Шумерлинский муниципальный округ

Год духовного просвещения (газета "Вперед")

История земли синькасинской. Истоки.

Прошу односельчан–синькасинцев прочесть эту статью. Может быть, кто-то из вас узнает что-то новое о своих предках, живших в деревне Новое. Так называлась наша деревня в начале заселения. Я попытаюсь рассказать вкратце о том, что мне пришлось узнать о некоторых первых жителях деревни по рассказам моей бабушки и архивным документам.

Многие односельчане просят написать о деревне, но чтобы что-то писать, надо самой знать историю деревни. Я не краевед и не писатель. И самой мне, и моим детям хочется узнать об истоках деревни и нашего рода. Когда мне в руки попали воспоминания И.Е.Егорова, одного из многих старожилов деревни, меня разочаровали даты рождения первых жителей (по записи выходило, что двухлетние дети рожали, и столетние старики не отставали). 

Я обратилась к краеведу Я.Н. Волкову из деревни Бреняши. Мы соседи, и  в истории наших деревень много общего. По его совету я обратилась в Чувашский республиканский архив. К сожалению,  многие  документы в республиканском архиве отсутствуют. Я.Н. Волков находил документальные материалы в архивах Москвы и Петербурга, где хранятся и подворные переписи тех лет. Может быть, и синькасинцам когда-нибудь повезет – отыщется краевед, бескорыстно преданный своей деревне и району.

Что же мне удалось узнать? Из частичной книги (о родившихся, бракосочетавшихся,  умерших по Ходарской (Покровской) церкви), начиная с 1785 по 1850 г.г; с 1864 по 1874 г.г. и с 1877 по 1918 г.г., я выписала около 1300 имен (из них родившихся - свыше 700, умерших – 400, бракосочетавшихся – 120). Как всегда, первый блин вышел комом. Сначала я выписала только своих родственников. Но, обнаружив расхождения с  описаниями Егорова, я вновь пересмотрела доступные архивные документы, выписывая фамилии  жителей. И опять осечка - много одинаковых имен, т.к. фамилии писались по имени отца, и каждое поколение имело свою фамилию. Тогда я решила выписать фамилии жен, но отсутствие данных с 1850-1864 г.г. препятствовали точному соединению родства.

По воспоминаниям И.Егорова, 1900 года рождения, и из книги «Предания Земли Шумерлинской» (о происхождении сел и деревень) первым жителем был поп Максим, возможно,  и фамилия его была Максимов. Из 262 имен с 1801 по1850 годы имя Максим и фамилия Максимов в списке родившихся и бракосочетавшихся не упоминаются. Среди стариков тоже Максима нет. Из этих же воспоминаний следует, будто пасечник нанимает работника Макара для работы на пасеке (видимо, пасека была большая), и через 2 года работник-батрак становится хозяином пасеки. В 1768 году у него рождается сын Митрофан, позднее - Тимофей. Кто же этот пасечник?               

Обратимся к данным архивных документов. Если посмотреть дату открытия церквей вблизи нашей местности, то первую - Богоявленскую церковь - открыли в 1780 году в  селе Б.Шатьма, Знаменскую - в1780 году в с.Ядрино, Покровскую -  1785 году в с.Ходарово. По воспоминаниям И.Егорова, деревня образовалась в 1753 году. Что это? Незнание или фальсификация? Невольно возникает мысль, а не заранее ли подготовили почву для  нанесения  удара роду Макаркиных, которых все жители считают основоположниками? Ведь из истории страны мы знаем, что церковнослужители и наниматели батраков преследовались со дня революции. Когда наступили времена раскулачивания, одним из первых пострадал потомок Макара – Иван Никифоров. Самым активным членом раскулачивания был именно И.Егоров - один из первых коммунистов деревни. Что-то можно объяснить его незнанием истории церквей. Но как мог «забыть» И.Егоров о своем одногодке, односельчанине, о своем погибшем однокласснике Петре Ивановиче Макаркине, с которым в одно время призывался на гражданскую войну и который погиб. В то время семьи погибших и участников гражданской войны были в почете. Мы, потомки, очень мало знаем о своих предках. Кто они? Откуда приехали? Чем занимались? Кто и что загнало их в этот маленький, райский лесной уголок? Кто же первым облюбовал это удивительно красивое место с чистым воздухом и родничками, речкой, протекающей вдоль деревни с запада на восток, полной рыбы, с изобилием в лесу ягодных полян, грибов и орехов, диких зверей и дичи? Поистине первый поселенец умел ценить красоту, созданную природой. Гордость и краса леса  манит к себе своей кажущейся недоступностью. Воздух наполнен острым запахом сосен и тонким ароматом  спелой земляники. Невольно переносишься в те далекие времена, лет на 200 назад, и представляешь, как первого пасечника привела тропа у опушки леса  в вечно таинственный, задумчивый сумрак леса с его столетними дубами, раскидистыми кронами лип и белыми нарядами берез.

«В XVI –XVII в.в. преобладающая часть территории Курмышского уезда была занята лесами. Незанятые земли (дикие поля и сплошные массивы леса) не были закреплены ни за частными феодальными владениями, ни за общинами ясачных людей, они представляли собственность казны» (из архивных данных). Мне приходилось бывать в этом чудесном лесу в дни моего детства, юности, часто посещаю лес в старости. В те далекие времена, когда я ходила в лес, цепляясь за подол бабушкиной рубашки, я была неопытна и мечтательна, мой мозг жадно впитывал в себя новые впечатления, все услышанное и увиденное мною тогда о красоте и богатстве леса до сих пор хранится в памяти во всех мельчайших подробностях.

Время неумолимо – ничего не вернуть. Меняется и лес, и люди, меняется (мелеет) и речка, и роднички высыхают, мы стареем, но все равно лес остается точкой притяжения.  

(Продолжение следует).

 



12 апреля 2006
00:00
Поделиться