Реформа образования получает поддержку (газета "Вперед")
Что такое сегодня школа в сельской местности? Сельская школа – это гораздо больше, чем просто школа. Это явление культурное, социальное и экономическое, потому что она во многом определяет жизнь села, где расположена, а, следовательно, и жизнь сельского населения.
Каждый учащийся, независимо от доходов семьи и места жительства должен иметь шанс получить хорошее образование и стать конкурентоспособным. Такую цель преследует проект «Реформа системы образования», который активно работает в Чувашской Республике с весны 2003 года и финансируется Международным банком развития и реконструкции. Согласно программе реструктуризации сети сельских школ, вместо многочисленных малокомплектных школ создаются образовательные центры с оптимальными социально-экономическими параметрами. Участие в реализации проекта принимают 27 сельских базовых школ во всех районах Чувашской Республики.
А как сами жители села реагируют на происходящие изменения в школах и начальных профессиональных образованиях, знают ли они о проводимой работе? В течение декабря прошлого года в рамках проекта было проведено анкетирование жителей всех районов Чувашии, цель которого была узнать, как сельские и городские жители нашей республики относятся к происходящим изменениям в образовании. Всего было опрошено 315 человек, как правило, людей, которые так или иначе должны были столкнуться с происходящими изменениями в системе образования республики.
По результатам исследования 92 % опрошенных знают о проводимой реформе системы образования в Чувашской Республике. 68% жителей Чувашии известно, что на проведение этой реформы республика выиграла грант Международного банка развития и реконструкции.
Анкета состоит из 21 вопроса, 19 из них разделены по 4 разделам – направлениям, по которым идет реформа:
- создание нового финансового механизма,
- модернизация системы управления образованием,
- реструктуризация сети сельских школ,
- модернизация системы начального профессионального образования.
Абсолютно по всем вопросам были получены положительные ответы большей половины респондентов. Подавляющее большинство опрошенных (более 80 %) высказались за такие направления реформы, как привлечение внебюджетных (спонсорских) средств в учебные заведения, создание государственно-общественных органов управления – попечительских (в т. ч. родительских) советов, организацию базовых школ с профильным обучением в старших классах, организацию социо-культурных образовательных центров, реализацию программы «Школьный автобус» и программы «Дорога к школе», концентрирование в учреждениях начального профессионального образования современных материальных и интеллектуальных ресурсов, развитие социального партнерства (в т. ч. с работодателями).
Заставляет насторожиться тот факт, что наибольшее количество отрицательных ответов получены на вопросы:
создания сельских образовательных центров (базовых школ) через сокращение малокомплектных школ - 30% (94 чел.),
перевод школ на финансовую самостоятельность через создание самостоятельных или кустовых бухгалтерий - 25% (80 чел.).
Все итоги анкетирования в настоящий момент анализируются Чувашским республиканским фондом образования.
Е. ВЕТКОВА, пресс-секретарь проекта «Реформа системы образования».