Шумерлинский муниципальный округ

Год духовного просвещения (газета "Вперед")

Нет работы интересней

Нет в школе работы более интересной, чем деятельность по руководству классным коллективом

Нынешний год Указом Президента Чувашской Республики  Н. В. Федорова объявлен Годом духовного просвещения и в Послании Президента Госсовету есть такие строки: «Вопросы воспитания подрастающего поколения должны быть для общества важнее всего остального». Воспитание детей – рекордно сложное занятие, самое запутанное из всех видов творчества. Это творение живых характеров, создание необыкновенно сложных микромиров, а для такого творчества нужна и глубокая интуиция, и глубокие знания. К воспитанию детей надо относиться как к самой важной из всех земных профессий. Особенно радует, что государство осознало эту важность, повысив оплату за классное руководство.

Каждый воспитатель формирует ребенка не по частям. Он имеет дело с целостной личностью, то есть должен заботиться и о его способностях, и о его нравственности. Однако в зависимости от своей профессиональной и социальной роли воспитатель организует ту или иную преимущественную сферу жизни ребенка. Учитель работает главным образом в сфере учебной деятельности; родители призваны заботиться о здоровом образе жизни ребенка, внешкольные педагоги обеспечивают культурный досуг. Но только классный руководитель в этой цепочке занимает особое место. Основная его функция- взаимодействие с отдельной личностью на основе взаимопонимания.

Быть классным руководителем не каждому дано, и найти учителя, который бы по собственному желанию и стремлению хотел работать классным руководителем, я думаю, бывает очень нелегко, потому что нет работы более сложной и трудной. Деятельность классного руководителя многогранна и многообразна, круг обязанностей очень широк, огорчения и неудачи более часты, чем радости и победы. И вместе с тем нет в школе работы более интересной, дающей большую отдачу, чем деятельность по руководству классным коллективом.

Из 15 лет работы в школе 9 лет являюсь классным руководителем. При планировании учитываю разнообразие форм наших классных дел. Это и проведение бесед, лекций, соревнований, конкурсов, викторин, и организация экскурсий в Шумерлю, это и экскурсии, и лыжные прогулки в лес, подвижные игры.

Активность класса позволяет мне как классному руководителю опереться во внеклассной работе практически на весь класс. Особо выделяется большая группа учеников, являющихся активом класса. В состав актива входят лучшие учащиеся, которые хорошо учатся и пользуются уважением среди товарищей. Они - моя опора. Они умеют объединить одноклассников, настроить их на выполнение той или иной работы, зажечь их своими идеями.

Класс также принимает активное участие во всех общешкольных мероприятиях. В ходе работы мне удалось выяснить, что особенно ребятам нравится  ставить сказки на новый лад, подражать известным певцам, исполняя их песни под фонограмму, устраивать разнообразные конкурсы. Половина класса посещает музыкальную школу, где дети обучаются игре на различных музыкальных инструментах, в том числе и на гитаре. В этом году они участвовали в концертных программах, посвященных 60-летию Победы в Великой Отечественной войне, в Туванах в честь 70-летия нашего района, в традиционном районном празднике песни, труда и спорта  «Акатуй» и др. мероприятиях.

Вот так интересно и своеобразно проходит жизнь класса, инициатором чего является актив.

Задача для каждого классного руководителя – создать условия самореализации ребенка; важно, чтобы каждый ребенок понял, что он сам творец себя, своей удивительной души. Важно не упустить воспитание детей, стремление делать добрые дела бескорыстно, не за вознаграждение, а для удовольствия, оттого, что твой труд принес пользу твоей семье, твоей школе, твоей стране.

Можно возразить, что с высокими идеалами сегодня не выжить, но без них станешь лишь потребителем. Чтобы стать личностью, надо помнить о нравственных традициях, сложившихся на Руси. Не зря гласит народная мудрость – «Не хлебом единым жив человек» . Отыскивая золотые крупинки во всем историческом пространстве жизни и, главное, в современности, надо помочь каждому ребенку обрести не только веру, но и уверенность в себе. Без этого, даже если он вырастит здоровым и сильным, он не будет соответствовать высокому назначению человека. Ведь именно это поколение должно стать той силой, которая построит новую процветающую Россию.

Связь поколений является наиболее эффективным способом для передачи социокультурных ценностей, так как младшее поколение на жизненном примере старших может убедиться в незыблемости таких понятий, как доброта, порядочность, честность. Наше поколение должно научиться у них любить свою Родину, защищать ее, брать с участников войны пример доблести и чести.

Работа по героико-патриотическому воспитанию школьников является составной частью всего учебно-воспитательного процесса. Большая работа проведена детьми и классными руководителями при подготовке празднования 60-летия Победы в Великой Отечественной войне: выпуск стендов и альбомов, обновление комнаты боевой славы, участие в конкурсе сочинений, проведение бесед и литмонтажей, оказание тимуровской помощи ветеранам войны и престарелым,  организация встречи с тружениками тыла.

Неизгладимое впечатление оказало на ребят мероприятие, которое было проведено в нашем классе совместно с библиотекарем Паниной Ниной Александровой и активом класса.  Это была музыкально-литературная композиция «Даль памяти», на которую были приглашены труженики тыла. Рассказы ветеранов о жизни в военные и послевоенные годы никого не оставили равнодушными. Этот урок мужества надолго останется в сердцах ребят.

Подводя итоги, хочу сказать, что я, как классный руководитель, поддерживаю интересные предложения ребят, всегда стараюсь быть предупредительной к мнениям и пожеланиям отдельных активистов и моей задачей является: поддержать и развить в человеке Человека, заложить в нем механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, самозащиты, самовоспитания.

А формирование деятельного актива способствует сплочению коллектива. Ведь все мы знаем, только сплотив учащихся в дружный и работоспособный коллектив, можно успешно осуществлять воспитание в классе. 

 



01 февраля 2006
00:00
Поделиться