Выбор профессии -выбор судьбы
Выбор профессии – выбор судьбы
«Кем быть? Какую профессию выбрать? Что нужно знать, чтобы правильно выбрать специальность? Эти и многие похожие вопросы волнуют десятки тысяч юношей и девушек, оканчивающих школу. Чтобы не ошибиться в выборе профессии, необходимо хорошо разбираться в этом огромном мире профессий…Выбирая профессию, …обдумываешь свое будущее, проектируешь его» - эти строки из сочинения о профессии средняя общеобразовательная школа» Ануфриева Светлана. Действительно, проблема выбора профессии является актуальной для каждого человека, особенно для молодых людей, стоящих на пороге самостоятельной жизни. Отрицательные последствия неправильно выбранной профессии затрагивают как самого человека, так и все общество. Наша страна теряет миллиарды рублей только потому, что молодые люди часто выбирают профессию, не согласуясь своими возможностями и способностями. Часто это оборачивается личной драмой. По подсчетам ученых, правильный выбор профессии в 2—2,5 раза уменьшает текучесть кадров, на 10—15% увеличивает производительность труда и в 1,5— 2 раза уменьшает стоимость обучения кадров.
Поэтому профориентационная работа должна осуществляться последовательно, систематически, чтобы она помогала бы старшеклассникам верно определить жизненный курс, свести до минимума возможные ошибки.
В нашем районе вопросам профессиональной ориентации уделяется значительное внимание. В соответствии с постановлением главы администрации Шумерлинского района и в целях оказания практической помощи учащимся школ в целенаправленном и осознанном выборе профессий в апреле-мае 2003 г. в муниципальных образовательных учреждениях района прошел месячник профориентационной работы. В ходе месячника были проведены беседы с учащимися всех классов: «Дороги, которые ты выбираешь», «О трудовых династиях», « Какая работа мне нужна?», «Какие навыки и умения требует профессия», «Профессия – строитель», «Трудом красив человек», «Профессии наших пап и мам» и др. Прошли вечера («Выбор профессии – путь к мастерству»), проведены экскурсии на различные предприятия, в учреждения с целью ознакомления с различными профессиями; устные журналы («Это полезно знать» и др.) Прошли обсуждения кинофильмов, телепередач, газетных статей о профессиях различных профилей, специальностях. Очень интересным, познавательным был «День профориентации», который прошел для учащихся старших классов школ района на базе МОУ «Ходарская гимназия», организованный заместителем начальника отдела образования Ефимовой Р.М. Перед учащимися выступили ведущий инспектор ГУ «Шумерлинский городской (межрайонный) центр занятости населения Борисов В.А., заместитель директора ПУ № 6 Ларина Т.А., заместитель директора ПУ № 10 Лепешкина Т.И., которые говорили о важности выбора профессии, порекомендовали старшеклассникам профессии, пользующиеся спросом на рынке труда. Ярким, информативным было выступление агитбригады учащихся ПУ № 6 с рекламой специальностей.
Прошел районный конкурс эвристических сочинений по профессиональной тематике. В конкурсе приняло участие 36 учащихся из 11 муниципальных образовательных учреждениях района - 9 средних общеобразовательных школ, 1 основной общеобразовательной школы, 1 начальной общеобразовательной школы, (МОУ «Алгашинская СОШ», «Егоркинской СОШ», «Нижнекумашкинской СОШ», «Саланчикской СОШ», «Разъезд-Мыслецкой СОШ», «Туванской СОШ», «Шумерлинской СОШ», «Ходарская гимназия им. И.Н. Ульянова», «Юманайской СОШ», «Торханской ООШ», «Кабановской НОШ»). Кроме старшеклассников, в конкурсе приняли участие учащиеся младших классов и среднего звена. Большинство сочинений отличает творческий характер, индивидуальность, личная заинтересованность авторов в освоении описываемой профессии. В каждом сочинении отмечается необходимость осознанного выбора профессии, важность этого выбора для дальнейшей судьбы человека.
Учащимися были написаны сочинения на русском и чувашском языках о таких профессиях, как программист, врач, учитель, археолог, орнитолог, журналист, агроном, садовод, дрессировщик, повар, парикмахер, водитель, экономист, бухгалтер, музыкант, певец, работник правоохранительных органов и др. Вот как говорит о важности первого учителя в жизни человека Дианская Ольга, ученица 8 класса МОУ «Туванская СОШ»: «… Первый учитель встречает нас на пороге школы, учит нас читать, писать, считать, мыслить … учит маленьких людей жить по добрым человеческим законам. Внешне работа учителя кажется будничной, а по сути своей она радостна и величественна, так как учитель растит человека и должен сделать его счастливым…Считаю, что профессия учителя самая гуманная, самая лучшая на земле». «Учитель – какое короткое слово…А сколько в этом слове богатства скрыто: богатство души, богатство сердца, богатство ума… Учителя отдают всю свою любовь нам, детям. Благодаря их усилиям мы накапливаем свои знания. Учителя нашей школы являются для нас примером, они работают вместе с учащимися, не покладая рук. Моя будущая профессия – учитель – самая лучшая!» - это строки из сочинения Малышевой Василисы, ученицы 9 класс МОУ «Егоркинская СОШ». Много сочинений было посвящено профессии врача: «Профессия врача важна, мне хочется помогать людям, нуждающимся в медицинской помощи. Медицина дает нам всевозможные шансы на выздоровление. Она делает человека оптимистом…» (Ануфриева Светлана, 10 класс МОУ «Егоркинская СОШ»); «Врачам нужна выдержка, сильный характер, огромная любовь к людям…» (Прокопьева Лариса, 9 класс, МОУ «Нижнекумашкинская СОШ»). А вот так поэтично пишут старшеклассники о своих будущих профессиях: «Повар – древнейшая в мире профессия. Как гласит русская пословица «добрый повар стоит доктора». Повар - творец хорошего настроения у посетителей…Профессия повара приносит человеку большое моральное удовлетворение: она дает ему возможность ежедневно убеждаться в необходимости и важности своей работы…» (Логинова Светлана, 9 класс, МОУ «Разъезд-Мыслецкая СОШ; «Парикмахера можно сравнить с художником. С помощъю простых инструментов – ножниц и гребенки – мастер делает настоящие шедевры… Работа с людьми требует от парикмахера особых личных качеств и умений…» (Семенова Ирина, 9 класс, МОУ ««Разъезд-Мыслецкая СОШ»). Хорошим примером для ребят являются семейные традиции. «Хочу продолжить дело своего деда – Кузьмина В.П., который много лет работал агрономом. – Пишет ученик 6 класса МОУ «Туванская СОШ Кузьмин Василий. – Мой дед говорил: «Агроном – профессия, в которой соединены пристрастность садовода, дальновидность врача, творческое вдохновение педагога». Важность профессий, связанных с информацией, также отмечается авторами сочинений: «Информатика – наука будущего. Недалеко то время, когда информация будет важнее всего и обладать ею будем мы. И чтобы применять ее с пользой, знание информатики нам просто необходимо, равно как и профессиональные программисты…» (Филиппов Александр, 11 класс, МОУ «Ходарская гимназия»).
Лучшими работами по решению комиссии были признаны сочинения Андреевой Елены, ученицы 11 класса МОУ «Туванская СОШ», Малышевой Василисы, ученицы 9 класса МОУ «Егоркинская СОШ», Филиппова Александра, ученика 11 класса МОУ «Ходарская гимназия», а также коллективная работа учащихся МОУ «Алгашинская СОШ», в которой представлены рисунки ребят младших классов о профессиях. Следует отметить работу учителей Капитоновой В.Н.(МОУ «Юманайская СОШ»), Мозяковой А.Г. (МОУ «Егоркинская СОШ»), Судеркиной А.И. (МОУ «Туванская СОШ»), Шустовой Е.П. (МОУ «Ходарская гимназия») по руководству индивидуальной творческой работой учащихся.
Также в рамках месячника профориентации учащейся молодежи был проведен социологический опрос учащихся 9-11 классов школ района. Данные опроса показали, что большая часть старшеклассников определилась с выбором профессии (42 %). Считают возможным применение своих способностей: в сфере промышленности 27,3 %; в сфере искусства – 23, 4 %; в сфере обслуживания – 19,5 %, в области информационных технологий – 16 %, науки – 11,6 %, в сфере строительства – 7,8 %, сельского хозяйства – 3 % опрошенных старшеклассников. 19,5 % респондентов еще не определились в своих профессиональных интересах. Например, 8 % учащихся вообще не ответили на вопрос «Какая работа тебе доставляет удовольствие?». Ориентируясь в требованиях времени, часть ребят выбирает рабочие профессии, которые пользуются спросом на рынке труда. Однако тревожным является тот факт, что очень мало молодых людей, выросших в сельской местности, связывают свою будущую судьбу с сельским хозяйством. Это заставляет о многом задуматься …
В Профессиональное просвещение должны участвовать в равной степени и общеобразовательная школа, и учебные заведения, и родители, большие и малые предприятия – все, кто причастен к воспитанию молодого поколения.
Очень хочется верить, что каждый выпускник сможет выбрать ту единственную профессию, в которой он сможет реализовать себя, стать личностью. Пусть пожеланием будут строки ученицы МОУ «Торханской ООШ» Таргановой Н: «…Если даже нравятся все профессии, надо выбрать одну, которая по душе. Только та работа в жизни принесет радость и успех, если ты выбрал ее правильно. Ведь любимая работа – это твой второй дом, твоя надежда, счастье. Поэтому постарайтесь выбрать профессию правильно и на всю жизнь…».