Шумерлинский муниципальный округ

Наши обряды и традиции. Вирем – праздник верховых чувашей (газета "Вперед")

В древности у чувашей началом года считалось ближайшее к весеннему солнцестоянию (21-22 марта) новолуние. В эти дни чуваши – язычники проводили обрядовые действия, посвященные проводам старого года (калём: с.рен: вир.м) и встрече года наступающего (мёнкун: кун-=.р уяв.)?

Чувашский народный календарь развивался под сильным влиянием русских календарей и их смены, а к концу XVIII века слился с принятым в 1700 г. в России гражданским календарем.

Вир.м – весенний праздник верховых чувашей, посвященный изгнанию из селений злых духов старого года. Традиционно этот праздник проводился накануне великого дня - Пасхи (Мёнкун). После распространения христианства языческий праздник Мёнкун совпал с православной Пасхой, а вир.м был приурочен к вербному воскресенью.

У низовых чувашей аналогичный праздник называется с.рен.

Накануне вир.м проводятся ежегодные поминовения предков. В день вир.м молодёжь идет в лес и заготавливает рябиновые прутья. После возвращения из леса начинается подворный обход деревни. Ребята с музыкой, песнями и плясками обходят всю деревню, начиная с крайнего восточного дома. В каждом доме их встречают гостинцами, приглашают в избу и угощают кто чем может. Ребята бьют рябиновыми прутьями по углам и стенам каждого строения, чтобы изгнать злых духов. Ударяют также хозяев дома и скотину, чтобы изгнать всякую хворобу. За это им хозяева дают яйца, колобки, пирожки, орехи.

Обойдя таким образом всю деревню, молодёжь собирается вечером где-нибудь за деревней, непременно около сельского кладбища. Сюда же к ним приходят несколько стариков, хорошо знающих старинные обряды и молитвы. Помолившись за здоровье и благополучие односельчан, все начинают ритуальную трапезу. Каждому раздают поровну яйца и другие угощения. Дети тут же начинают играть в особую игру с использованием подаренных вареных яиц.

Поздно вечером за деревней в овраге ребята зажигают костры из старых лаптей. Когда костер разгорится, бросают в огонь рябиновые прутья. Снимают с себя одежду, шапки и бросают вверх, приговаривая: «Пусть всякая нечисть и всякая хвороба уходят из селения!» Перед тем как разойтись по домам, начинают перепрыгивать через костер. Тот, кто трижды перепрыгнул, во весь дух бежит в деревню, так как считается, что нечистая сила и болезни пристанут к тому, кто последним добежит до околицы.

В деревне веселье и игры продолжаются до позднего вечера. Дети играют в различные игры, большей частью в чижик, поют песни, пляшут под музыку.

Чуваши верили, что после вир.м старый год со всеми своими злыми духами канул в лету, наступал Мёнкун (великий день) - первый день нового года.

 



01 июня 2005
00:00
Поделиться