Шумерлинский муниципальный округ

Публикации газеты "Вперед" за 25 декабря 2003

Год семьи Мы гордимся ими Совсем немного остается до конца 2003 года, объявленного Президентом Чувашской Республики Н.В. Федоровым Годом семьи. Поэтому хочется рассказать о трудовых династиях деревни Шумерли, слава о которых и их делах передается из поколения в поколение. Замечательно, когда дети идут по стопам своих родителей, умножая их славу. Мы вправе гордиться достижениями семейных династий деревни Шумерли, объединяющих представителей сельского хозяйства и народного образования, здравоохранения, рабочих, военных. Ежегодно в Шумерлинской сельской школе в канун Дня учителя чествуют династии педагогов. Одна из них – семья Костяковых. Основоположником династии является Кузьма Александрович, ныне пенсионер, инвалид Великой Отечественной войны, уважаемый в деревне человек. В 1930 году, окончив Торханскую семилетнюю школу, он поступил в Порецкое педагогическое училище, чтобы учить детей, о чем всегда мечтал. Но по семейным обстоятельствам вынужден был уйти со второго курса училища и перейти в Ходарскую среднюю школу. После школы была служба в армии и Великая Отечественная война. В 1944 году по ранению К.А. Костякова комиссовали с военной службы. Вернувшись домой, он решил осуществить свою детскую мечту. А любовь к детям, тяга к знаниям, стремление и большое желание дать их другим сделали свое дело. Кузьма Александрович начал работать учителем в Бреняшской семилетней школе, а в 1947 году перешел в Шумерлинскую восьмилетнюю школу. К.А. Костяков работал в школе до 1983 года, когда ушел на заслуженный отдых. За годы работы он воспитал не одно поколение честных и порядочных ребят, научил их отличать добро от зла, видеть красоту, их окружающую, а взамен получил многочисленные Почетные грамоты и благодарности. Есть в его активе и медаль «За отвагу», которой он был награжден за проявленные на войне героизм и мужество. Работа в школе для К.А. Костякова стала делом всей его жизни, здесь он познакомился и со своей будущей женой Татьяной Захаровной, уроженкой с. Н.Кумашка. В школе Татьяна Захаровна появилась тоже не случайно, в жизни у нее был достойный пример, который она брала со своих старших брата и сестры, пошла по их стопам. Закончив сначала Канашское педагогическое училище, затем Казанский педагогический институт, она 41 год отработала в Шумерлинской сельской школе. К сожалению, Татьяны Захаровны уже нет среди нас, но память о ней живет в ее детях, учениках. С Кузьмой Александровичем они прожили счастливую долгую жизнь, воспитали троих детей. Продолжает учительскую деятельность их сын Анатолий. По окончании в 1980 году Горьковского педагогического института им.Горького начал работать в Андреевской средней школе. Через два года был назначен ее директором. Но как бы далеко не разлетелись мы по свету, все же всегда возвращаемся на свою малую родину. Так и Анатолий Кузьмич со своей женой Ангелиной Валерьяновной в1987 году приехал жить в д.Шумерлю. Сегодня он преподает в ПУ-10. В 2002 году ему было присвоено звание «Почетный работник профтехобразования России», он награжден знаком «Почетный работник начального профессионального образования». Родители могут гордиться своим сыном. Почти 100 лет педагогического стажа у династии Костяковых. Но в д.Шумерле эту династию хорошо знают не только как педагогов, а и как работников здравоохранения. Старший сын Валерий окончил Казанский государственный медицинский институт. С 1982 года он работает в Шумерлинской районной центральной больнице анестезиологом-реаниматологом. Его жена Светлана Алексеевна, с которой познакомился в студенческом общежитии, тоже работает врачом-педиатром в г.Шумерле в детской поликлинике. Их дочери Эльза и Татьяна решили продолжить дело своих родителей. Сегодня они учатся, соответственно, на третьем и втором курсах в Чувашском государственном университете, тоже будут лечить людей. Дочь Кузьмы Александровича и Татьяны Захаровны Людмила, как и старший брат Валерий, решила стать врачом. После Чувашского государственного университета в 1987 году по распределению приехала в с. Красные Четаи. Свою врачебную практику начала терапевтом в центральной районной больнице там же. В настоящее время она работает заместителем главного врача по лечебной части. В этой семье есть еще один врач – это жена Анатолия. Так получилось, что подруга и однокурсница Людмилы Ангелина Валерьяновна, родом из Козловского района, вышла замуж за него. Свою трудовую деятельность начала на шумерлинской земле в 1987 году, работает терапевтом в ШЦРБ. Общий медицинский стаж семьи Костяковых составляет 74 года. Всех членов этой большой и дружной династии объединяет любовь к выбранной профессии, будь то врача или учителя, желание творить добро, быть рядом с людьми в их трудные минуты жизни, помогать им. Да будет так. Хорошо знают в деревне Шумерле семью Шукановых. Судьба двух поколений этого семейства связана с шумерлинским комбинатом автофургонов. Глава семьи Михаил Харитонович начал здесь работать плотником, затем работал столяром, сборщиком изделий из древесины. Любую работу, за которую он брался, выполнял хорошо, на совесть, все у него ладилось. В мае 1990 года М.Х. Шуканов вышел на пенсию, имея за своими плечами 41 год стажа, опыт безупречной работы. Он и сам работал добросовестно, и сына научил, передав ему свое мастерство, сноровку. Отец научил сына желанию делать людям добро и сердечно к ним относиться. Не зря за высокие производственные успехи, достигнутые в социалистическом соревновании, активную общественную работу, личную дисциплинированность М.Х. Шуканов награждался Почетными грамотами. Ему присвоено звание «Ударник коммунистического труда». Его портрет заносился на Доску Почета комбината. Вот уже 25 лет работает на этом же предприятии сын Михаила Харитоновича Анатолий, он был учеником и помощником своего отца. В 1978 году впервые перешагнув проходную комбината, он быстро освоился в коллективе, изучил работу, которая пришлась ему по душе, она кипит в его руках. Бригада А.М.Шуканова находится на хорошем счету в трудовом коллективе. В 1981 году пришла на комбинат, где работали муж и свекор, Людмила Федоровна. Работает она станочницей. Работа эта не из легких, она требует осторожности, сноровки, внимательного отношения к станку и, конечно же, соблюдения правила безопасности. За 22 года работы она в совершенстве овладела своей профессией, точно и качественно разрезает древесину на заготовки, у нее все получается. Супруги Шукановы достойно продолжают дело М.Х. Шуканова. В их семье растут две дочери, а может, и они пойдут по стопам родителей и дедушки. Совсем не высокими кажутся мне слова, которыми я хочу закончить рассказ о двух замечательных династиях, о том, что всем простым чувашским труженикам Родина дала возможность обрести крылья. Каждый из них щедро возвращает долг своей стране, воспитавшей их, распахнувшей перед ними все пути-дороги. Л.КАДЕЕВА, заведующая Шумерлинской сельской библиотекой. «Молодежь за здоровую нацию» Именно так назывался Республиканский молодежный конгресс, который состоялся 5 декабря в городе Чебоксары. Организатор конгресса – Государственный комитет Чувашской Республики по делам молодежи. Местом проведения столь важного события стал Дом правительства Чувашской Республики. На конгрессе присутствовали самые активные представители молодежи из всех городов и районов Чувашии – всего 425 участников. Город Шумерлю представляли 10 человек: Л.Г. Башкирова – методист ДДТ, С.Жуперин – ученик шк. № 3, Н.А. Морозова – старшая вожатая шк. № 1, К.Морозова - ученица шк. № 1, Д.Росков, А.Демишев – учащиеся ПУ-6, С. Сенаторова – учащаяся ШФСПЭТ, Е.Л. Краснова – старшая вожатая шк.№ 6, Е.В. Игонина – социальный педагог шк. № 6, А.В. Дмитриев – учитель информатики гимназии № 8. Право торжественного открытия конгресса было предоставлено Президенту Чувашской Республики Н.В. Федорову. Выступление Николая Васильевича было чрезвычайно эмоциональным и содержательным. Нашего Президента настолько вдохновило общение с молодежью, что вместо запланированных 15 минут он выступал больше часа. В своем выступлении Николай Васильевич затронул многие вопросы: политику, образование, культуру, спорт. «Вам, молодому поколению, необходимо быть людьми знающими, образованными – иначе не будет решаться ни одна проблема», - обратился Президент к сидящим в зале. После своего выступления Николай Васильевич торжественно вручил семнадцати молодым семьям сертификаты на субсидии для приобретения и строительства жилья. После Президента с докладом выступил председатель Госкоммолодежи Чувашии Е.Г. Петров. В своем выступлении он подвел итоги пройденного республикой и ее жителями десятилетия. За этот период в Чувашии в области молодежной политики достигнуто многое, но многое еще впереди. Одним из главных достижений является рост инициативы молодежи. Сегодня можно точно сказать, что характерной чертой современной молодежи является ее активное участие в решении как собственных проблем, так и социальных, и экономических задач общества. Очень интересным было выступление министра физической культуры и спорта ЧР В.Краснова. Он призвал к тому, чтобы физическая культура и спорт занимали не последнее место в жизни каждого гражданина нашей республики. После торжественного открытия и выступления почетных гостей все участники конгресса разошлись по секциям, чтобы продолжить работу. Секций было пять: «Роль общественного движения в воспитании толерантного сознания в молодежной среде и в профилактике асоциальных явлений», «Роль СМИ в создании позитивного имиджа современного молодого человека», «Организация физкультурно-оздоровительной работы с молодежью», «Значение современной семьи в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения», «Здоровое поколение – здоровая нация». Работа в каждой секции велась активно, все присутствующие имели возможность высказать свое мнение, задать вопрос руководителям секций и самим участникам. Эмоциональный полилог порой переходил в бурные дебаты: очень уж актуальные и наболевшие темы затрагивались. В секции № 3 поднимались очень разнообразные вопросы: от недостатка финансирования спортивных клубов и секций до качества футбольных и баскетбольных мячей. После того, как была закончена работа в секциях, все участники вновь вернулись в большой зал заседаний Дома правительства, где были подведены итоги конгресса. После завершения конгресса все желающие могли посмотреть финал республиканских игр молодежных команд КВН районов и городов Чувашской Республики. Н.МОРОЗОВА. Взгляд изнутри В табачном дыму.. Стоило только участникам рейда по увеселительным заведениям города - местам отдыха молодежи, который состоялся вечером 20 декабря, выйти из машин возле ДК «Восход», как услышали в свой адрес насмешливое: - Ой, тетеньки приехали своих деток искать! Высказавшись, девицы и юноши потеряли к «гостям» всякий интерес, продолжив с наслаждением пускать колечки табачного дыма, вели непринужденную беседу, в которой нет-нет да и проскальзывали нелитературные словечки. А «тетеньки» (представители всех школ города, отдела культуры, инспекции по делам несовершеннолетних, Центра соцобслуживания) вместе с мужчинами (представителями прокуратуры, милиции, пожарной части) проследовали на молодежную дискотеку. Как театр начинается с вешалки, так и дискотека в ДК «Восход» начинается с туалета. Сюда, не раздеваясь, с улицы стекаются стайками девицы и юноши. Их примеру последовали и участники рейда. - А мы только пришли, раздеться еще не успели, - протянула одна из девчушек, на вид 15-17 лет, в ответ на замечание педагогов о том, что надо бы раздеться. Другие четверо лишь ухмыльнулись. А в кабинке со звоном упало что-то, напоминающее бутылку… Несколькими минутами позже педагоги застукали «прелестниц», что называется, на месте преступления – по кругу шла бутылка со спиртным. Дорогу молодым людям, девушкам, стремившимся пройти на дискотеку в верхней одежде, преграждала работница ДК, которая каждому из них напоминала о необходимости раздеться. Всегда ли так?.. Наверное, в обычный день танцевать в зимней экипировке для юных шумерлинцев – норма. А фойе ДК все больше и больше застилал табачный дым, исходивший из туалета… Вышли из ДК «Восход», вдохнули глоток свежего воздуха. Показалось этого мало после долгих минут, проведенных в местах «культурного» отдыха нашей молодежи. Решили до следующего объекта проверки – дискотеки в кафе «Союз» - пройтись пешком. Дискотека в ДК «Восход» - цветики в сравнении с тем, что увидели в «Союзе». Не пожар ли в здании? Уже на лестнице клубы табачного дыма стали застилать глаза, ужасно першило в горле. А на стене с горькой иронией тогда прочитали: «В помещении курить воспрещается!» Текст замечания, столь актуального для данного заведения, набран на светленькой, чистенькой, беленькой бумаге. Очевидно, висит бумага недавно. А не прослышали ли здесь о готовившемся рейде? И не для ублажения ли комиссии повесили предупреждение? Во всяком случае отдыхающей молодежи было глубоко наплевать на указания администрации. А на дискотеке-то… Ба, да знакомые все лица! От ДК «Восход» до кафе «Союз» - рукой подать, так что за вечер иные юные танцоры успевали побывать и здесь, и там, перебегая без верхней одежды из одного здания в другое. Интересно, а что на это сказали бы родители 14-17-летних подростков, коих здесь тусуется немало? …В кафе «Дуслык» было немноголюдно. Полки бара были пусты, работница кафе объяснила это тем, что готовятся к закрытию, все убрали, все помыли. Следующий объект – ДК «Октябрь». В сравнении с ранее увиденным здесь спокойно. Все как положено: в зале – танцуют, на улице – курят. Одно «но»… Девчушки, которые частенько бывают на дискотеках в ДК «Октябрь», удивленно заметили: «Что-то народу сегодня маловато, завсегдатаев нет… Спокойно как-то»… Случайность? Хотелось бы в это верить… А участники рейда направились в игровой салон «Новой реальности». Здесь дети не пьют и не курят, но спокойнее от этого не становится. Как зомби они погружаются в виртуальный мир. На всю ночь… М. МАЙСКАЯ. Закон об альтернативной гражданской службе вступает в силу С 1 января 2004 г. вступает в силу Федеральный Закон от 25 июля 2002 г. № 113 «Об альтернативной гражданской службе», регулирующий отношения, связанные с реализацией гражданами Российской Федерации конституционного права на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой. В законе под альтернативной гражданской службой понимается особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемой гражданами взамен военной службы по призыву. В связи с этим необходимо отметить, что данная трудовая деятельность регулируется Трудовым кодексом РФ с учетом особенностей, предусмотренных законом об альтернативной гражданской службе. Гражданин имеет право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в двух случаях: если несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию и если он относится к коренному малочисленному народу, ведет традиционный образ жизни, осуществляет традиционное хозяйствование и занимается традиционными промыслами. На альтернативную гражданскую службу направляются граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, которые не пребывают в запасе, имеют право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, лично подали заявление в военный комиссариат о желании заменить военную службу по призыву альтернативной гражданской службой и в отношении которых призывной комиссией принято соответствующее решение. На альтернативную гражданскую службу не направляются граждане, которые в соответствии с Федеральным Законом «О воинской обязанности и военной службе» имеют основания для освобождения от призыва на военную службу, не подлежат призыву на военную службу, имеют основания для предоставления отсрочки от призыва на военную службу. В соответствии с п.2 ст.4 вышеназванного закона граждане проходят альтернативную гражданскую службу, как правило, за пределами территорий субъектов Российской Федерации, в которых они постоянно проживают. Срок альтернативной гражданской службы составляет 42 месяца, а для граждан из числа окончивших государственные, муниципальные или имеющие государственнную аккредитацию негосударственные образовательные учреждения высшего профессионального образования - 21 месяц. Срок альтернативной гражданской службы для граждан, проходящих данную службу в организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, составляет 36 месяцев, а для граждан из числа окончивших государственные, муниципальные или имеющие государственную аккредитацию негосударственные образовательные учреждения высшего профессионального образования – 18 месяцев. Направление граждан на альтернативную гражданскую службу организует глава органа местного самоуправления совместно с военным комиссаром и осуществляет призывная комиссия. Граждане вправе подать заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в военный комиссариат, где они состоят на воинском учете, в следующие сроки: - до 1 апреля – граждане, которые должны быть призваны на военную службу в октябре-декабре текущего года; - до 1 октября – граждане, которые должны быть призваны на военную службу в апреле-июне следующего года (для некоторых категорий граждан установлены специальные сроки). Изъявившие желание заменить военную службу по призыву альтернативной гражданской службой должны обосновать, что несение военной службы противоречит их убеждениям или вероисповеданию. В заявлении о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой гражданин указывает причины и обстоятельства, побудившие его ходатайствовать об этом. К заявлению прилагаются автобиография и характеристика с места работы и (или) учебы, возможно и приложение других документов. В заявлении гражданин вправе указать лиц, которые согласны подтвердить достоверность его доводов о том, что несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию. Вышеуказанным Федеральным законом установлены также организация направления граждан на альтернативную гражданскую службу, прохождение альтернативной гражданской службы и др. Е.САХАРОВА, помощник военного комиссара ОВК г.Шумерли по правовой работе. ЗДРАВСТВУЙТЕ, МОИ ДОРОГИЕ МАЛЬЧИКИ И ДЕВОЧКИ, ВАШИ СТАРШИЕ БРАТЬЯ И СЕСТРЫ, МАМЫ И ПАПЫ, БАБУШКИ И ДЕДУШКИ! Обращается к вам белобородый кудесник-сказочник, властелин вьюг и метелей, снегов колючих да морозов трескучих Российский Дед Мороз из свой Вотчины в Великом Устюге, что находится на самом Севере Вологодской области. Как быстро летит время! Давно ли отзвенела капелью красавица-весна, закончилось лето красное, жаркое и солнечное, вот и осенние денечки облетели, как желтые листочки с березы во время листопада. Наступила долгожданная матушка-зима с серебристыми снегопадами да метелями-вьюгами! Лес мой стал удивительно красивым, принарядил я его пушистым снегом так, что при утреннем солнышке он искрится, сверкает серебром, переливается всеми цветами радуги и радует своей тишиной. Отдохнул я в своем сказочном лесу, читая в тени пушистых елей ваши письма, благодаря им свою волшебную силу приумножил, пора и за настоящие дела браться. А планы у меня в этом году грандиозные! Всех детишек, приехавших ко мне в Вотчину, тепло принять, приласкать, хоромы свои волшебные показать, послушать ваши стишки и песенки, подарки вручить; а гостей у меня в Вотчине в Новогодний сезон бывает очень, очень много. Со своей сказочной Почты, по возможности, всем детишкам, написавшим мне письма, ответы отправить; а писем в этом году пришло мне видимо-невидимо, больше, чем в прошлом. В первую очередь я отвечаю на добрые, творческие письма, написанные с душой и от всего сердца. Готовлюсь я к новогодним праздникам и к своему большому Новогоднему путешествию, оно в этом году у меня началось 20 декабря в Великом Устюге, а закончится 27 декабря в Москве. Поеду я в санях волшебных на тройке лошадей моих верных через белокаменный город Тотьму со старинными церквями да колокольным звоном, древнюю Вологду, «город, где резной палисад», где мастерицы плетут кружево красоты неописуемой и маслоделы изготовляют вкусное Вологодское масло, через город металлургов – Череповец, Кострому, где ждет, не дождется внучка моя Снегурочка. Затем путь мой идет в город Ярославль, где встретит меня хозяин лесов дремучих – мишка косолапый и поедет далее со мной вместе, дабы уберечь от врагов и силы нечистой. Заеду я в гости к детишкам в Нижний Новгород, один из красивейших городов нашей страны, необходимо побывать мне и в Санкт-Петербурге, в своей резиденции в «Русской Деревне». В этом году пригласил меня к себе в гости друг мой Буратино в сказочный янтарный край с бирюзовым морем и ласковым морским песком, город Калининград. Закончится мое путешествие в Москве. Главную елку страны в Кремле нужно открыть, чтоб от нее все елки в школах, детских садах и во всех домах зажглись. Вы, наверняка, хотите узнать, а как я успеваю ко всем детишкам нашей планеты. Есть у меня одна тайна. В новогоднюю ночь совершается великое волшебство. Я наделяю своей силой и внешностью множество Дедов Морозов - моих младших братьев. И они на поездах, самолетах, на санях и на лыжах мчатся во все города и села нашей Великой России. Вот такие мои Новогодние хлопоты. Поздравляю вас, дорогие ребята, с наступающим Новым Годом и Рождеством! Желаю здоровья, успехов, радости, доброты и много-много счастья, пусть все ваши желания непременно исполнятся. Ваш Дедушка Мороз. Рука помощи Согрейте теплом души Вы верите, что человек способен изменить жизнь хотя бы одного ребенка, взяв его в семью, а став верным другом, подарить ему детство? А возможно вам психологически трудно решиться на этот шаг, так как не уверены, что справитесь? А знаете ли вы, что формы устройства ребенка в семью разнообразны? Мне хотелось бы рассказать о малом или временном патронаже в казенном учреждении. Не секрет, что для большинства воспитанников детских домов старшего возраста (старше 8-10 лет) шансы быть усыновленными или взятыми под опеку малы. Именно поэтому столь актуальна идея новой формы семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, – патронажного воспитания. Важнейшее условие временного патронажа – преемственность, продленность общения ребенка с принявшей его во время каникул семьей, сохранением этого контакта после возвращения в д/дом, посещение ребенком этой семьи в выходные дни и т.п. В сущности главным «капиталом на будущее», который возникает в результате временного проживания ребенка в семье, должна стать возникшая взаимная душевная привязанность. Проживание в семье даже в течение короткого промежутка времени положительно влияет на развитие ребенка. Семья помогает ребенку почувствовать себя полноценным человеком, у которого есть проблемы, но он их в состоянии решить. Патронажное воспитание – это вид работы, которая выполняется на дому. Есть долгосрочный патронаж, осуществляемый в течение длительного времени, есть временный патронаж, осуществляемый в период школьных летних или зимних каникул. Люди, взявшие ребенка, становятся патронажными воспитателями. За этот период воспитатели могут получить продукты на содержание ребенка. Патронажное воспитание осуществляется совместно с сотрудниками д/дома, к которым можно обратиться, если возникнут вопросы. Сотрудники детского дома вправе осуществлять контроль за условиями проживания ребенка в семье. Принятие ребенка в семью – это не только работа, но и изменение образа жизни семьи, требующее определенных усилий. Несколько изменится привычный распорядок жизни, придется потесниться, выделить место ребенку для сна, отдыха. Следует хорошо продумать, какие особенности будет иметь режим жизни в семье, как будет занято свободное время ребенка, какие у него будут обязанности. В Шумерлинском детском доме проживают 92 ребенка, лишенных родительской любви. На каждого взрослого, пришедшего в детский дом, наши воспитанники смотрят с надеждой, в каждом взгляде немой вопрос: «А Вы не за мной?» И какая радость читается на детском лице, если надежда оправдывается, если это пришли за ним. Каждый ребенок должен жить в семье, даже если она не навсегда! А потому я обращаюсь к вам, уважаемые жители города и района! Вы можете принять участие в судьбе детдомовских детишек, пригласив в гости на время каникул, в выходные. И, поверьте, время, проведенное в вашей семье, останется в памяти ребенка надолго, как и частичка вашего тепла. Приглашаем на консультации к специалистам (психологу, врачу, социальному педагогу), которые помогут подготовиться к приему ребенка в семью. Л.ШИНКАРЕНКО, директор детского дома «Елочка». История мордовского народа (Продолжение. Начало в №№ 72, 85, 94,162) Часть 5. Дохристианские религиозные верования мордвы В своих «Очерках мордвы» (1867г.) русский писатель П.И. Мельников-Печерский дал обстоятельное описание языческой мифологии мордвы. До обращения в христианство, писал он, мордва веровала в единого верховного бога, от которого зависит весь видимый и невидимый мир. Эрзя называли его Паз или Чам-паз, а мокшане – Шкай. По представлениям мордвы - это высшее существо не имеет начала и не будет иметь конца. Живет верховный бог на небе. И земля, и небо, и небесные светила, и боги, и люди, и животные – все берет от него свое начало. Видеть его нельзя не только людям, но и подчиненным ему божествам. Чам-паз любит свои создания, но чтобы люди не забывались, он позволил Шайтану (Сатане) сотворить злых духов и посадил их на болотах и в омутах, время от времени разрешая вредить провинившимся людям. Кроме единого верховного бога мордва признавала сотворенных им второстепенных богов, добрых и злых духов. Анге-патяй (патяй – старшая сестра) – дочь верховного бога Чам-паза. Она родилась прекрасной девой из яйца, разбитого Чам-пазом, заснувшим у воды на мировом дереве после сотворения мира. Анге-патяй – богиня происхождения и всяческого плодородия. В ее небесном доме хранятся зародыши всех будущих поколений людей, животных и растений. В начале сотворения мира было задумано, чтобы все живое рождало потомство каждый день. Но это оказалось слишком трудно, с богиней согласились лишь куры, с тех пор ставшие ее любимцами, а куриные яйца, окрашенные луковой шелухой, - непременнейшей и любимешей ее жертвой. У мордвы же куриные яйца сделались любимым предметом торговли. Люди, вступая в брак и рождая детей, служат этим самым богине Анге-патяй, исполняют ее волю, точнее – дают возможность исполниться ее воле. Она покровительствует женщинам и девушкам, любви и браку, рождению детей. Анге-патяй представляют в нескольких образах: то прекрасной девой, то божественной женщиной-пряхой, то сильной старухой с железной поступью. Иногда она появляется в виде голубки или жар-птицы. По представлениям мордвы у верховного бога есть жена – Нишке-ава и две дочери – Касторго и Вецорго. В некоторых молитвах упоминается и о сыне, иногда им являлся бог грома Пурьгине-паз, которого просили о ниспослании плодородного дождя и о защите посевов от града. Бог грома вооружен луком-радугой и каменными стрелами, он неустанно воюет с шайтанами. Пургине –паза мордва-эрзя более других божеств считала «своим», люди были убеждены, что мордвина гром никогда не убьет. Под влиянием христианства Пургине-паз приобрел некоторые атрибуты святого Ильи пророка, и уже в прошлом веке стал с ним отождествляться. За божества почитались у мордвы солнце и луна. Бог солнца Чи-паз считался покровителем урожая. В новолуние, при появлении нового месяца кланялись в сторону Ков-авы, божества луны, просили о здоровье. Божеством огня была Тол-ава. Ей делались жертвоприношения – кидались в огонь кушанья, особенно куриные яйца, лили немного браги. Божество ветра – Варма-ава. Его союза с божеством огня боялись все, а потому также пытались задобрить, бросая в ветер яйцо болтуна или яблоко, сорванное в Преображение. Важное место в дохристианских религиозных верованиях мордвы занимает культ воды, богиней которой считалась Ведь-ава. Каждый водоем имел свою Ведь-аву. Божество имело способность принимать различные образы – от птички или рыбки до красивой обнаженной женщины или старухи с желтым уродливым телом. От Ведь-авы зависело плодородие земли, в честь нее устраивали специальные моления, просили дождя. Она также считалась покровительницей любви, брака и деторождения. Девушки и парни, желающие вступить в брак, бросали в воду венки. С давних пор, обитая в местах, покрытых дремучими лесами, мордва обоготворяла лес. В древнемордовской мифологии божеством леса является Вирь-ава. Это женщина громадного роста, сидящая на дереве, с длинными растрепанными волосами. Заблудится человек в лесу – Вирь-ава может показать ему дорогу. Но может и запутать – будешь без конца возвращаться к одному и тому же месту. Кроме перечисленных божеств мордва была убеждена в существовании духов-покровителей гумна (Пирь-ава), овина (Авын-ава), бани (Бань-ава), пчельника (Нешке-паз или Нешке-пирь-ава). Каждое село имело своего духа –хранителя, которому поклонялись на общественных молениях и приносили жертвы. Мордва-мокша предполагала, что у ворот кладбища обитает его богиня-хранительница Калма-азорава. Среди бесчисленного множества сверхестественных существ, которыми мордва населила окружающий мир, - души усопших предков: в своих заботах об оставшихся на земле родственниках они по существу сливаются с рядом духов, покровительствующих дому мордвина, во всем хозяйственном, широком значении этого слова. Б.КУРКОВ, с. Наваты. Алкогольная пропасть Каждый заплатил свою цену После распития с мужем двух бутылок портвейна Морозова (фамилия, имена изменены. - Авт.) заснула. Проснулась ближе к вечеру, с удивлением обнаружила, что дома нет ни сына, ни мужа. Прошлась по квартире, заглянула в ванную. И ванна, и раковина были забрызганы кровью. Чуть позже двое в штатском ей сообщили о том, что сын Олег в больнице. Фактически тогда он уже был мертв… Восстановить картину трагедии, случившейся в то время, когда мать была в пьяном забытье, помогло следствие. Для Морозова-старшего двух распитых бутылок показалось мало, а потому он отправился с новой порцией алкоголя к соседу Михайлову. Собутыльники уже захмелели, когда на огонек заглянул Морозов-младший. Гость был пьян, вел себя развязно, попытался обнять и поцеловать сожительницу Михайлова. Подобное действо Михайлов принял как личное оскорбление. Между ним и Олегом возник скандал, в ходе которого он выгнал непрошеного гостя. А «разбор полетов» продолжился, только несколько изменились действующие лица: Михайлов стал обвинять сожительницу в том, что та строит глазки. В слезах женщина забежала в ванную и в отчаянии перерезала себе вены. Хлынула кровь. А между тем «праздник» продолжался – на столе появилась новая бутылка со спиртным. В разгар «веселья» в квартиру вновь ввалился Морозов-младший. В его глазах читались ненависть и злость, в руках – швабра. Отчаянно Олег стал наносить удары шваброй хозяину квартиры. Тот, отбиваясь, вновь выгнал непрошеного гостя. Драка продолжилась в подъезде. Сверкнуло лезвие ножа… Морозов-младший, пошатнувшись, упал. Михайлов быстро зашел в свою квартиру. Когда он услышал стук в дверь, испугался. Разбив оконное стекло, выпрыгнул на улицу. Здесь его уже поджидали оперативники. Пьяное «веселье» для одного из участников вылилось в 13 лет неволи, которые предстоит провести в местах не столь отдаленных, для другого стоило жизни… Не слишком ли высокая цена? М.МАЙСКАЯ. (Информация предоставлена Шумерлинской межрайпрокуратурой). «БИМ»-МАРАФОН Подмосковный городок Зеленоград - сердце электронной индустрии России, бывшая деревня Крюково, где стояли насмерть защитники Отечества, оберегая подступы к Москве от гитлеровских войск. Именно здесь и проходил зимний клубный марафон на призы журнала «Бег и мы». 101 участник из 19 регионов России и 4 стран зарубежья взяли старт от места, где некогда располагался блиндаж генерала Рокоссовского, ныне там лесопарковая зона. Пробег состоял из 7 кругов по 6-километровой петле в живописном месте парка. Абсолютным победителем стал чемпион Европы в беге на 100 километров Валерий Сенюшкин, преодолевший дистанцию за 2 часа 37 минут и 20 секунд. Награды получили и лидеры всех возрастных групп: 40-49, 50-59, 60 лет и старше. Медалью был награжден и наш земляк, ветеран спорта, активный участник всевозможных пробегов Анатолий Котов. Участие шумерлинца в российском соревновании марафонцев не состоялось бы без спонсорской помощи, которую на сей раз оказали Фонд физкультуры и спорта и городские электросети, за что персональная благодарность Алексею Сергеевичу Лосеву. Соб. инф.


25 декабря 2003
00:00
Поделиться