Шумерлинский муниципальный округ

Сельские бюджеты не обойдутся без дотации (газета "Вперед")

Реформа местного самоуправления потребует создания собственных бюджетов даже в самых маленьких сельских поселениях. Соответствен­но у них должны появиться и свои налогоплатель­щики, которых придется «позаимствовать» у рай­онов и городов.

Механизм регистрации во вновь образованных му­ниципалитетах, сообщил на брифинге и.о. руково­дителя Управления феде­ральной налоговой службы по Чувашии А.Дергачев, до сих пор не отработан. На недавнем совещании у российского премьера М. Фрадкова эту задачу поставили перед Минфи­ном, Минэкономразвития и Росстатом — систему предстоит наладить к сен­тябрю этого года.

Проблема не так проста, как кажется. Споры между главами районов и городов о том, в чей бюджет должны поступать налоги конкрет­ного предприятия, идут давно. Например, взять Шумерлю и Шумерлинский район: есть предприятия, находящиеся на террито­рии города, но числящие­ся на учете в районе и пе­речисляющие средства в районную казну. То же са­мое - с Канашом, Алатырем... Сама местная власть по разным причинам, в том числе и субъективным, ра­зобраться в этих вопросах не сможет. Ведь сейчас на­логоплательщики могут вставать на учет (и, соот­ветственно, перечислять платежи) как по месту на­хождения головного офиса, так и по месту осуществле­ния деятельности, распо­ложения имущества и т.д. Этим, кстати, пользуются желающие уйти от налогов. Только за минувший год 400 организаций были ликви­дированы, так как вошли в состав других предприя­тий, причем сто из них «ушли» за пределы республики. При этом часто оста­вались долги по платежам в республиканский бюд­жет. Регистрацию за пре­делами Чувашии, чаще все­го в Татарстане и Нижего­родской области, порой получают даже СХПК - как будто сельхозугодия мож­но, образно говоря, унести в кармане.

Увы, местные сельские бюджеты будут, мягко го­воря, небогатыми и по-пре­жнему потребуют дотаций. При увеличении за минув­ший год поступлений на­логов по Чувашии в рес­публиканскую казну на 29 проц., а в федеральную - на 14 проц. собственные доходы самоуправлений «похудели» почти на треть. Произошло это из-за сни­жения налоговых ставок, кроме того, некоторые платежи «перебросили» на другой уровень. В итоге в целом по республике сель­ские районы обеспечива­ют меньше 15 проц. нало­говых сборов.

Эту проблему обсуждали недавно на совещании руководителей и экспертов пилотного проекта Евросоюза по развитию федерализма в России, прошедшем  в Чебоксарах. По оценкам специалистов, от уменьшения местных сборов, заложенного в Налоговом кодексе, российские муниципалитеты ежегодно теряют от 6 до 16 млрд. рублей. 

Всего же с января этого года в бюджеты всех уров­ней поступило 5,9 млрд. рублей, 58 проц. из них - в республиканскую и муни­ципальную казну. Сумма налоговой задолженности сократилась на 204 млн. рублей, по сравнению с соседями по Приволжско­му округу недоимок у нас гораздо меньше. Основ­ные сборы дают налоги на добавленную стоимость, на доходы физических лиц и на прибыль. Интересно, что хотя число убыточных предприятий за год не­сколько выросло, поступ­ления по налогу на прибыль увеличились на 21 про­цент. Самые крупные пла­тельщики - энергетики, «Промтрактор»,  «Химпром», производители ликеро-водочной продукции.

В общем, сложностей с обеспечением муници­пальных бюджетов, тем бо­лее на низовом уровне, хва­тает. Вплоть до того, что российское законодатель­ство о местном самоуправлении говорит о бюджетах сельских поселений, а в. Налоговый кодекс до сих пор не внесены соответ­ствующие изменения. Не­случайно в первом чтении депутаты Госдумы отсрочи­ли начало реформы мест­ного самоуправления до 2009 г., никто не сомнева­ется, что эта поправка будет осенью принята окончатель­но. С оговоркой, что регио­ны, готовые к реформе, мо­гут ее начинать уже с 2006 г. Чувашия, напомним, в чис­ле немногих субъектов Рос­сийской Федерации, кото­рые к ней приступят в буду­щем году. Так что времени на устранение оставшихся проблем совсем немного.

 



03 августа 2005
00:00
Поделиться