Шумерлинский муниципальный округ

Художественная Шумерля в Новочебоксарске (газета "Вперед")

11 марта в культурной жизни  Чувашии произошло некоторое событие: в Новочебоксарском государственном художественном музее открылась выставка «Художники Шумерлинского края».

Выставка будет действовать до 10 апреля, после чего предположительно, переедет в Алатырь. Экспозиция живописи, графики и декоративно-прикладного искусства шумерлинцев впервые в таком объеме представлена новочебоксарскому зрителю. Все авторы состоят в Шумерлинском обществе художников, среди них – известные в Чувашии и в родном городе живописцы: Михаил Колчин, Владимир Сапожников, Вячеслав Соколов. Один из самых «пиаристых» (позволим себе это современное выражение) авторов экспозиции – художник-прикладник Владимир Горбунов.

Творческой биографии этого человека может позавидовать любой столичный художник-прикладник: у него две зональных выставки «Большая Волга», семь республиканских выставок в Чебоксарах, выставка «Советская Россия» (Москва), выставка «Шестнадцать автономных республик» (Москва) и выставка «Конкурс сувениров» (Москва), на которой он завоевал третье место. Он участник выставок за рубежом: в Венгрии, Чехословакии и Монголии. Репродукции его работ были  опубликованы в двух московских альбомах: «Искусство автономных республик Российской  Федерации» и «Изобразительное искусство автономных республик РСФСР». Его произведения вошли и в знаменитый альбом «Чувашское народное искусство», изданный в Будапеште в 1978 году.

На открытии выставки председатель Шумерлинского общества художников В.И. Сапожников представил новочебоксарцам альбом живописи и графики шумерлинских авторов, изданный в Чебоксарах на средства администрации Шумерлинского района.

Одно из центральных произведений экспозиции – монументальная картина Владимира Сапожникова «Арзамас. Стрелка». В этом среднерусском пейзаже  - на слиянии двух речушек, художнику удалось создать яркий образ  Родины – глубинной Руси с её древними городами и храмами, пронзительно-синими речками и с бескрайними пространствами. Совершенна композиция полотна, написанного живо и эмоционально. Отметим и тот исторический факт, что именно здесь когда-то стояла  армия Иоанна Грозного. Во всех полотнах Владимира Сапожникова видишь  искренность и высокое, истинно живописное  мастерство. Это и философская картина «Село Калиновка» с заброшенной церковью (единственным деревянным храмом в Пильнинском  районе, чудом сохранившимся до наших дней), где звучит тревога автора о судьбе русской деревни. Это и благородные по колориту его пейзажи: «Полынь-чернобыль около деревни Мыслец», «Осенний пруд».

Надо отметить, что пейзаж – один из любимых жанров шумерлинских художников. В нем плодотворно работает живописец Михаил Колчин, представленный на выставке серией замечательных работ. В его пейзажах «Моя Паланка», «Старая ива» и «Ожидание весны» тонко передано обаяние городской окраины. Добавлю: он смелый человек, ибо в прошлом веке, когда слово Бог писали с маленькой буквы, он объездил множество мест, где были древние полуразрушенные храмы, и создал цикл графических листов (будем надеяться, он когда-нибудь выставит их).

Музыкальностью цветовых аккордов выделяются полотна Вячеслава Соколова – «Весенний день» и «Нота Си». Аллегоричен его пейзаж  «Подсолнухи», где в грозовой панораме поля у Суры автор выразил свои переживания о нашей «эпохе перемен». На картине подсолнухи – как люди: одни склонились или упали под шквальным ветром – от ударов судьбы, другие, сопротивляясь, стоят твердо, сверкая золотом листьев. Весьма сложная аллегория! Но, как принято говорить, это уж дело автора. Интересна его жанровая композиция  «Вышивальщица», где он раскрыл душевный мир маленькой девочки, занятой рукоделием.

Художница Галина Горбунова представлена двумя расписными ларцами, но знающей публике она известна и тем, что большой её триптих «Русь» был подарен когда-то президенту ЮАР Нельсону Манделе.

 Романтизмом и любовью к живописным приемам «малых голландцев» пронизаны по колориту картины Сергея Орлова – «Любовь моя – цвет зеленый», «Через мосток  - к зеленым холмам» и «Теплый вечер».

 Силой кисти и верностью цветовых гармоний покоряют работы Сергея Барягина. Темпераментно, на одном дыхании написаны его «Снег в феврале», «Шумерлинский этюд» и «Надвигается гроза», очень смелые по живописи.

Весьма неплохо представлен на выставке и портретный жанр. Целую галерею графических портретов современников показал Михаил Колчин. Особенно хорош у него «Портрет жены». Все графические работы  этого мастера покоряют публику виртуозностью рисунка.

Интересны работы Владимира Сапожникова в этом жанре – «Портрет дочери Ирины», наполненный поэзией и светом, и автопортрет под названием «Моё биополе». При рассматривании этого полотна в памяти возникают образы библейских пророков.

Сергей Алешин представлен тонким психологическим полотном «Зимний день. Портрет Сергея Барягина». Леонид Матвеев – холстом «Портрет художника Александра Федорова». Александру Будникову несомненно удался лист «Поэтесса Эльвира Будникова, жена художника», исполненный цветными карандашами и притягивающий зрителя одухотворенностью образа. Этот мастер весьма традиционен, и даже названия некоторых его листов дышат чуть ли не 19 веком: «На Суре. Автопортрет с женой и другом Владимиром Сапожниковым»; «Автопортрет с женой и свояченицами, собирающимися в кино» и т.д.

Надо сказать: раздел графики на этой выставке был как никогда обширен. Знатоки отметили лист Леонида Матвеева «Шумерлинский дворик», пейзажи Михаила Колчина  «На речке Паланке» и «На заснеженной поляне», а также акварельные миниатюры Александра Будникова «Рассвет», «Зимняя ночь» и «Осенью». Замечу: у этого автора – необыкновенное разнообразие тем и образов. Это и исторический пейзаж «Шумерская вежа на реке Ра», и жанровые композиции с фигурами – акварели «Первый снег» и «Калина», и графические листы «Свадьба у народа анат-енчи», «Взгрустнулось», «Одинокая».

 Выставка, вобравшая в себя около 70 произведений, показала, что в Шумерле живут и творят и яркие, состоявшиеся мастера, и подающие надежды молодые художники. Не имея у себя в городе даже своего выставочного зала, они создали духовную, творческую среду – и вот уже почти полстолетия успешно выставляются не только в столице Чувашии, но и на зональных выставках «Большая Волга», и на Всероссийских выставках.  Культурным феноменом можно назвать факт, отмеченный народными художниками России, академиками Ревелем Федоровым и Юрием Жульевым: исторически сложилось так, что Шумерля - единственный малый город в России, где творчески работает такой большой коллектив художников.

Это значит – впереди новые выставки и новые встречи с миром искусства.

В.Мытиков, научный сотрудник Чувашского государственного художественного музея, член Союза художников России.      

                                                        



06 апреля 2005
00:00
Поделиться