Шумерлинский муниципальный округ

Реализация Программы развития образования: остановок не должно быть (газета "Вперед")

Наступивший 2005 год определяет рубеж в развитии образования в районе: с одной стороны мы подводим итог тому, что сделано, с другой намечаем перспективы, продолжаем работать над самыми актуальными проблемами, понимая, что остановок на этом пути нет. За последние годы серьезные меры приняты по укреплению материально-технической  базы школ. Бюджет образования с 12 млн. рублей  в 2001 году увеличился до 23 млн. рублей в 2004 году. Ежегодно проводится текущий ремонт зданий и помещений образовательных учреждений.

В 2002 году капитальная реконструкция крыши проведена в МОУ «Юманайская СОШ» на сумму 270 тыс. рублей, в 2003 году частично перекрыта крыша МОУ «Алгашинская СОШ» на сумму 132 тыс. рублей, отремонтирована кровля МОУ «Ходарская гимназия» на 30 тыс. рублей, в 2005 году – Туванской средней школы. В 2003 году школьники Егоркинской школы получили большой подарок - новую школу на 240 мест.

Проведены реконструкция, ремонт и перевод котельных и топочных на природный газ. За 2001 – 2004 годы газифицированы 10 общеобразовательных учреждений. Сумма профинансированных средств  на газификацию составила 588,0  тыс. руб., из них внебюджетных – 140, 0 тыс. руб.

Серьезная работа проделана по обеспечению безопасного функционирования школ,    отремонтирована или установлена новая система охранной и пожарной сигнализации в 7 школах, произведена пропитка спецсоставом  чердачной конструкции в 9 школах. Построены подъездные пути к пожарному водоему  в 2 –х школах, заменено электрооборудование в 3-х школах и т.д. На эти и другие мероприятия на 1. 10. 2004 года израсходовано более 300 тыс. рублей.

Образовательные учреждения района полностью обеспечены учебной литературой. Участвуя в Президентской программе обеспечения школ спортоборудованием, школы района получили спортинвентарь на сумму  181, 8 тыс. руб., в том числе доля софинансирования  района  составляет  77 тыс. руб. Спортоборудование также приобретено за счет спонсорских средств и добровольных пожертвований. В 2005 г. поступило спортоборудования на сумму 49665 рублей, учебников на сумму 52,6 тыс. рублей за счет бюджета, на  4,2 тыс.  рублей за счет родительских взносов  

 Ходарская гимназия  является экспериментальной площадкой в реализации Федерального проекта «Реформа системы образования». Школа получила оборудование для мастерской по деревообработке, поставлено оборудование для спортзала, оборудован новый компьютерный класс, поступила учебно-методическая литература, справочная литература для школьной бухгалтерии. Произведен ремонт  учебных кабинетов и рекреаций ресурсных центров района  МОУ «Ходарская гимназия» на общую сумму  900 тысяч рублей.   Приобретено  учебного оборудования   для ресурсного центра МОУ «Алгашинская СОШ»  на сумму   110 тысяч рублей, для МОУ «Ходарская гимназия»- более чем на 2 млн., в том числе компьютерного оборудования на 785 тысяч, спортинвентаря на 159 тысяч, оборудования для физического и химического кабинетов на 86 тысяч, автотранспорта на 450 тысяч, школьной мебели на 237 тысяч рублей и т.д. Меры, принятые по укреплению материально-технической базы школ района, позволили пройти процедуру лицензирования школ до 1. 09. 2004 года  11 школам.

За последние годы  неблагополучная демографическая ситуация ведет к сокращению контингента  школьников в районе,  и это сказалась на количестве  школ. Из-за отсутствия детей часть школ пришлось реорганизовать, школы становились филиалами  базовых школ. С 2003 года шла работа по оптимизации финансирования школ. В итоге  в 5 школах – свои бухгалтерии, директора школ стали полноправными распорядителями кредитов. У руководителя школы появился экономический рычаг управления. Поскольку деньги «пошли за учеником» встречаются факты, когда дети предпочитают одной школе другую. Школьный автобус дал  сельской детворе реальную возможность выбора. Из 16 деревень района 320 учащихся комфортно добираются до места учебы на 8 автобусах. Активное использование школьного автобуса также существенно расширило социальные контакты сельских школьников,  позволило обеспечить им доступ к музеям , стадионам столицы Чувашии, облегчило организацию и участие в районных и республиканских спортивных и культурных мероприятиях.

В течение 5 последних лет проводится государственный госэкзамен, совмещающий итоговую аттестацию выпускников и вступительные испытания в вузе. Данный эксперимент дал реальную возможность каждому выпускнику, независимо от места жительства, уровня материальной обеспеченности и других обстоятельств, за счет получения хорошего образования в школе выйти на уровень качественного профессионального образования, затем получить хорошую работу и достичь определенных успехов в жизни.  Отрадно, что результаты ЕГЭ у многих ребят совпадают с оценками школьных учителей, а у некоторых даже выше. С большинством базовых заданий по курсам алгебры и начала анализа,  включенных в разные варианты работы справились 93% выпускников, более 84% получили удовлетворительные и хорошие отметки.

Выделяется наиболее подготовленная группа учащихся -  гимназических классов МОУ «Ходарская гимназия». Средний балл здесь составляет 68. Налицо результаты ранней профилизации обучения. Проведение Единого экзамена позволило получить в целом объективную картину состояния общеобразовательной подготовки выпускников средней школы по всем предметам, по которым был организован экзамен.

Повышение качества современного образования невозможно без его информатизации. Выполнен значительный объем работ по созданию и развитию информационно-образовательного пространства. В рамках реализации федеральной программы «Развитие единой образовательной информационной среды» и республиканской целевой программы под таким же названием в школы района поступили 94 компьютера современной модификации. В настоящее время все 12 школ района оснащены современными   компьютерами.   В  Ходарской гимназии, Юманайской, Алгашинской,  Нижнекумашкинской средних  общеобразовательных школах  имеются современные компьютерные классы на 15 ученических мест и 1 учительский комплект. В этих классах компьютеры подключены к локальной сети, имеют выход в Интернет.  Базовые школы  дополнительно получили по компьютерному оборудованию, состоящему из 3 ученических  и 1 преподавательского места. Кроме этого, в библиотеки базовых школ поступили комплекты, состоящие из 1 компьютера,  принтера и  медиатеки.  В школах района на 18 детей приходится по 1 компьютеру. Большую благодарность хочется объявить родителям  и спонсорам, которые приняли участие в софинасировании данного проекта. Это вот результат взаимодействия государства и общества в решении проблем образования.

Все то, о чем идет речь, осуществляют главные действующие лица- учителя и руководители школ. От их профессионализма зависит успех  дела , реализация любых программ. Поэтому мы уделяем особое внимание проблемам повышения квалификации учительства и аттестации. Учителя школ района по сравнению с 2001 годом чаще стали выезжать на разные семинары и курсы, организуемые ЧРИО. В 2004-2005 учебном году курсы повышения квалификации прошли 55 педагогов, на 44 семинарах побывали 36 учителей образовательных учреждений. Всего 77 человек приняли участие в 101 проводимом мероприятии по повышению квалификации, что составляет 49 % от общего числа педагогов образовательных учреждений района. Осознанно подходят к развитию профессиональной культуры педагоги МОУ «Ходарская гимназия». В течение  этого учебного года 30 человек приняли участие в 34 курсах и семинарах, проводимых ЧРИО. Педагоги МОУ «Ходарская гимназия» на 100% охвачены самообразованием. 12 учителей-предметников данной гимназии прошли курсы «Информационно- коммуникационные технологии для учителей-предметников». Чтобы полнее удовлетворять потребности учителей, в последние годы были организованы курсы с приглашением преподавателей на места. Остается острой  проблема решения кадрового вопроса по причине старения педагогических кадров, отсутствия притока свежих молодых сил. Над этим предстоит работать в дальнейшем.

Успехи у педагогических коллективов есть. В этом учебном году Егоркинская средняя школа стала победителем конкурса «Лучшая школа года-2004» в номинации «Школа радости». Детская организация Юманайской школы  заняла третье место в республике среди детских школьных организаций, команда юных любителей леса  Ходарской гимназии  была первой в республиканском конкурсе школьных лесничеств. Зримые успехи есть, они вдохновляют на дальнейшую плодотворную работу.

В  Республиканской  целевой Программе развития образования  в Чувашской Республике основной целью поставлена задача развития государственно-общественного управления образовательной отраслью. Мы идем к гражданскому обществу, действительно школа должна стать открытым учреждением, и это дело родительского комитета, местного сообщества, управляющих советов, которые сейчас зарождаются.

 



24 августа 2005
00:00
Поделиться