Шумерлинский муниципальный округ

Как повысить качество образования. Вложения не всегда дают результат

  

Во всех семи образовательных округах республики горячая пора – за последний летний месяц предстоит довести готовность школ до 100 процентов. Пока же и у пожарников, и у санитарных врачей  есть к директорам вопросы. Были они и у министра образования и молодёжной политики ЧР Г.П. Черновой, на несколько часов заехавшей в Шумерлинский район.

В сопровождении работников министерства, главы и специалистов райадминистрации, журналистов Г.П. Чернова начала осмотр с Егоркинского комплекса «школа-детский сад», одного из единичных заведений района, «загруженного» детьми по максимуму,- 230 ребят получают в его стенах знания.

С этого учебного года в школе станет еще более комфортно; вместо старой котельной,  работавшей на твердом топливе, будет новая, там монтируется газовое немецкое оборудование. Осматривая его, министр поинтересовалась, есть ли специалисты для обслуживания котельной и не выгоднее ли передать ее на баланс районного УЖКХ? И директор школы, и отдел образования просчитывали этот вариант, в итоге оказалось, что школе самой содержать котельную выгоднее, сэкономленным средствам быстро найдут применение.  Обслуживающему персоналу, конечно, выгода не светит – зарплата штатного работника невелика.

Еще раз, но под другим углом,  разговор об экономии зашел в корпусе детсада, имеющем не только отдельный вход, но и отдельную  кухню всего на три десятка детей. «О какой рациональности можно говорить в этом случае?! - удивилась Галина Петровна.  – Богатые американцы, как бы к ним ни относились, никогда не позволят себе такой роскоши».  «Мы же не они, мы жили при другом строе», - послышалось в ответ. Вскоре все готовы были согласиться с министром, что две кухни на 230 человек – непозволительная роскошь, но из  «соображений санблагополучия» все останется как есть еще на долгие годы.

Несколько метров по не блещущей благоустройством территории и - школа. Сразу при входе, по правую сторону, раздевалка, привлекшая внимание министра: «Вам что,  банку краски не достать, чтобы привести все в порядок?» Оказалось, что покрасочные работы отложили  до окончания лагерной смены.

А в прохладном холле состоялся уже более серьезный  разговор с В.А. Мурашкиным, который отчитался о состоянии школ. Из четырнадцати благополучно начнут учебный год десять, в четырех до сих пор проблемы: в алгашинской протекает крыша, ее частично перекрыли рубероидом, но осенние дожди обязательно оставят следы на стенах классов (дефект этот косметический, позволяющий учить детей);  кабановская начальная школа-детсад нуждается в реконструкции, для чего уже готовится проектно-сметная документация; в шумерлинской школе обвалилась штукатурка, устранение этой беды не потребует много средств и времени; в нижнекумашкинской школе подвела проводка.

Но самой проблемной для руководства района является туванская школа. На замену трехкаскадной мягкой кровли требуется около 1 млн. рублей. Таких денег у образования, при том, что на  него  выделяется 36% бюджетных средств, понятно, нет. «А почему бы двускатную крышу не сделать?» - спросила министр. Потому что по проекту этот, безусловно, лучший вариант не подходит, а во-вторых, обойдется он в 3 миллиона.

Таким образом, в районе образовательная деятельность в новом учебном году лицензирована только у чуть более половины, тогда как по республике этот показатель на начало августа составлял 90 процентов.

Обсуждая нюансы, говорили и о том, что требования санитарно-эпидемиологической службы сильно завышены, хотя опыт всей  России показывает, что в жизни эта планка занижается. «Если снизить требования, мы вообще будем работать спустя рукава»- такой смысл имел комментарий министра.

До того, как отправиться по маршруту школьного автобуса в Пояндайкино, Г.П. Чернова еще раз оглядела пришкольную территорию – с сожалением о том, что нет у сельчан желания украсить ее, облагородить, соорудить спортивную площадку для детей. 

С 1 сентября егоркинскую школу будут посещать и учащиеся пояндайкинской. Деревянную школу постройки 50-60-х годов прошлого века никак не назовешь «очагом просвещения и культуры», она изжила себя и физически, и морально. Теперь здание используется под спортивный центр, в котором действуют атлетический клуб «Геркулес», футбольный клуб «Колос», клуб моржей и музей физкультуры и спорта. В десятке метров – летний стадион.  

С переводом детей в Егоркино туда же будут направлены 300 тысяч бюджетных средств, а у клуба в Пояндайкино оборудуется  разворотная площадка для школьного автобуса.

Как отмечали работники районного отдела образования, принималось решение о закрытии школы с трудом. Часть родителей школьников сразу восприняла идею со школьным автобусом хорошо, а часть до последнего настаивала на обучении детей в старой школе – лозунг «Без школы не будет села» делал свое дело. «Не школа сохранит село, а работа и трезвость», - ответила министр. Оно и верно, как и то, что закрытие подобных довольно затратных заведений (средняя нагрузка на одного учителя по району – 8 учеников, в одном классе всего 13 детей, что ниже среднереспубликанского показателя) не только сэкономит бюджетные деньги, но и позволит давать сильным школам больше на их развитие. Хотя, как последовало из выступления Г.П. Черновой позже, на совещании в администрации, огромные вложения вовсе не означают эффективность образования.

По еще одному маршруту, по которому два года колесят желтенькие автобусы, проехалась министерская  «Волга». Это дорога Ходары-Бреняши. В прошлом году ее расширили, но на этом реконструкция (стоимостью около 20 млн.рублей) закончилась. Осталась она не соответствующей требованиям для школьных автобусов. А тем временем по дороге снуют туда-сюда большегрузные машины трех ведущих здесь прокладку газопроводов организаций, разбивающие дорожное покрытие. Движение тяжелой техники запретить или ограничить никто не в  силах, а вот запретить бреняшским, синькасинским, торханским детям с комфортом добираться до ходарской гимназии - вполне. Так и получится, если местная власть не сможет найти общий язык с ГИБДД.

Дважды попав в облака дорожной пыли, поднятой проехавшими мимо самосвалами, делегация отправилась в Шумерлю. В райадминистрации прошло  совещание, на которое были приглашены директора школ и главы сельских администраций. Министр образования заметила, что это не случайность – школе должно помогать село, селу в свою очередь - школа. Пока примеров такого плодотворного сотрудничества очень мало. Как мало примеров  отдачи от школ, в которые  министерство вложило большие средства. «Возьмем вашу  ходарскую гимназию, – продолжила Г.П. Чернова. – Года три назад учителя плакались: вот дайте нам зарплату, дайте оборудование, и мы будем давать детям качественное образование. Мы своевременно выплачиваем зарплату, все прочие надбавки и компенсации, поставили в гимназию новейшее оборудование (компьютеры, мастерские и др.). И что в итоге?  Побывав там месяцев восемь назад, пришла в уныние и разочарование - оснащение и вложения ничего не изменили». Подтверждая свои выводы, озвучила представленные ей отделом образования  данные  о результатах ЕГЭ  и криминальной обстановке: число «двоек» растет, растет и преступность среди несовершеннолетних. «Вот вам и качество образования, вот вам и уровень культуры! Так дальше продолжаться не может». И пригрозила  руководству гимназии исключением из идущего эксперимента, в рамках которого гимназия  и получила все блага.

У приехавших с министром начальников отделов общего и среднего образования и материального снабжения были свои вопросы и к главе, и к его заместителю, но основной был: «Почему не все школы готовы к учебному году?» А в ответ: «Сделаем. Будет…».

 

 



"Вперед" (Шумерлинская общественно-политическая газета)
11 августа 2004
00:00
Поделиться