Шумерлинский муниципальный округ

Обновление школы – объективная необходимость (газета "Вперед")

Начну со слов Н.В. Федорова: «Наша республика сегодня, как никогда, нуждается в новых идеях,  в новых людях, желающих и умеющих изменить нашу жизнь, нашу культуру. Если современный ребенок не будет воспитываться на этой «кухне», если он будет впитывать остатки тоталитарного потребительского мышления, иждивенческого пессимизма, социального попрошайничества, то нас ждет печальное будущее, мы вырастим потерянное поколение. Поэтому путь нашей республики – это наш с вами поиск интеллектуальных подходов, выращивание умных и культурных людей». Очень точное определение цели образования и воспитания, однако, несмотря на происходящие позитивные перемены, качество школьного  образования оставляет желать лучшего. Исследования показали, что 10%  учеников школьную науку вообще не усваивают, а примерно 40% находятся в зоне неустойчивых знаний. Что является причинами этого, почему так сложилось?

Первая причина кроется в безответственности. Наши выпускники зачастую могут, но не хотят добросовестно и качественно  выполнять порученную им работу. У них не сформирована к этому внутренняя потребность. Школа всё еще выпускает недостаточно ответственных за качество своего труда людей. Считается, что главное – знания, а то, что работа оформлена небрежно, с грамматическими ошибками – к предмету не относится… Отсюда вторая причина – в непрактичности образования. При достаточно высоком уровне теоретической  подготовки ребята не могут пользоваться полученными знаниями в практической деятельности.

Третья причина связана с недостатком экономического воспитания. Практическая экономика должна пронизывать каждый предмет. Сколько стоит один школьный урок, один год обучения ученика в школе? Какие существуют налоги? Какова стоимость, например, школьного здания, его ремонта, услуг отопления, электроснабжения и т.п.? Из чего складывается семейный бюджет? То есть нужно приучать учащихся к тому, что любое решение, любое действие необходимо экономически обосновать.

Еще одна важная причина, которую можно сформулировать так: из немытой, неухоженной школы вырастет немытая, неухоженная страна. Лишь один пример. Несколько лет назад была  очень удивлена и обрадована обилием цветов перед школой в Красных Четаях. Нынче мы сами, учителя с ребятами, разбили красивый цветник. И так приятно в школу приходить, даже настроение меняется. Таких «мелочей» можно сделать достаточно много в каждой школе. Оформление классов и дежурство по школе, внешний вид учащихся и учителей играют также большую роль. Ребятам нравится, когда учитель со вкусом и красиво одевается, а им самим в строгих костюмах и при галстуках уже не солидно носиться по коридору.

Таким образом, в современных условиях обновление общеобразовательной школы является объективной необходимостью. Наступило время учителей-личностей. Механическое исполнение функций педагога  или воспитателя хотя бы одним человеком сведет на нет все усилия коллектива. С целью выявления передовых методик в нашей республике уже несколько лет проводятся конкурсы «Школа года» и «Учитель года».

Хотелось бы остановиться на некоторых моментах работы учителей-новаторов из таких школ, чтобы мы с вами могли их опыт использовать.

Кроме классических форм и методик работы, обучения и воспитания, используются новые технологии, например, моделирование ситуаций. Оно помогает учителям заранее вычислить возможные ошибки учащихся и предотвратить их.

Применение методики КТД (коллективных творческих дел) позволяет  осуществлять коллективное планирование, генерацию идей, коллективный анализ всех мероприятий. И в этом плане наилучший способ удовлетворения детских потребностей – игра. Она только внешне кажется беззаботной и легкой, а на самом деле властно требует, чтобы играющий отдал ей максимум своей энергии, ума, выдержки.

Технология личностно-ориентированного обучения реализуется через нестандартные формы урока.  Можно предложить такие виды нестандартных уроков: урок – деловая игра, соревнование, конференция, диспут, КВН, творчество, конкурс, аукцион, следствие, суд, семинар, письмо, мозговая атака, театрализованный урок, урок в музее, театре и т.д. Уроки можно интегрировать. Почему бы не предложить детям объединить математику, искусство, музыку, литературу в одну тему «Поэтика и принцип  золотого сечения» или литературу и иностранный язык?

 Использовать можно такую технологию, как дебаты, на уроках по всем предметам, но особенно широко их можно применять на уроках гуманитарного цикла. В процессе подготовки и проведения дебатов вырабатываются такие важные качества, как гибкость мышления, умение уверенно держаться перед  аудиторией, четко излагать свои мысли, аргументированно отстаивать свою позицию, корректно и доброжелательно  относиться к своим оппонентам.

А исследовательская деятельность учащихся помогает сформировать у них ощущение значимости и престижности в области различных наук, определяет выбор будущей профессии.

Но какая бы методика не использовалась в работе, стандартная или нестандартная, каждый учитель должен помнить о принципах обучения.

Г.Шипеева, учитель Нижнекумашкинской школы.                             

 



06 октября 2004
00:00
Поделиться