Шумерлинский муниципальный округ

День первый (газета "Вперед")

Еще раз окинув взглядом с почерневшими от времени бревнами старое школьное здание, вчерашняя студентка Чувашского педагогического института, а теперь приехавшая сюда по направлению учительница русского языка и литературы Раиса Максимовна Михайлова с трепетом шагнула за порог. Школьный коридор с графиками, схемами, стендами, запах парт, растоптанного мела, газета «Комсомольский прожектор», бичующий нескладными стихами юных поэтов школьные пороки, вернули ее в дни, не слишком далекие, когда она сама была ученицей этой школы и, ни от кого не таясь,  не скрывая, с гордостью говорила всем, что будет учительницей.

-  Вот и сбылась мечта, - прошептала она.

Трудностей в выборе профессии Раиса Максимовна не испытывала. Она точно знала,  кем собирается стать, когда вырастет, еще в первом классе. Для нее учителя всегда были самыми умными, самыми уважаемыми людьми на селе. Такими были сестры матери Елизавета Акимовна Власова, Клавдия Акимовна Мигушова. Таким же был и дядя - директор Ходарской, а затем Большеалгашинской средних школ Егор Акимович Семенов.

Росшая в атмосфере книг, тетрадей, разговоров о школе, она сама пристрастилась к книгам, с удовольствием листала разрисованные после проверок красными чернилами тетради. И, играя со сверстницами в незатейливые детские игры в учителей и учеников, часто брала на себя роль учительницы, стараясь при этом походить и манерой держаться, и походкой на свою любимую учительницу начальных классов Елизавету Акимовну Власову.

Увлечение дочери всячески поощрял и отец, работавший в то время председателем колхоза им. Ленина - Максим Михайлович Михайлов. То линейку из города для младшей дочери привезет, то карандаш незаметно в портфель положит, то какой-нибудь  стишок вместе с дочкой выучит. Уважал он грамотных людей.

Искорке, вспыхнувшей в душе первоклассницы, не дала затухнуть и учительница русского языка и литературы Антонина Антоновна Мигушова, которая вела у них уроки русского языка и литературы с пятого класса. На ее занятиях всегда царила тишина. Она умела увлекательно, а самое главное, доходчиво раскрывать любую тему. Именно Антонина Ивановна научила ее понимать язык стихотворений, исходя из разыгрывающихся в произведении действий, менять при чтении то тембр голоса, то интонацию.

Приобретенные знания очень пригодились во время учебы в институте, куда она поступила. В группе, в которой она училась, читать стихи лучше нее не мог никто. Преподаватели, проводившие семинарские занятия, нередко спрашивали, какую школу она закончила. Узнав, что Ходарскую, с пониманием кивали головой. Ходарская средняя школа им. И.Н.Ульянова пользовалась в институте большим авторитетом, чем Раиса очень гордилась.  Гордилась и нередко ловила себя на мысли, что мечтает побыстрее закончить институт и влиться в дружный коллектив  учителей родной для нее школы.

Мечта сбылась, как всегда, неожиданно. Перед защитой диплома директор Ходарской средней школы Валентин Антонович Мурашкин сделал в институт запрос с просьбой направить к ним двух учителей русского языка и литературы. Школа переходила в групповую систему обучения и срочно нужны были учителя-филологи. Одно из двух направлений получила она, вчерашняя выпускница школы.

Теперь она здесь. Стоит перед учительской и со вспотевшими от напряжения ладонями старается взять себя в руки. Наконец это ей удается и она решительно открывает дверь. А учительская ничуть не изменилась- на  стене привычно белеют расписание уроков, различные графики, чернеют ниши для классных журналов, бросается в глаза методический уголок, желтеющий ватманскими корочками методразработок. Не изменился и сам директор, по каким-то своим надобностям оказавшийся здесь. Валентин Антонович был таким же подвижным, энергичным, веселым. Среднего роста с черными кудрявыми волосами, умными и ироничными глазами за толстыми линзами очков, он скорее походил на любителя шахмат, чем на директора.

- Проходите, проходите, - радостно пригласил он скромно стоящую в дверях учительницу. - Добро пожаловать!  Опыта у вас, конечно, маловато, - сказал он затем, рассматривая ее документы. - Но опыт - дело наживное, житейское. Поработаете – приобретете. Вы узнаете учеников, они узнают вас. Будете в средних классах вести уроки русского языка и литературы, а заодно возьмете классное руководство над четвертым классом. Будет нелегко, не скрываю. Но, думаю, справитесь.

Так думает директор. Но справится ли она? Ведь классное руководство накладывает на учителя много обязанностей. Она должна заглядывать в свой класс на переменах, принимать жалобы учителей, «обеспечивать» посещаемость (иначе конфликт с администрацией неизбежен), вести воспитательную, культмассовую работу, для чего необходимо составлять и утверждать разнообразные планы.  Эти мысли не отпускали ее и в школе, и по дороге домой.

С тех пор прошло более тридцати лет. А заслуженный работник образования Чувашской Республики, заместитель заведующего отделом образования района Раиса Максимовна Ефимова до сих пор вспоминает эти дни с теплотой. Вначале действительно было трудно. Но Раиса Максимовна справилась. Дети ее класса были на редкость понятливыми и сообразительными. Чувствовалось, что им интересно с ней. Слушали молодую учительницу, затаив дыхание. Особенно нравилось им, как она читает стихи. И сами старались читать их, как любимая учительница - с чувством, с толком, с расстановкой. Постепенно втянулись. Начали выступать на различных олимпиадах, конкурсах, занимать в них призовые места.

Вплоть до выпускного класса она была их классной руководительницей и, наверное, осталась до сих пор. Часто звонят, поздравляют с праздниками, приглашают на встречи. Дружный был класс. Более 70% из них поступили в высшие учебные заведения. Есть среди них и закончившие педагогические вузы, но в силу каких-то обстоятельств никто не работает по профессии.

А слова директора школы Валентина Антоновича Мурашкина «Вы узнаете учеников, а они узнают вас» навеки  остались в ее памяти. И до сих пор служат символом, а можно сказать лозунгом в работе. И в школе, и в районной администрации, где сейчас работает, она всегда старалась и старается смотреть на себя с этой стороны. Добрая внимательная Раиса Максимовна всегда находит в работе своих коллег положительные стороны, и подчеркивает их, чтобы на это обратили внимание  другие учителя. Обратили не просто так, а для того, чтобы использовать  полезный опыт коллеги на своих уроках.

Раиса Максимовна творчески и обдуманно подходит к решению любых задач: составлению планов, программ по разным направлениям. Так ею были грамотно составлены и разработаны «Программа развития  образования на 2001-2003 годы и на период до 2005 года», «Программа реструктуризации школ района».

Раиса Максимовна ответственно подходит к работе с кадрами, добивается методического и профессионального их роста. Сейчас в районе 25% учителей имеют вторую, 37% - первую, 5% - высшую квалификационную категорию.

За долгие годы работы в отделе образования (а трудится она здесь более 20 лет) Раиса Максимовна снискала уважение не только всего педагогического коллектива района, но и работников районной администрации, с которыми трудится бок о бок.  Уважают ее они за принципиальность, добросовестность и доброжелательность.

 



26 ноября 2005
00:00
Поделиться