Шумерлинский муниципальный округ

Навстречу августовской конференции (газета "Вперед")

Навстречу августовской конференции

Зарубежный опыт поможет усовершенствовать образование

В рамках проекта Национального фонда подготовки кадров (НФПК) «Развитие образования в России» во второй половине апреля 2004 года в Китайской Народной Республике прошла стажировка работников системы управления образованием Чувашской Республики. Директору Ходарской гимназии, выбранной базовой школой по проекту «Реформа системы образования», Ю.Я. Мозякову посчастливилось стать одним из членов этой делегации, которую возглавила министр образования Чувашской Республики Г.П. Чернова. В составе делегации были руководители министерств, республиканского института образования, руководители муниципальных органов управления образованием Красноармейского и Ядринского районов и директора еще двух базовых сельских школ, реализующих проект МБРР: Вурнарского района, пос. Опытный Цивильского района. Побывав в стране «экономического чуда», сегодня он делится впечатлениями с читателями.

- Особый интерес у нашей делегации вызвали реализация принципа единого государственного экзамена в КНР, система финансирования учреждений образования, соотношение бюджетной и внебюджетной составляющих, организация учебно-воспитательного процесса, соотношение государственного, регионального и школьного компонентов учебных планов общеобразовательных учреждений.

За время пребывания в КНР члены делегации посетили 4 крупных города: Пекин, Шанхай, Тяньцзинь и Сучжоу. Посетили ряд общеобразовательных учреждений: среднюю школу, находящуюся на государственном бюджетном финансировании, среднюю частную школу, двуязычную школу, финансируемую частными инвесторами. Кроме того, был организован прием в Министерстве образования КНР и «круглый стол» по вопросам государственного управления общим средним образованием и реализации принципа единого государственного экзамена.

У Китая 5-тысячелетняя история и издревле существует традиция уважения к учителям и почитания образования. Со времени принятия в 1986 году закона об обязательном обучении были приложены огромные усилия для реализации 9-летнего обязательного обучения. Отличительной чертой современного Китая является то, что тут учатся массово. В данное время в процессе активной подготовки к проведению в Пекине Всемирной спортивной Олимпиады 2008 года активно изучается английский язык. Проводятся различные курсы обучения для работников сферы услуг.

Китайская школа остается школой зубрёжки. Возможно, это, по большому счету, связано со спецификой китайского языка. Чтобы овладеть грамотой хотя бы на уровне чтения, необходимо выучить не менее 5000 иероглифов.

Традиционно китайскую школу отличала строгость и дисциплинированность, что не утрачивает своей актуальности и в нынешних условиях реформ и политики ограничения рождаемости. Родители, бабушки и дедушки крайне бережно заботятся о своем единственном чаде: зачастую балуют его и стараются удовлетворять все потребности. Недаром детей в современном Китае принято называть «маленькими императорами». В этих условиях школе без своих внутренних строгих правил весьма сложно утихомирить разбалованных малышей и привить им навыки послушания и исполнительности.

Современную китайскую школу, призванную подготовить из «маленьких императоров» активных граждан страны с рыночной экономикой, можно схематично представить по следующей циклограмме: детский сад (с 3 до 6 лет) – начальная школа (1-6 классы, с 7 до 12 лет) – неполная средняя школа (7-9 классы, с 13 до 15 лет) – полная средняя школа (10-12 классы, с 16 до 18 лет).

Впечатляют и масштабы системы образования. Обучением в различных ступенях общеобразовательных учреждений одновременно охвачено более 230 миллионов детей и подростков. Хотя 9-летнее общее образование в КНР является обязательным и бесплатным, с родителей обучающихся повсеместно взимается плата за учебники, различные дополнительные образовательные услуги, питание и сборы на всевозможные хозяйственные нужды школы. Содержание образования регламентируется едиными образовательными учебными программами для всех школ, которые утверждены на уровне Министерства образования страны.

В сегодняшнем Китае неукоснительно соблюдается культ здорового образа жизни. На его основе построен весь учебно-воспитательный процесс в школе, как в начальной, так и в средней. Хорошо продумана система поддержания высокой двигательной активности в течение учебного дня. Кроме специальных уроков физической культуры и спорта (не менее 4-5 в неделю), 4 раза в день вся школа организованно на стадионе под музыку выполняет специальные восстановительные физические упражнения.

Как правило, средние школы очень крупные (не менее 1,5-2 тысяч учащихся со средней наполняемостью классов 50-55 учеников) и многие из них функционируют в режиме полного дня. Немало школ интернатного типа. Непременной атрибутикой школы является огромный стадион и закрытый  спортивный комплекс со всеми видами оборудования. Поражает и уровень оснащенности учебных заведений суперсовременной информационной техникой и доступностью новых технологий. В Китае насчитывается более 80 миллионов активных пользователей Интернета, что является вторым показателем в мире.

В КНР бурно разрастается сеть частных школ, особенно в крупных городах. Население Китая по своим доходам слишком неоднородно. Мы были поражены тем, что в одной из частных школ Шанхая нам представили русского юношу – учащегося 11-го класса, который уже третий год обучается в этой школе. Его родители проживают в Санкт-Петербурге  и они посчитали целесообразнее обучить своего сына за границей, не жалея на это средств.

Система образования КНР в целом получила устойчивое развитие за последние десятилетия, в результате в стране практически завершается ликвидация неграмотности и осуществлен переход на обязательное 9-летнее образование. Во всех учебных заведениях присутствует неукоснительная дисциплина и порядок, уважение и почитание старших. Достаточно высок статус учителей в обществе.

Проанализировав увиденное и услышанное, дирекция и научно-методический совет Ходарской гимназии разработали программу дальнейших действий по обеспечению доступности  качественного образования для учащихся, проживающих в микрорайоне гимназии.



21 августа 2004
00:00
Поделиться