Шумерлинский муниципальный округ

Трагическая судьба священника (газета "Вперед")

Многие подробности трагедии, случившейся 8 ноября 1918 года в Киржеманах, в Мордовии, уже ушли в небытие вместе с людьми, причастными к ней. Очевидцев не осталось. Но и то, что известно из далекого прошлого, в пересказах и сегодня вызывает оторопь.

Все, что происходило и происходит в этой удивительной, мистической, в то же время реальной истории можно было обозначить одной фразой:  «Этого не может быть».

… Заснеженная холодная улица села Киржеманы. Ноябрь, 1918 год. Накануне местный комитет бедноты собирал митинг по случаю годовщины революции. Особую роль в комбеде играли по воспоминаниям, двое рабочих, отправленных с заводов устанавливать на селе советскую власть. В памяти сельчан не остались ни фамилии, ни названия заводов, ни даже городов, откуда приехали воинствующие пролетарии. Только помнят в Киржеманах, что называли их «делегатами». Народ (а село было большое, дворов 800) «не захотел разделить с властями торжество». Шел не на митинг, а мимо, в церковь – «на Дмитрия» - праздник здесь особо почитаемый. 

А потому и  решили  революционеры отомстить батюшке. На следующий день вооруженные «делегаты» ворвались в храм во время службы. Сорвали с отца Константина верхнюю одежду, вытащили в исподнем на улицу и стали бить. Батюшка не сопротивлялся, хотя при его недюженной силе мог бы. Видимо, он решил нести свой крест до конца. Его били несколько часов. Жестоко. Сломали палец, проломили голову. Но и этого коммунарам показалось мало. Батюшку запрягли в бричку и ездили по селу. Когда священник уже не мог везти, на него надели хомут и водили замерзшего человека по улицам просто так. И били. Понять воистину зверскую жестокость невозможно. Впрочем, как и поведение селян. Киржеманы притихли, в домах позакрывали ставни. Никто не веселился. Дикий страх сковал рассудок сотен людей…

«Делегаты» на этом не остановились. К ним присоединился руководитель комитета бедноты Цыпленков – из местных жителей. Все вместе они потащили за волосы ослабевшего священника к церкви.

На косяках входной двери распяли отца Константина.  Тогда кончились муки батюшки.

Следующим утром ударили в колокол, церковный староста со сторожем сняли тело батюшки, обмыли от крови. Облачили в новую церковную одежду. Наскоро сколотили гроб из сосновых досок, куда положили гвозди. И понесли на кладбище. Повелели комбедчики похоронить священника на пустыре рядом с погостом.

 Селянам запретили вспоминать эту кровавую историю. Деревня, как и другие в России, потихоньку и неотвратимо умирала, а вот память о священнике жила,  словно дожидаясь особого часа.

 Что же известно про отца Константина? Откуда он родом? Настоятель Михайло-Архангельского храма отец Александр и журналист Вадим Карпов на страницах газеты «Труд» от 19 декабря 2002 г.  раскрыли ту правду, которая была собрана по крупицам в различных архивах страны, биографию священника-мученика.

 Константин  Подгорский родился в 1860 году в семье священника, в селе Большие Туваны (ныне Шумерлинского района). Окончил Симбирскую духовную семинарию. Его супруга - Надежда Дмитриевна – тоже была из семьи священника.

9 декабря 1910 года отец Константин был определен в село Киржеманы. Известно, что он занимался здесь просветительской деятельностью  - построил школы в селах Новое Качаево и Растислаевка, куда сам  ездил учить детишек грамоте. Супруга его тоже преподавала в начальных классах, возглавляла волостное общество трезвости. Вспоминают ее как волевую, строгую женщину. При ней мужики боялись даже курить.

Дети священника Константина и матушки Надежды старались не говорить о том, что было. Разбросала их судьба, но не озлобила. Все они в разное время учились в Казанском университете. Владимир – на физмате, Нина – на медицинском факультете. Старшая дочь священника – Вера Константиновна (так угодно было судьбе) была знакома с Надеждой Константиновной  Крупской. Обе окончили высшие Бестужевские курсы, вместе преподавали в воскресной школе Санкт-Петербурга, потом тоже работали вместе. Крупская – заместителем наркома просвещения, Подгорская - начальником отдела. В 1937-м году Вера погибла в Надымских лагерях.

Самый старший из детей отца Константина– Николай окончил Землемежевой институт, ушел в большевики. И был первым комиссаром земледелия Казанской губернии.

 Лидия, Геннадий, Анатолий, Сергей, Евгений, Нина учительствовали. Анатолий во время войны командовал танковой ротой вместе с братом Зои Космодемьянской – Александром. И погибли они в одно время в боях за Прибалтику.

Сергей Иванович Юношев, внук батюшки Константина, старается как можно больше узнать о судьбе своего дедушки. В 60-е годы он окончил авиационный институт в Казани, еще в молодые годы работал директором завода. А вскоре талантливого специалиста заметили и пригласили в КБ, которое возглавлял Сергей Королев. Заслуга внука священника в освоении космоса отмечена присвоением звания лауреата Государственной премии за создание «Бурана», медалью Янгеля за участие в разработке одной из самых мощных баллистических ракет  СС-19- «Сатана».

Удивительная и в то же время мистическая история получила неожиданное продолжение через 80 с лишним лет, когда священник из Михайло-Архангельского храма в райцентре Большое Игнатово отец Александр решил перезахоронить тело предшественника, убиенного еще в первую годовщину революции из села Киржеманы.

Сельский погост в Киржеманах – самый обычный. Аккуратное, тихое кладбище. Внизу течет речка Меня, кругом, подступая чуть ли не к могилам, заливные луга.

Что можно было раскопать здесь через 80 с лишним лет? Прах… На глубине около двух метров наткнулись на гроб. Он был цел. Только на крышке сосновые доски разъехались. Не сгнили, а лишь потемнели. Сохранилась даже текстура дерева. Стали разбирать захоронение и поднимать наверх. Сняли одну доску и увидели сапоги - как будто их надели только вчера! Одежда на батюшке была тоже целой, а цвета ризы - ярко-желтой - нисколечко не выцвели. Отец Константин лежал, сложив руки крестом. В левой держал Евангелие, в правой – крест. Кисти рук сохранились, и кожа на них была даже светлой.  Только указательный палец был сломан и держался на одном сухожилии. Подняли Евангелие: его можно было даже листать и читать. Открыли на шелковой закладке: «Придите ко мне все и обремененные,  аз ушкею вы…»

Под досками гроба лежала сухая трава. Ее принято класть в могилу. Удивительно, но и она сохранилась. Нашли еще старый кованый гвоздь. И вдруг из-под гроба, у изголовья забили два фонтанчика прозрачной ключевой воды. Сбоку сделали приямок, чтобы вода не замочила гроб и стали быстро поднимать его наверх… Многие могут сказать: «Этого не может быть…». Но это было. Священник Константин и сейчас помогает многим.                                     

К мощам отца Константина, которые перенесли в Михайло-Архангельский храм, идут прихожане. Говорят, что они имеют целебную силу.

А на тех, кто сотворил безумное зло, словно легло проклятие. «Делегаты» поехали в город, телега при переправе через Меню провалилась под лед. Оба утонули. Извелся и весь род Цыпленковых – ни детей, ни внуков не осталось.

Надеюсь на то, что Русская Православная церковь прославит как святого великомученика, священника, уроженца села Большие Туваны Константина Подгорского.

 



21 сентября 2005
00:00
Поделиться