Проблемы воспитания
ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ ГРАЖДАНИНА В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ НАСЛЕДИИ А. С. МАКАРЕНКО
ИХ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ СОВРЕМЕННОЙ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ВОСПИТАНИЯ
По данной тематике прошла педагогические чтения учителей района администрации Шумерлинского района, в которой приняли участие 10 человек из разных школ. Конференция посвящалась 115 –летию со дня рождения великого русского педагога А.С. Макаренко.
Очень интересное выступление о воспитательной системе А.С. Макаренко и условиях его успешного применения в школе приготовила заместитель директора по воспитательной работе МОУ «Краснооктябрьская СОШ» Яковлева В.К.
Талантливый ученый-педагог умел смотреть в будущее. Известно, что, когда А. С. Макаренко предложили быть соавтором учебника по педагогике, он спросил, какой педагогики — сегодняшней или завтрашней, и, узнав, что сегодняшней, отказался, так как считал, что надо создавать завтрашнюю педагогику. Он всегда, как подлинный ученый, смотрел далеко вперед «...Мы должны воспитывать гражданина . В нашу великую эпоху мы должны воспитывать наиболее полноценного гражданина, достойного этой эпохи». Учитель МОУ «Алгашинская СОШ» Январева Тамара Андреевна остановилась на произведении А.С. Макаренко «Книга для родителей»..
«Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. напоминает Макаренко в первой главе «Книги для родителей».—Воспитывает и жизнь , и общественные явления, но прежде всего и больше всего — люди. Из них на первом месте — родители и педагоги». «Дети — «цветы жизни»,— против этой известной метафоры Макаренко не возражает. Но он предостерегает от уподобления «цветов жизни» роскошному декоративному букету, которым любуются, испуская сентиментальные ахи и охи. «Нет, наши дети вовсе не такие цветы...— убежденно восклицает Макаренко,— это не букет, это прекрасный яблоневый сад... Трудно, конечно, не любоваться таким садом, трудно ему не радоваться, но еще труднее не работать в таком саду». . Тамара Андреевна привела множество эпизодов из книги, которые можно использовать в индивидуальных беседах с родителями и на родительских собраниях
Продолжением этой темы было выступление Логиновой Ривы Николаевны, которая остановилась на теме «Роль семьи в воспитании детей», на родительском авторитете. Семья приносит полноту жизни, семья приносит счастье, но каждая семья в жизни общества является большим делом, имеющим государственное значение. Авторитет родителям делает то, как они относятся к выполнению своих обязанностей на работе. «Родительское требование к себе, родительское уважение к своей семье, родительский контроль над каждым своим шагом- вот первый и самый главный метод воспитания»,- пишет А.С .Макаренко. Родители должны знать, с кем дружит, с кем играет, что читает, как относится к школе, к учителям. О проблемах трудового воспитания в педагогическом наследии А.С. Макаренко выступили учитель истории МОУ «Ходарская гимназия» Тюнтерова Л.Ю. И заместитель директора по воспитательной работе МОУ «Шумерлинская СОШ» Деркач Лидия Федоровна.
Правильное воспитание невозможно себе представить как воспитание нетрудовое. Труд всегда был основанием для человеческой жизни, для создания благополучия человеческой жизни и культуры. Трудовая подготовка, воспитание трудового качества человека — это подготовка и воспитание не только будущего хорошего или плохого гражданина, но и воспитание его будущего жизненного уровня, его у благосостояния. Научить творческому труду — особая задача воспитателя.
На том, как раскрывается в педагогическом наследии А.С. Макаренко проблема воспитания гражданина и ее значении для современной теории и практики воспитания остановилась учитель математики МОУ «Нижнекумашкинская СОШ», считая воспитание гражданина основой для формирования целостной личности будущего человека, А.С. Макаренк5о отмечал ведущие аспекты в воспитании гражданина. Прежде всего это должен быть квалифицированный труженик, экономически и политически образованный, имеющий высокую общую культуру, ответственный за свои действия перед коллективом и перед обществом, умеющий работать в коллективе, с оптимизмом смотрящий вперед.
Учитель МОУ «Туванская СОШ» затронула вопрос «Коллектив и личность в теории и практике А.С. Макаренко. Раскрывая содержание «Педагогической поэмы» и других произведений педагога, Роза Ивановна сделала вывод, что Макаренко нашел общий метод воздействия на личность- организацию коллектива: «Достойной нашей эпохи организационной задачей может быть только создание метода, который, будучи общим и единым, в то же время дает возможность каждой отдельно личности развивать свои способности, сохранять свою индивидуальность, и этот метод – создание детского коллектива как инструмента воспитания и формирования личности Учитель МОУ «Саланчикская СОШ» обратил внимание на вопрос «Воспитание и развитие личности». Он подчеркнул, что жизнь и воспитание ребенка есть нечто единое, потому что ребенок воспитывается постоянно, в каждый момент. Если жизнь ребенка, его жизненные отношения скудны, так же слабы и односторонни его знания и навыки. «Как можно использовать игры в целях воспитания», об этом рассказала в своем выступлении Макарова З.В. в своем выступлении. «Педагогическое мастерство» -в чем оно заключается, как его понимает Макаренко и как стать настоящим педагогом- мастером своего дела- эти и другие вопросы были раскрыты в выступлении Тихоновой Л.В.- заместителя директора пор учебной работе МОУ «Торханская СОШ».
Материалы педагогических чтений были интересны и злободневны. Сейчас, когда проводятся конкурсы школ на лучшее подсобное хозяйство, говорится о финансовой и экономической самостоятельности школ многие положения педагогического наследия нам близки. Заинтересованные выступления присутствующих на научно- практической конференции дают возможность говорить о начале качественно нового этапа в освоении макаренковского наследия, его практическом использовании. Выступающие пришли к выводу, что необходимо преодолеть приверженность исследователей к упрощенному истолкованию творчества Макаренко.
Ефимова Р.М.- зам. начальника отдела образования