффективности предоставления муниципальных услуг Целями данного направления Программы являются: повышение доступности и качества муниципальных услуг в сфере образования, здравоохранения, культуры, социального обеспечения и других социально значимых сферах; привлечение и удержание в бюджетной сфере высокопрофессиональных кадров; создание условий для оптимизации бюджетной сети; развитие материально-технической базы муниципальных учреждений, в том числе за счет более активного привлечения средств из внебюджетных источников; снижение неустановленных видов оплаты услуг муниципальных учреждений; внедрение в деятельность муниципальных учреждений элементов конкурентных отношений. Для достижения указанных целей необходимо решить 3 взаимосвязанные задачи: совершенствование правового статуса муниципальных учреждений; внедрение новых форм оказания и финансового обеспечения муниципальных услуг; повышение открытости деятельности учреждений, оказывающих муниципальные услуги, для потребителей этих услуг. Мероприятия по совершенствованию правового положения муниципальных учреждений будут проводиться путем реализации Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений". Они направлены на повышение эффективности предоставления муниципальных услуг в условиях сохранения (либо снижения темпов роста) расходов бюджетов на их оказание. Должны быть созданы условия и стимулы для сокращения внутренних издержек учреждений и привлечения (легализации) ими внебюджетных источников финансового обеспечения, повышения эффективности и открытости их деятельности, а также возможности и стимулы для органов исполнительной власти по оптимизации подведомственной сети. Предполагается изменить механизмы финансового обеспечения бюджетных учреждений (с расширенным объемом прав), оказывающих муниципальные услуги: перевести их с 1 сентября 2011 г. со сметного финансового обеспечения на предоставление субсидии на выполнение муниципального задания; предоставить право бюджетным учреждениям (с расширенным объемом прав) зачислять доходы от приносящей доходы деятельности в самостоятельное распоряжение этих учреждений; исключить субсидиарную ответственность муниципального образования по обязательствам бюджетных учреждений (с расширенным объемом прав); расширить права бюджетных учреждений по распоряжению любым закрепленным за ними движимым имуществом, за исключением особо ценного движимого имущества, перечень которого устанавливает орган местного самоуправления, выполняющий функции учредителя соответствующего учреждения. Создание нового типа муниципальных учреждений - казенного учреждения, статус которых, по сути, совпадает с ранее закрепленным в законодательстве Российской Федерации статусом бюджетного учреждения, будет сопровождаться дополнительным ограничением в виде зачисления всех доходов, полученных от приносящей доход деятельности, в соответствующий бюджет. При этом процедура перевода бюджетных учреждений в казенные учреждения должна будет обеспечить минимизацию организационных мероприятий, связанных с изменением статуса казенных учреждений, и сведение их только к внесению изменений в устав (типовой устав) учреждения или положение о нем. На первое полугодие 2011 г. будет установлен переходный период, который позволит как бюджетным учреждениям (с расширенным объемом прав), так и казенным учреждениям получать финансовое обеспечение в прежнем порядке (в частности, действуют ранее принятые нормативные правовые акты, лицевые счета учреждений не переоткрываются, а внебюджетные доходы казенных учреждений не зачисляются в бюджет). При этом первоначальные нормативы затрат на оказание услуг муниципальным бюджетным учреждением и нормативы затрат на содержание закрепленного за ним имущества должен определять муниципальный орган - главный распорядитель средств районного бюджета в отношении каждого из бюджетных учреждений исходя из размера бюджетных ассигнований, предоставленных данному муниципальному учреждению по смете в 2010 году. Перевод бюджетных учреждений на предоставление субсидий на оказание муниципальных услуг потребует совершенствования практики формирования муниципальных заданий для муниципальных учреждений и их финансового обеспечения. Муниципальные задания для бюджетного учреждения в соответствии с предусмотренными его учредительными документами основными видами деятельности будет устанавливать орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя. Для обеспечения реализации полномочий бюджетных учреждений необходимо реализовать заложенный в Бюджетном кодексе Российской Федерации принцип использования проектов муниципальных заданий на оказание муниципальных услуг при планировании бюджетных проектировок. В этих целях органам исполнительной власти Шумерлинского района, разрабатывающим проекты муниципальных заданий на оказание муниципальных услуг муниципальными учреждениями Шумерлинского района, необходимо в рамках подготовки проекта бюджета Шумерлинского района разрабатывать и представлять в финансовый отдел администрации Шумерлинского района сводные показатели муниципальных заданий. X. Совершенствование инструментов управления и повышения эффективности при муниципальных закупках В настоящее время в Российской Федерации отсутствует полноценное правовое регулирование имущественных отношений с участием публично-правовых образований, не основанных на административном или ином властном подчинении одной стороны другой (контрактных отношений). Для его создания необходимо формирование в Российской Федерации комплексной контрактной системы. Первоочередными задачами на 2010 - 2011 годы являются обеспечение регламентации и структурирования всех стадий процесса муниципальных закупок, а именно - планирования закупок, размещения заказов и исполнения контрактов, а также обеспечение интеграции информационных ресурсов, связанных с размещением заказов и исполнением контрактов. Это будет достигнуто путем последовательной системной модернизации сферы обеспечения нужд публично-правовых образований как за счет развития уже существующих стадий закупочного цикла, так и за счет создания недостающих элементов управления "контрактуемыми" расходами и их общей увязки. В рамках прогноза социально-экономического развития будет вырабатываться прогноз муниципальных закупок, необходимых для реализации муниципальных функций и задач. В результате этого процесса будут созданы такие инструменты, как стандартные спецификации, типовые контракты на стандартные (отдельные) товары, работы и услуги (НИОКР, бюджетные инвестиции, информационные технологии, энергосбережение и т.п.), автоматизированные средства проведения заказчиками мониторинга исполнения контрактов, позволяющие заказчикам более эффективно обеспечивать решение стоящих перед ними задач. Одним из инструментов, объединяющим элементы контрактной системы, будет являться официальный сайт Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о заказах на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд. За счет функционирования такого сайта будет обеспечена возможность проведения мониторинга заключения, изменения и исполнения контрактов и анализа стоимостной информации. Заказчикам будет предоставлена возможность доступа к методической и правовой информации по вопросам, связанным с планированием закупок, размещением заказов и исполнением контрактов, путем выделения в рамках официального сайта информационно-справочного блока. В целях формирования нормативного правового регулирования стадии планирования закупок для муниципальных нужд предлагается установить порядок: определения объема и структуры муниципальных нужд, в том числе в натуральном выражении, исходя из расчетно-нормативных затрат на оказание муниципальных услуг и выполнения функций; установления по наиболее крупным объектам муниципальных закупок перечня товаров, работ и услуг, необходимых для обеспечения муниципальных нужд в очередном финансовом году и плановом периоде; определения начальных цен продукции для разных ее типов; проведения мониторинга цен, предметов закупки, производителей и поставщиков товаров, работ и услуг. При планировании муниципальных закупок необходимо принимать во внимание также стоимость последующей эксплуатации продукции, обладающей длительным жизненным циклом. Нормативные правовые акты, регулирующие стадию размещения муниципального заказа, должны содержать положения о: необходимости утверждения плана-графика закупок и графика заключения контрактов; порядке составления требований к предмету закупки; требованиях к обеспечению контрактов, в том числе в части разработки и утверждения типовых форм банковских гарантий и договоров поручительства; порядке определения начальной цены муниципального контракта; необходимости проведения мониторинга цен на товары, работы и услуги по заключенным муниципальным контрактам. Изменения в нормативном правовом регулировании стадии исполнения муниципальных контрактов необходимо направить на: регламентацию организации контроля со стороны заказчика за исполнением контракта, издание рекомендаций по приемке продукции в ходе исполнения муниципального контракта; регламентацию участия (наряду с представителями заказчика) специального представителя уполномоченного муниципального органа для реализации возложенной на него обязанности по защите прав, свобод и законных интересов других лиц или интересов Шумерлинского района по отдельным категориям судебных споров, возникающих вследствие неисполнения муниципальных контрактов; установление требований о предоставлении открытой информации об исполнении муниципальных контрактов и плана-графика муниципальных закупок (в том числе путем создания общероссийского реестра муниципальных контрактов, включающего в том числе информацию об исполнении контрактов); установление обязанности заказчика применять санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по контракту; регламентацию действий заказчика в случае уменьшения лимитов бюджетных обязательств. Следует рассмотреть возможность создания в бюджетном процессе Шумерлинского района гибких инструментов, направленных на исполнение муниципальных контрактов с возможностью: использования заказчиком средств от реализации финансового обеспечения при неисполнении либо ненадлежащем исполнении контракта поставщиком; уменьшения заказчиком объема оплаты по контракту на сумму штрафных санкций, предъявленных к поставщику. Дальнейшее развитие контрактных отношений будет направлено также на формирование системы продаж, аренды и другого использования движимого и недвижимого имущества публично-правовых образований. Кроме того, в перспективе на контрактную основу будет переведено размещение муниципальных заданий (заказов) на оказание социально значимых услуг. В целом развитие контрактных отношений с участием публично-правовых образований должно быть направлено на создание прозрачной справедливой среды для всех сторон контракта, обеспечивающей сбалансированность интересов. Кроме того, комплексная федеральная контрактная система позволит повышать качество и снижать издержки при реализации муниципальных услуг, исполнении функций и задач публично-правовых образований и бюджетных учреждений. XI. Развитие системы муниципального финансового контроля Переход к программному бюджету и внедрение новых форм финансового обеспечения муниципальных услуг требуют комплексного реформирования системы муниципального финансового контроля, основанной на конституционных принципах разграничения предметов ведения и полномочий органов местного самоуправления. В этих целях необходимо: организовать действенный контроль (аудит) за эффективностью использования бюджетных ассигнований, определив критерии эффективности и результативности их использования; уточнить полномочия органов местного самоуправления (муниципальных органов) по осуществлению финансового контроля; ввести понятия внешнего и внутреннего муниципального финансового контроля, определив на законодательном уровне их формы, методы и объекты; привести систему муниципального финансового контроля в соответствие с принципами и стандартами, установленными Международной организацией высших органов финансового контроля (ИНТОСАИ) и Европейской организацией высших органов финансового контроля (ЕВРОСАИ); установить меры ответственности за каждое нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации; исключить возможность необоснованных проверок хозяйствующих субъектов. Муниципальный финансовый контроль предлагается определить как деятельность уполномоченных органов местного самоуправления (муниципальных органов), направленную на контроль: соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения; достоверности, полноты и соответствия нормативным требованиям бюджетной отчетности; экономности, результативности и эффективности использования средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. При этом под внешним муниципальным финансовым контролем предлагается понимать финансовый контроль, осуществляемый законодательными (представительными) органами и созданными ими органами муниципального финансового контроля, под внутренним муниципальным финансовым контролем - финансовый контроль, осуществляемый местными администрациями. Правовое регулирование в сфере муниципального финансового контроля должно ориентироваться на осуществление контроля за участниками бюджетного процесса, прежде всего органами власти в рамках бюджетного законодательства. В свою очередь, бюджетное законодательство должно исходить из обязательности для участников бюджетного процесса в отношениях, не основанных на административном или ином властном подчинении, включения в разрабатываемые ими проекты договоров с контрагентами о предоставлении средств из бюджета (за исключением муниципальных контрактов о поставках товаров, выполнении работ, оказании услуг) условий об их согласии на проведение проверок по соблюдению целей и условий предоставления целевых средств из бюджета. Проведение подобных проверок участниками бюджетного процесса должно рассматриваться не как их право, а как обязанность, вытекающая из бюджетного законодательства Российской Федерации по конкретным видам расходов, порядок осуществления которых является предметом муниципального финансового контроля. Внедрение этого подхода означает перемещение основной ответственности за соблюдение положений бюджетного законодательства Российской Федерации как части административного права и, соответственно, ответственности за соблюдение условий предоставления целевых средств из бюджета (бюджетных кредитов, гарантий, субсидий) с юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса, на органы местного самоуправления, на которые возложены функции по установлению порядка предоставления указанных средств, и на получателей бюджетных средств, заключающих гражданско-правовые договоры от имени соответствующих публично-правовых образований. Реформирование муниципального финансового контроля требует более четкого разграничения полномочий органов финансового контроля по горизонтали (т.е. между органами муниципального финансового контроля публично-правового образования) и по вертикали (т.е. между органами муниципального финансового контроля разных публично-правовых образований), в том числе в части контроля за соблюдением муниципальными образованиями целей и условий получения межбюджетных трансфертов. Полномочия контрольно-счетных органов, созданных представительными органами местного самоуправления, по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля (аудита) определяются муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о контрольно-счетных органах. Финансовый отдел администрации Шумерлинского района в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации должен обладать полномочиями по осуществлению внутреннего муниципального финансового контроля, в том числе при осуществлении санкционирования операций и использовании других методов предварительного бюджетного контроля применительно к главным администраторам (администраторам, распорядителям, получателям) средств бюджета. Финансовый отдел администрации Шумерлинского района в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации должен обладать полномочиями по осуществлению внутреннего муниципального финансового контроля, в том числе по выявлению и пресечению предоставления неполной или недостоверной отчетности о непосредственных результатах использования бюджетных ассигнований в рамках подпрограмм муниципальных программ и при выполнении муниципальных заданий, путем проведения ревизий, проверок и использования других методов последующего бюджетного контроля применительно к органам исполнительной власти, являющимся главными администраторами (администраторами, распорядителями, получателями) средств бюджета, а также в установленных законодательством Российской Федерации случаях и порядке. Главные администраторы бюджетных средств в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации должны осуществлять внутренний контроль (в том числе с правом создания структурных подразделений), направленный на соблюдение внутренних стандартов и процедур организации своей деятельности, включая составление и исполнение бюджета, ведение бюджетного учета, составление бюджетной отчетности, соблюдение административных регламентов, а также подготовку и организацию осуществления мер, направленных на повышение результативности (эффективности и экономности) использования бюджетных средств. При этом необходимо принять меры по повышению качества и надежности внутреннего контроля, осуществляемого главными администраторами бюджетных средств, результаты которого должны быть доступны как органам муниципального финансового контроля, так и местным администрациям. Кроме того, следует организовать координацию развития и методологического обеспечения систем внутреннего контроля. В целях обеспечения действенности, эффективности и результативности муниципального финансового контроля необходимо усовершенствовать систему правового регулирования ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, в частности: установить закрытый перечень мер принуждения, применяемых к нарушителям бюджетного законодательства, как совокупность мер бюджетно-правового принуждения и мер административно-правового принуждения; увязать определенные факты нарушения бюджетного законодательства с конкретными бюджетно-правовыми мерами принуждения и установить отсылку к применению административно-правовых мер принуждения; установить административные наказания за нарушения бюджетного законодательства. Реализация предлагаемой концепции муниципального финансового контроля предполагает внесение изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. XII. Развитие информационной системы управления общественными финансами В настоящее время сформированы основы современной системы управления муниципальными финансами на базе информационно-технологической инфраструктуры Министерства финансов Чувашской Республики, обеспечивающей полный охват денежных операций сектора государственного управления. Однако современное развитие отношений в сфере общественных финансов предъявляет новые требования к составу и качеству информации о финансовой деятельности публично-правовых образований, а также к открытости информации о результатах их деятельности. Например, в Федеральном законе "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" предусмотрено создание официального сайта в сети Интернет для размещения информации о деятельности всех муниципальных учреждений и об использовании закрепленного за ними имущества. В целях удовлетворения указанных требований, а также повышения качества управления муниципальными финансами необходимо развивать единую интегрированную информационную систему управления общественными финансами (электронный бюджет), которая: обеспечит прозрачность и подотчетность деятельности органов местного самоуправления, создание механизмов общественного контроля за эффективностью и результативностью деятельности публично-правовых образований путем публикации в открытом доступе информации о плановых и фактических результатах деятельности организаций сектора государственного управления, информации о стоимости предоставленных муниципальных услуг, в том числе информации в разрезе муниципальных программ, услуг, объектов финансирования в натуральном и стоимостном выражении; повысит доступность информации о финансовой деятельности и финансовом состоянии каждого публично-правового образования, об их активах и обязательствах; создаст инструменты для взаимоувязки стратегического и бюджетного планирования, проведения мониторинга достижения конечных результатов муниципальной программы и непосредственных результатов, характеризующих объемы и качество оказания муниципальных услуг; обеспечит интеграцию процессов составления, исполнения бюджетов, бюджетного учета и подготовки финансовой и иной регламентированной отчетности публично-правовых образований; усилит взаимосвязь бюджетного процесса и процедур планирования закупок товаров, работ и услуг для нужд публично-правовых образований, размещения заказов на их поставку и исполнения муниципальных контрактов, заключаемых по итогам размещения заказов; позволит осуществить централизацию и обеспечить единство учета объектов муниципальной собственности. В рамках развития системы электронного бюджета, в частности, потребуется создание информационных ресурсов и общероссийских реестров, содержащих информацию об организациях государственного сектора, муниципальных служащих, муниципальных заданиях, оказываемых услугах и деятельности муниципальных учреждений, имуществе и обязательствах публично-правовых образований. Кроме того, необходимо продолжить модернизацию уже имеющихся информационных баз (реестр расходных обязательств, сводная бюджетная роспись, реестр муниципальных контрактов и т.д.), создав технологии их взаимоувязки между собой, а также интеграции существующих и создаваемых информационных ресурсов в системе электронного бюджета. Для решения поставленных задач необходимо рассмотреть вопрос о реализации следующих мероприятий: разработка нормативных правовых актов и методических материалов для обеспечения формирования и централизованного ведения общероссийских реестров и информационных ресурсов, организации эффективного информационного межведомственного взаимодействия; обеспечение проектирования системы электронного бюджета как комплекса взаимоувязанных компонентов, обеспечивающих функционирование системы; создание единого портала муниципальных финансов (портал электронного бюджета) для обеспечения публичного доступа к информации о финансовой деятельности публично-правовых образований, формируемой на основании сведений системы электронного бюджета; обеспечение развития функциональности автоматизированной системы финансового отдела администрации района, в том числе для ведения плановых показателей в разрезе бюджетных услуг, мониторинга результативности и эффективности бюджетных расходов, управления основными средствами и обязательствами сектора государственного управления, ведения бюджетного, управленческого и кадрового учета организаций сектора государственного управления, а также для предоставления соответствующих услуг организациям сектора государственного управления с использованием средств удаленного взаимодействия. Внедрение системы электронного бюджета позволит перейти на качественно новый уровень управления муниципальными финансами и создать инструментарий для принятия обоснованных управленческих решений с целью повышения эффективности и результативности бюджетных расходов. XIII. Организация реализации Программы Управление реализацией Программы планируется организовать по проектному принципу. Руководство реализацией Программы, а также координация и контроль за ее реализацией возлагаются на администрацию Шумерлинского района и финансовый отдел администрации Шумерлинского района. Организация выполнения мероприятий Программы будет осуществляться в рамках ежегодно утверждаемого плана. В план на 2011 год предлагается включить основные мероприятия, которые необходимо выполнить для того, чтобы учесть результаты Программы при формировании бюджетных проектировок на 2012–2014 годы. План на 2012 год предлагается принять в декабре 2011 г. с учетом промежуточных итогов реализации Программы. Главам сельских поселений Шумерлинского района рекомендуется разработать аналогичные программы и организовать их реализацию. XIV. Ожидаемые результаты реализации Программы Ожидаемые результаты реализации Программы будут выражаться в развитии организационных и правовых предпосылок для повышения эффективности бюджетных расходов, в том числе в: обеспечении сбалансированности и устойчивости бюджета Шумерлинского Района; совершенствовании разграничения полномочий и организации деятельности публично-правовых образований; совершенствовании программно-целевого принципа организации деятельности органов исполнительной власти Шумерлинского района; повышении эффективности предоставления муниципальных услуг; оптимизации функций муниципального управления, повышении эффективности их обеспечения; развитии системы муниципального финансового контроля; развитии информационной системы управления муниципальными финансами, способствующей повышению прозрачности деятельности органов местного самоуправления. Основным критерием эффективности реализации Программы в 2011 году будет являться своевременное и качественное выполнение мероприятий, предусмотренных Планом мероприятий по реализации в 2011 году Программы повышения эффективности бюджетных расходов Шумерлинского района на 2011 и 2012 годы. В качестве отдельных количественных показателей, характеризующих достижение целей Программы в 2011 году, а также повышение эффективности бюджетных расходов, предлагается использовать следующие показатели: -отношение муниципального долга Шумерлинского района к доходам бюджета Шумерлинского района (без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений), -отношение дефицита бюджета Шумерлинского района к доходам бюджета Шумерлинского района без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений, -доля расходов на обслуживание муниципального долга Шумерлинского района в объеме расходов бюджета Шумерлинского района, за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, -просроченная задолженность по долговым обязательствам Шумерлинского района, тыс. рублей -недополученные доходы по местным налогам в результате действия налоговых льгот, установленных Решением Собрания депутатов Шумерлинского района, в объеме налоговых доходов бюджета Шумерлинского района, -отношение объема просроченной кредиторской задолженности бюджета Шумерлинского района к объему расходов бюджета Шумерлинского района -отношение объема выплат по муниципальным гарантиям Шумерлинского района к общему объему предоставленных Шумерлинским районом муниципальных гарантий -отношение доли расходов на оплату труда муниципальных служащих Шумерлинского района к установленному нормативу формирования данных расходов в отчетном финансовом году. ______________
Постановление
293
01 июня 2011 года
06 июня 2011 года
Поделиться