Шумерлинский муниципальный округ

Дело всей жизни (газета "Вперед")

Дом словно отступил от улицы в глубину двора, заслонившись пожелтевшими ветвями деревьев, на которых кое-где еще держались  жухлые, жестяные листочки. Добротный, кирпичный, со своими тремя окнами он добродушно глядел сквозь кусты.

- Своим хозяйстом живет, - отметил я, шагая по ухоженной  тропинке.

Не найдя звонка, постучал. Дверь отворил сам хозяин. Тот же немного насмешливый взгляд, добрая, располагающая к себе улыбка. Все это я мгновенно вспомнил, здороваясь с бывшим моим учителем.  Когда-то он нас знал поименно, но узнает ли сейчас? Скольких выучил, сколько детей прошло через его руки. Разве всех запомнишь? Нет. Не забыл меня Василий Егорович. Назвал по имени и пригласил в дом.

- Неужели не забыли? – вырвалось у меня.

- Хм… - лукавые глаза потеплели. - Кто же я по-твоему? Что ж я за учитель, когда не помню, кого учил. Это у вас короткая память. Забываете… Ну, что мы стоим в дверях. Давайте в дом.

- Знаешь, - сказал он, узнав цель моего визита. - Учитель в наше время был ценим. Тогда не принято было считать профессию эту женской. Ее ставили рядом с профессией космонавта. О том, что стану  учителем, знал уже с пятого класса. Это было в 1940 году. В тот год, окончив Синькассинскую начальную школу, я горел желанием продолжить учебу в Ходарской средней школе. Два раза подходил с этим вопросом к директору школы Андрею Аристарховичу Петрову. Отказал. Не принял, несмотря на то, что в свидетельстве об окончании начальной школы  по всем предметам стояли положительные оценки. Учебный год начался, а я все еще сидел дома. 5 сентября  к нашему дому подошел культурно одетый молодой человек. О том, что он учитель я понял интуитивно. «Василий здесь живет?» - спросил он. «Здесь, - буркнул  я, потупив глаза, - это я». «Тогда позови отца»- попросил он.

Родился я в крестьянской семье. Мои родители были малограмотными людьми, наверное, поэтому они все силы отдавали, чтобы их сын получил неплохое образование. Отец, инвалид первой мировой войны и участник февральской революции, был честным, порядочным, нравственно очень воспитанным  человеком. Такое воспитание ему дал дед Василий Иванович. Таким он старался воспитывать и меня. Поэтому  разговор у них с пришедшим к нам гостем был долгий и теплый.

В Ходарскую школу мне тогда попасть не удалось. На следующее утро с соседскими мальчишками - с двумя Ванюшами и Илюшей - я уже весело бежал в сторону Бреняшской восьмилетней школы. С тех пор образ учителя Гаврила Павловича Кондратьева (а это был он), нашего первого классного руководителя,   до сих пор храню в душе. Преподавал он  историю. Затаив дыхание, слушали мы, деревенские дети, его рассказы о древних битвах. И тогда в ранней юности, и во время работы в школе я все время старался походить на него. И историю  полюбил благодаря его стараниям. Последний раз мы его видели, когда заканчивали  шестой класс.  Пришел он к нам тогда в белой рубашке и в полосатых брюках. «Завтра ухожу на фронт»,- сообщил он,  тепло прощаясь с нами. И  больше мы его не видели. А от матери ко мне перешло трудолюбие. Такие вот положительные черты родители заложили в мой характер.

Неполное среднее образование я получил в Бреняшской общеобразовательной  школе. Она стала для меня родником светлых мечтаний и глубоких знаний. А учителя Кондратьев Гаврил Павлович, Машанов Павел Николаевич, Разумова Нина Викторовна формировали мою профессиональную ориентацию. Благодаря их влиянию я поступил в Калининское педучилище. До призыва в армию работал учителем начальных классов. А после демобилизации - преподавателем Ходарской средней школы им. И.Н. Ульянова, где осуществились мои мечты: получил высшее образование, стал заместителем директора школы по учебно-воспитательной работе, а затем и директором. Работая в Ходарской средней школе им. И.Н.Ульянова, мне удалось сплотить лучшие педагогические силы для   повышения теоретического и методического мастерства учителей, качества учебно-воспитательного процесса.

Без знания прошлого нет будущего, думал я тогда  в свободные от уроков часы. А для того, чтобы ученики уважали свою школу, гордились ею, необходимо открыть свой краеведческий музей. Над чем и стал усиленно работать. Приступил я к осуществлению своей задачи с создания краеведческого уголка. В овраге между деревнями Савадеркино и Туваны ученики нашей школы нашли орудия труда древних людей. Каменный молоток и каменное сверло были очень характерны для каменного века. Один из них сразу передали в краеведческий музей госуниверситета, а другой нашел место в школе. Постепенно подобрались и другие экспонаты.

Назрела мысль и об открытии в школе музея – мемориала И.Н.Ульянова. Страна готовилась к торжественной встрече 150-летия со дня рождения В.И.Ленина. К этой дате и было решено его открыть.  Естественно, тяжесть организации всей этой работы легла на мои плечи. Мне было поручено составить проект постановления Совета Министров Чувашской Республики «Об открытии музея-мемориала И.Н.Ульянова». Он был составлен из пяти пунктов. Сюда вошли благоустройство территории, установление бюста И.Н.Ульянова, декоративной стены, строительство шести – восьми кабинетов. Был составлен также проект привязки здания музея к основному зданию школы. Лесоматериал для ремонта школы возили из того же леса, откуда И.Н.Ульянов возил бревна для строительства первого здания школы. Много труда в эту работу вложили учителя Г.И. Пчелкин, В.П.Борисов, Л.И.Андреев, Е.П.Шустова, Е.А.Охотникова, М.И. Семенова, Г.И.Тихонов.

Был составлен также проект дороги от трассы Шумерля-Чебоксары до школы. Сумели внедрить в жизнь и его. Открытие музея состоялось в 1981 году. Все эти работы проходили под постоянным вниманием Министра просвещения Н.Г. Счетчикова, председателя райисполкома В.К. Симсова. Благодаря их помощи в титульный лист был включен и проект пристроя школы на 305 ученических мест.

В эти же годы нами  были приобретены автомашины ГАЗ-52, трактора МТЗ – 80, Т-25, Т-40, ДТ-75. Вся эта техника очень пригодилась в работе ученической производственной бригады и в профессиональной подготовке учащихся. Техникой на льготных условиях пользовались и сами учителя. Не стоит удивляться тому, что наша ученическая бригада, которой руководила  учительница Р.Н.Игнатьева, стала участницей ВДНХ, где была награждена ценными подарками.

Я с большой благодарностью вспоминаю сейчас учителей своей школы, района, которые оказывали мне большую помощь в моей работе. Ходарская школа была делом всей моей жизни.



05 октября 2005
00:00
Поделиться