Шумерлинский муниципальный округ

В плену воспоминаний (газета "Вперед")

Твои люди район

В плену воспоминаний

- Все! Я теперь опять включился в спорт!

Слова только что приехавшего из района мужа Галину Аркадьевну Долгову не удивили. Она знала, что спокойный и добрый с виду, никогда не повышающий при разговоре и с детьми, и с коллегами-учителями голоса муж, обладал не в меру азартным характером. И если он решил, что включился в спорт, - так тому и быть. И никто его от этого не отговорит. Видишь, как глаза горят. Так и светятся они изнутри тем особым блеском, появляющимся тогда, когда он полностью находится во власти какой-нибудь идеи. А ведь ему 64 года, и он неисправим. Как был романтиком, так им и остался.

А сам виновник этой маленькой семейной суеты - Валерий Павлович - тем временем никак не мог освободиться  от нахлынувших на него воспоминаний.

- Надо же, – бормотал он, весь уходя в себя, - не думал, что смогу затронуть в душе ту струнку, которая в молодости часто заставляла вставать на лыжи  и нестись по заснеженному полю или до изнеможения тренироваться на беговой дорожке. Казалось, что она давно затерялась. Но, видимо, нет. Стоило мне сегодня взять лыжи сына и выйти на старт, как тут же ощутил себя молодым спортсменом, который каждой косточкой, каждым биением сердца чувствует свой организм и контролирует его. Все же силы свои я не рассчитал. Подвели годы и тот любимый, усвоенный с детства классический ход, который раньше не раз помогал пересекать финишную черту первым. Молодые коллеги, шедшие коньковым ходом, легко обходили меня и, со свистом рассекая воздух, скрывались за деревьями. Работал ногами, лыжными палками правда и он. Но медленнее. Тем не менее на душе было легко и приятно. Приятно оттого, что чувствовал на лыжне себя не директором  Торханской школы, а спортсменом, мастером спорта по легкой атлетике и кандидатом в мастера спорта по лыжам, нормативы которых выполнил в молодые годы.

Да! Неутомимым он был в молодости и азартным. Еще до службы в армии сумел выполнить норматив кандидата в мастера спорта по лыжам. И ничего удивительного в этом не видел. Не курил, спиртным не увлекался, занимался любимым видом спорта – легкой атлетикой. Его выносливости многие завидовали. А он, чувствуя это, занимался еще с большим усердием. Старания оказались не напрасными. На республиканских соревнованиях по лыжам, где он стартовал на 30-километровой дистанции, на финиш пришел быстрее самого, гремевшего в то время в Шумерле, Смольникова.

«Молодец! Целую секунду у меня выиграл», - сказал потом ему Смольников. И слова эти были самой лучшей наградой для Валерия Павловича.

Спорт всегда был самым близким его другом. Другом, который никогда не оставлял в беде и всегда подставлял в трудных ситуациях свое плечо. Помог он преодолеть ему и тяготы армейской жизни. В военной части, дислоцирующейся под Москвой, где он проходил службу, был мастер спорта по лыжам и велоспорту. Он и собрал их, молодых, любящих спорт солдат. Имя его давно стерлось в памяти, а вот желание учиться дальше, которое он пробудил в его душе, не забудется никогда. Тогда Валерий и его друг Николай Борисов, тянулись к нему, старались ему подражать. И когда их кумир после службы в армии поступил в Смоленский институт физкультуры, оба тоже загорелись этой идеей. Начали усиленно изучать биологию, химию, физику. Отцы-командиры этому не препятствовали. Наоборот, им, восьмерым солдатам, изъявившим желание окончить высшее учебное заведение, старались создать все условия – дали возможность пополнить свои знания на вечерних подготовительных курсах. Для Валерия Павловича было лишь одно препятствие – плохое знание иностранного языка, который в школе он не изучал. Но вопрос этот с руководством института уладили. Экзаменационная комиссия на плохое знание абитуриентом иностранного языка готова была закрыть глаза. И, если бы не образ матери, брата-инвалида и сестренки-семиклассницы, которые, как ему казалось, с укором смотрели на него, он был бы сейчас наверняка не учителем, а тренером какой-нибудь спортивной команды.

Тогда он себя пересилил. С небес на грешную землю спустила и мысль о том, что помощи-то, в принципе, ему ждать неоткуда. Дорога до родной деревни не близкая. Не лучше ли будет, в таком случае, вернуться домой и поступить в какой-нибудь свой, Чебоксарский, институт?

Так он и сделал. После демобилизации, не успев даже снять солдатскую форму, с присущим ему азартом отнес документы в Чебоксарский сельскохозяйственный институт. С блеском сдал экзамены на зоотехнический факультет и, успокоившись, задумался: а правильно ли это?

- Допустим, - размышлял он, буду я зоотехником, стану целыми днями пропадать на ферме. Рос я в деревне, и трудностей с привыканием к такому распорядку дня у меня не будет. Но привыкну ли я к тем крепким словам, которыми животноводы постоянно обмениваются при общении друг с другом? Нет, не то это место работы .

Опять началась беготня по кабинетам. По второму кругу. Теперь вчерашний абитуриент требовал обратно документы и доказывал, что для выбранной им профессии он не подходит. Ему по душе профессия учителя. Любит он биологию и химию и хотел бы преподавать в школе эти предметы. После долгих препирательств своего добился – отнес документы на биохимический факультет пединститута. Помог ему поступить туда опять неразлучный спутник его жизни – спорт. Участвуя в различных соревнованиях, он  знал в лицо многих спортсменов. В том числе был знаком и с преподавателем физкультуры педагогического института Аркадием Григорьевичем Улангиным, который был знаменит тем, что за спортивные успехи его пророчили в Олимпийскую сборную СССР по легкой атлетике. И когда он заметил на чемпионате Чувашии по легкой атлетике знакомого Долгова, то поинтересовался, где он сейчас, чем занимается. Узнав, что Валерий готовится сдавать экзамены в пединститут, обещал помочь. Обещание сдержал. 

В пединституте, когда учился Валерий, не было равных мастеру спорта по лыжам Иванову. Об этом знали все. Слишком хорош был на трассе чемпион института. Брал он не столько силой, сколько отработанной до совершенства техникой. Долгова такие люди всегда притягивали. И он как человек азартный, решил помериться с ним силой. Случай представился на соревнованиях по лыжам  среди факультетов института. Эстафетная гонка для команды биохимического факультета началась неудачно. Студент, стартовавший на первом этапе, отстал от остальных и принес эстафетную палочку предпоследним. Вторым на трассу вышел Валерий. Вышел не просто так, а с мыслью обогнать чемпиона института, который принял палочку на этом же этапе, но за другую команду. Догнал его Валерий на повороте, когда силы были уже на исходе. Догнал и вплоть до финиша дышал ему в затылок. Лишь в конце трассы  мощным рывком тому удалось немного оторваться от назойливого новичка. После финиша Иванов с удивлением показывал на него и спрашивал у своих знакомых: «Откуда взялся этот лыжник?»

А Валерий Павлович лыжником и не был. Ему нравился бег. Бегал всегда и везде, бегал в любую свободную минуту. Не может сидеть на одном месте и сейчас.

Из плена нахлынувших воспоминаний освободил его голос супруги, Галины Аркадьевны.

- Не заболел ли ты? - спрашивала она, - вот уже битый час сидишь, уставившись в одну точку.

- Да, ты права. Заболел. Заболел спортом.

 



04 февраля 2006
00:00
Поделиться