Шумерлинский муниципальный округ

Реформа местного самоуправления: первые шаги (газета "Вперед")

Из выступления И.Г. Шуканова, главы Шумерлинского сельского поселения Шумерлинского района, на расширенном заседании Кабинета Министров ЧР 22 февраля 2006 г.

Введение Закона Российской Федерации «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003 г.          № 131-ФЗ на территории Чувашской Республики с 1 января 2006 г. является результатом взвешенной политики, которая должна восприниматься без опасений. Варианты возможного решения  проблем по срокам поэтапного введения новой системы могут привести к отставанию во времени в увязке по решению других важных государственных вопросов.       

Не секрет, что большинство бывших сельсоветов не отходили от тех основополагающих принципов народовластия, которые существовали до начала 90-х годов, т.е. пользовались в своей деятельности позитивной практикой, наработанной годами. И то, что для них переход на реальное местное самоуправление происходит безболезненно, могу подтвердить на примере Шумерлинского сельского поселения Шумерлинского района. Основная часть полномочий, которая передается на поселенческий уровень, будь то вопросы развития инженерной инфраструктуры (водоснабжение, газоснабжение, электрификация, проектирование дорожного строительства), уже решались с непосредственным участием местного населения на основе организации общественного самоуправления и тесного взаимодействия с администрацией Шумерлинского района. Общественное самоуправление четко прослеживало вопросы индивидуального жилищного строительства (в настоящее время строится около 80 индивидуальных жилых домов), динамику материального состояния граждан.

Вопросы благоустройства, содержания дорог, вывозки бытового мусора из хозяйств граждан являются обыденными функциями и не создают проблем.     

Четко отлаженный финансово-экономический механизм поступлений в бюджет бывшей сельской администрации средств по самообложению граждан, других целевых сборов и средств от предпринимательской деятельности способствовали решению функциональных обязанностей и полномочий.

В настоящее время основная задача сельского поселения заключается в реализации 131-го закона в полном объеме с сочетанием разумных воздействий вновь созданных институтов органов самоуправления на решение проблемных вопросов. А их очень много. И поэтому понятна обеспокоенность по поводу полноценной реализации  131-го закона.

Первое. Постулат «Кадры решают все» остаётся столь же актуальным. Непременно, материальная поддержка сельских поселений оргтехникой значительно улучшит деятельность администраций поселений и повысит их авторитет. В то же время имеется надежда на то, что вышестоящие органы власти будут оказывать существенную помощь в плане материально-технической поддержки вновь формирующейся власти четвертого уровня. Оперативность деятельности многих глав сельских поселений, особенно отдаленных от районных центров, отличающихся разбросанностью населенных пунктов, сдерживает отсутствие их мобильности.

Например, в Краснооктябрьском сельском поселении Шумерлинского района расстояние от п.Пинеры до п.Красный Октябрь составляет около 30 км.

 Второе. Любой субъект, будь то экономики или власти, не может развиваться без самостоятельной кропотливой финансово-экономической работы, тем более, когда она перекликается с вопросами социальными. Ведь степень наполняемости местного бюджета прямопропорциональна уровню решения вопросов местного значения. И тот факт, что произошла централизация финансовой работы, не будет способствовать дееспособности администраций поселений. Понятна озабоченность в качественном  составлении бюджетной отчетности по соответствующим стандартам.  И этим нельзя ограничивать полноценное функционирование администраций сельских поселений. И чем дольше сохранится такое положение, тем больше усугубится положение по данному вопросу.

 Хочется высказать предложение о снятии чрезмерной регламентации по расходованию средств по самообложению граждан и от предпринимательской деятельности администраций сельских поселений. Есть необходимость в регламентации расходования этих средств лишь по направлениям. Направлений должно быть два: благоустройство, укрепление материально-технической базы, а не регламентация смет расходов вплоть до КЭКР на покупку гвоздей или оплаты за услуги. Благо, что в сельских поселениях есть кому контролировать, созданы свои контрольно-ревизионные органы.

Третье. Сегодня остаются открытыми вопросы активизации механизма полного задействования имущественного комплекса с целью взимания налога.

Граждане-застройщики ждут принятия Закона по упрощенной процедуре регистрации прав на земельные участки, предоставленные в 90-е годы.

Вызывает сожаление тот факт, что не в полной мере заработал  механизм регистрации недвижимости граждан по принципу «одного окна».

Необходима упрощенная процедура по распоряжению администраций сельских поселений бесхозными объектами, в том числе и юридических лиц, которые сегодня не являются украшением современной деревни.

Много вопросов по организации первичного учета субъектов налогообложения по транспортному налогу. Необходима прямая материальная заинтересованность администраций сельских поселений в оказании услуг, оплачиваемых госпошлиной. 

Остается открытым вопрос по субъектам налогообложения по сельскохозяйственным угодьям на праве долевой собственности, где прекратили существование сельхозпредприятия.

Тем более, что это важно сейчас, когда дальнейшее развитие сельского хозяйства приобрело масштабы национального проекта.

В пригородной деревне Шумерле насчитывается свыше 560 сельских домохозяйств, основная часть которых ориентирована на самообеспечение и производство сельскохозяйственной продукции в условиях натурального хозяйства. Заполняя образовавшуюся нишу от сокращений объемов сельхозпродукции, производимой ранее крупными сельхозпредприятиями, граждане торгуют молоком и мясом на городских рынках, а продукцией пчеловодства – на рынках городов Чебоксары и Казань, поставляют их на предприятия переработки (местные мясокомбинат и маслозавод).  

Вместе с тем,  действующее законодательство ныне трактует регистрацию предприятий переработки по их территориальной расположенности. Наряду с этим теряется направленность экономической мотивации получения ренты от конечной продукции труда крестьянина. Ибо крестьянин, участвуя в реализации национального проекта, решает продовольственную проблему городов и способствует пополнению бюджета, но не исторически сложившегося сельскохозяйственного района, а городского.

Имеются потенциальные возможности и желания граждан в развитии своих личных подсобных хозяйств, в частности, наряду с развитием традиционных направлений в выращивании и получении продукции КРС, пчеловодства, заниматься свиноводством. Однако, развитие данной отрасли сдерживается отсутствием организованного содержания необходимой структуры свинопоголовья.

Граждане с большим воодушевлением восприняли меры государственной поддержки кредитования личных подсобных хозяйств. Многие изъявили желание в получении льготных кредитов. Однако, когда дело дошло до практического воплощения, многие разочаровались. Основная причина этого - в затратности личного времени и неоднократных транспортных расходах на поездки в структуры «Россельхозбанка» в город Чебоксары или поселок  Вурнары. Велико желание односельчан иметь представительство банка в районном центре, чтобы оформление документов и их представление в кредитное учреждение проходило через него. Такое мнение разделяют главы поселений и других районов.            

 



01 марта 2006
00:00
Поделиться