Шумерлинский муниципальный округ

Школа и дети в моей жизни (газета "Вперед")

Национальный проект: образование

Далекий, да, теперь уже далекий август 1992 года. Я еду в автобусе мимо желтых полей, мимо деревень. Мимо красивого леса на берегу знакомой мне реки. Еду, чтобы стать учительницей в сельской школе.

Могла ли я тогда думать, что эта школа и это село навсегда войдут в мою жизнь?

Наверное, нет, потому что я ехала, любовалась окрестностями и думала о детях: какие они? Что им я скажу? Смогу ли я научить их чему-нибудь, ведь сама я – вчерашняя студентка?..

И вот я в школе, на меня глядят семь пар голубых, карих, черных глазенок: кто-то с интересом, кто-то с хитринкой, кто-то с удивлением.

Помню нашу первую экскурсию в тот самый прибрежный лес, мимо которого ехала, помню, как были рады мои ученики, идя со мною рядом и болтая ни о чем, провожали меня до дома... Наверное, если бы не эти дети - такие наивные, добрые и еще не испорченные - я не стала бы учителем.

С тех пор прошло 13 лет, дети и школа навсегда вошли в мою жизнь. День бежит за днем, лето сменяет осень, зиму - весна. Всякий раз, встречая новый день, думаю: что интересного принесет он мне? Подарит ли счастливые мгновения общения с моими учениками? О чем они меня спросят? Смогу ли я ответить на их вопросы?

Иду в школу, смотрю на деревья, на замерзшую речку, на дальние острова. Какое сказочное утро! Пожалуй, сегодняшний урок начну с описания утра. Каким его увидят мои дети? Что необычного заметят сегодня?

Как обычно дети входят в класс со словами приветствия, с нескончаемыми вопросами, нехитрыми просьбами, с безграничной доверчивостью, искренней радостью. Всматриваюсь в детские лица, внимательно выслушиваю каждого, отвечаю на вопросы, а самой хочется сказать вслух: «Милые мои ребята! Вы самые хорошие люди на свете. Ваша доброжелательность, приветливость ни с чем не сравнимы». Дети необычайно деятельны, верят в добро, справедливость, счастье. Только где оно, счастье? Смогу ли я к нему указать дорогу? Смогу ли я их отгородить от всего дурного, что есть еще в нашей жизни? Огонёк доверия, светящийся в их глазах, так легко погасить неосторожным прикосновением, резким словом, равнодушным жестом. Как важно помнить о том, что в детской жизни нет мелочей.

За все годы работы в школе я выяснила для себя, что детей нужно просто любить. Просто, да не очень... Учительской любви необходимо учиться: любовь к детям и умение строить работу с ними согласно современным педагогическим концепциям нельзя разложить на разные чаши и выяснить, что окажет большее влияние на желаемый результат. Идти надо от реальных индивидуальных особенностей ребенка, принимая и любя его таким, какой он есть.

Энергия детства неисчерпаема, надо лишь уметь направлять ее в нужное русло. Я часто спрашиваю себя: как понимала это, когда была ребенком? Понимала ли? Что хотела изменить? Диалоги с самим собой помогают помнить о том, что все мы родом из детства.

Дети понимают и ощущают больше, чем кажется нам на первый взгляд. Они заслуживают уважения, доверия и дружеского отношения; перед ними невозможно замаскироваться, только искренность в каждый момент общения и кропотливый труд помогают проложить тропинку к их душам.

Я сторонник принципа единства воспитания и изучения личности ребенка. Именно изучение - педагогическое и психологическое - исходная точка моей педагогической деятельности. Я тесно связываю умственное развитие с развитием чувств. Считаю, что нравственное чувство - барометр самосовершенствования человека. Поэтому обращаю внимание детей на положительные примеры поведения, образцы высших человеческих побуждений, помогаю достигнуть успеха в построении себя как личности. Постоянно учу каждого ребенка искусству распоряжаться своими мыслями: направлять их, сдерживать или корректировать. Часто повторяю слова К.Д. Ушинского «Все, что усваивается человеком впоследствии, никогда не имеет той глубины, какой отличается все усвоенное в детские годы».

А каким должно быть при этом слово учителя? Конечно, задушевным, утверждающим атмосферу доверия, чистосердечности, иначе ничего не состоится. Как учитель я понимаю: нельзя сделать прекрасней нашу жизнь, не сделав прекрасным человека. Для меня прекрасный человек тот, кто видит красоту и неповторимость окружающего мира, восхищается ею, учится находить неожиданное в обычном, новое в давно известном.

Я хочу, чтобы дети были трудолюбивыми, честными, порядочными, благородными, способными сердцем понять другого.

…Закончился еще один день. Я долго сижу в классе. Как тихо! Можно немного расслабиться, отдохнуть, подумать. Конечно, никуда не уйти от забот и вопросов. Какими завтра войдут в класс  мои ученики? Увижу ли я вновь пытливость в их глазах? Не пропадет ли желание удивляться? Ведь «удивление рождает любопытство, любопытство - тропинка в любознательность, любознательность - дорога к знаниям». Никогда не забываю об этом. И «пусть ребенок ищет, только бы не заблудился, пусть карабкается, только бы не упал, пусть корчует, только бы не поранил рук, пусть борется, только осторожно...» Какие прекрасные слова Януша Корчака!

Домой возвращаюсь не торопясь. Весь день учила, вдохновляла, утешала, возвышала каждого ученика, вселяла любовь к Отечеству, веру в людей. А теперь, кажется, ушли все силы: и физические, и духовные, и нравственные.

В памяти всплывают слова любимого мною Учителя - В.А. Сухомлинского: «Любить можно то, чему отдал уже частицу своей души». Сколько таких кусочков души уже отдано за 13 лет? И сколько еще предстоит отдать? Любовь же к детям, к своей профессии не иссякает, а день ото дня становится более мудрой, глубокой.

По своим целям и особенностям подлинный учительский труд - это всегда творчество, так как работа с растущим и развивающимся человеком не терпит шаблона и штампа. Воспитывать школьника сегодня - значит готовить его к труду, к жизни в условиях гласности и широкой демократии, будить в нем желание всей своей жизнью улучшать мир вокруг себя, нести людям счастье. Найти свое призвание, утвердиться в нем - источник счастья. Поэтому завтра у меня вновь появится великое желание учить детей и учиться самой, творить и побуждать к творчеству.

 



29 марта 2006
00:00
Поделиться