Шумерлинский муниципальный округ

На основе народной педагогики (газета "Вперед")

Год духовного просвещения

19 апреля в актовом зале Ходарской гимназии собралась родительская общественность Ходарской гимназии, Егоркинской, Юманайской, Туванской средних, Торханской основной и Бреняшской начальной школ. До начала конференции родители имели возможность познакомиться с гимназией, выставками детских изделий. Интерес вызвала также выставка-продажа духовной и православной литературы.

Конференция  началась  с выступления детской фольклорной группы Ходарской гимназии. Такое начало символично, так как на повестку дня было вынесено обсуждение вопроса об использовании народной педагогики в воспитании детей в семье.  Народное творчество, в том числе фольклор, создавались столетиями. Общеизвестно, что для воспитания духовно богатого человека очень важно использовать народную педагогику, которая включает традиции, обычаи, народные праздники и многое другое.

Родители озабочены тем, какими вырастут дети. А  что нужно делать для того, чтобы они выросли не только физически, но и духовно, психологически здоровыми? У родителей каждый день возникает много вопросов по семейному воспитанию.  Поэтому конференция была направлена на то, чтобы родители могли получить ответы на свои вопросы, чтобы информация стала поводом для дальнейшего размышления, чтобы появилось желание к дальнейшему  разговору, желание узнать что-то новое  в области педагогики.

Сегодня и перед педагогами, и перед учеными, перед правителями стоит вопрос: на каких духовных ценностях воспитывать детей и молодежь, к какому идеалу стремиться?

Анализ ценностей разных стран, проведенный специалистами, показал, что западные - имеют самый низкий статус в мире. А россиян, в том числе нас, чуваш, отличали соборность, коллективизм, взаимопомощь, а не индивидуализм и конкуренция, щедрость души, а не жесткий расчет. С давних времен русские отдавали предпочтение именно духовным устремлениям, а не материальным.

На пленарном заседании с приветственным словом выступил глава Шумерлинского района В.А. Мурашкин. В деле духовного просвещения, которому Президент Чувашской Республики Н.В. Федоров отдает столько сил, сказал он, семья должна занять свое, полагающееся ей место. Без семьи невозможно воспитать человека. Именно здесь кристаллизуются лучшие его качества, здесь созревает личность.

Никакой учитель, каким бы талантливым он ни был, не заменит отца и мать в воспитании. Только они могут научить ребенка добру, порядочности, предостеречь от зла. Дети получают нравственные ориентиры, трудовые навыки, прежде всего, в семье.

В районе неблагополучная демографическая ситуация ведет к сокращению количества школьников. С учетом этого проблема обеспечения доступности качественного образования для учащихся решается путем реструктуризации и новых форм организации образовательного процесса. В районе действуют 2 ресурсных центра: Алгашинская средняя школа и  Ходарская гимназия, имеющая соответствующую материально-техническую базу, высококвалифицированные кадры и большой контингент учащихся, преобразована в территориальную базовую школу, как ресурсный центр. Данная школа включена в проект МБРР «Реформа образования России». Данные ресурсные центры имеют современную материальную базу, ведется предпрофильное и профильное обучение старшеклассников, на договорной основе налажены связи с высшими и средне-специальными заведениями.

С размышлениями о роли семьи в духовном воспитании детей с акцентом на народную педагогику  выступила  заместитель  начальника отдела образования и молодежной политики Р.М. Ефимова.

С большим интересом слушали участники конференции выступление заведующей кафедрой истории и образования этнопедагогики Чувашского государственного педагогического  университета  им. И. Я. Яковлева Т.Н. Петровой. Она подробно остановилась на народной системе воспитания чувашского народа. Этнопедагогика – это  начало, истоки, основы, на что должно опираться любое воспитание. Ибо человек, воспитываемый вне культурных традиций, обычаев, без опоры на народную педагогику духовно лишается Родины и перестает быть сыном своего народа. Раньше семья сама выступала как хранитель опыта народной педагогики, велико было влияние культуры семьи на воспитание подрастающего поколения. И, прежде всего, женщина являлась продолжателем народных традиций в воспитании детей, женщина – сама преданность семье, роду. Чуваши всегда боготворили мать. Мать – это святыня, Верховный бог. Непререкаем был и авторитет отца.

Говоря о народной педагогике, нельзя не упомянуть о значении труда в воспитании детей: раннее приучение к труду и трудовому закаливанию детей, трудовые традиции: ниме, ларма, акатуй, народные умельцы как наставники, роль примера родителей в трудовом воспитании. Труд – главная тема устного народного творчества и музыкальной культуры чувашей.

Все воспитывало чувашей: и быт, и национальное своеобразие искусства, и традиции, и самобытность традиций, и общение, и религия.

Свое выступление Т.Н. Петрова сопровождала яркими примерами, пословицами и поговорками, а больше всего порадовало родителей то, что выступление было грамотно построено на чистом, хорошем чувашском языке. Гостья приехала не с пустыми руками - Ходарской гимназии она оставила свои книги по семейному воспитанию.

Краевед,  автор книги «Край ромашковый Кумашка» Г.С. Лосева также с болью говорила о необходимости сохранения родного языка. Даже в чувашских деревнях родители своих детей не учат  материнскому языку. Как можно воспитать патриотов своего края, если мы отказываемся от родного языка.

После пленарного заседания родители разошлись по мастер-классам и секциям. В мастер-классе темой для обсуждения стала «Разумная организация самостоятельной деятельности ребенка в  домашних условиях – путь духовно-нравственного воспитания детей».  Главный специалист отдела образования и  молодежной политики Л.И. Озякова рассказала как педагогически правильно организовать досуг детей в семье, как пагубно действует на психику детей чрезмерное увлечение компьютером и телевизором. Учитель начальных классов МОУ «Ходарская гимназия» А.А. Шангеева провела практическое занятие по рукоделию «Ниткопись».

Чем сильна семья? Она сильна любовью, уважением, традициями, семейными реликвиями. А есть еще такое понятие, как «родословная семьи». И знать свою родословную очень важно, потому что она – связь прошлого, настоящего и будущего. Есть еще  одна ценность, которая объединяет все. Это патриотизм. Это идея Отечества –  осознание того, что я гражданин страны, она моя Родина. А все это начинается с малой родины, с  того уголка земли, где ты родился, куда тебя тянет всю жизнь. Что же мы делаем для развития этого направления у себя в районе, что нужно делать каждой семье, чтобы возродить, сохранить и приумножить культурное наследие наших предков? Об этом шел разговор в секции «Роль семьи в сохранении традиций, обычаев, ценностей своего  народа и рода семьи».

Интересными были выступления В.Н. Улисова, историка – краеведа, и  Н.Л. Саперкиной, главного специалиста отдела социального развития и архивного дела. О методике составления генеологического древа «Моя родословная» рассказал краевед А.Н. Пояндаев.

В секции «Семья и духовное развитие  детей» с родителями поработали заместитель начальника  отдела образования и  молодежной политики Р.М. Ефимова  и  Е.С. Биктимирова.

Р.М. Ефимова начала разговор с того, что семья – это малая устойчивая человеческая группа, и в каждой семье складывается свой эмоционально-психологический климат. Она отметила, что воспитание детей – это укрепление духа духом, а иного воспитания просто нет, ни хорошего, ни плохого. Именно духовность, это невидимое, но совершенно реальное и определенное явление, вносит укрепляющий момент, который не позволяет человеку поступить дурно, хотя ему все дозволено. Только духовность, не подавляя воли ребенка, не заставляя его бороться с собой, подчинять себе – себя же, делает его дисциплинированным, добрым человеком, человеком долга.

Педагог-психолог Е.С. Биктимирова в начале занятия провела психологические игры, чтобы группа раскрепощенно чувствовала себя. Следующим самым важным этапом работы был разбор в подгруппах различных житейских ситуаций, где родителям предоставлялась возможность поделиться своим опытом воспитания, расширить психологические знания, а самой главной целью работы было помочь осознать свои ошибки в воспитании и помочь наладить более комфортные для детей и родителей отношения в семье.    В заключение работы с родителями был проведен небольшой тест «Я и мой ребенок», который дополнил их представление о себе как о родителях и дал возможность сделать определенные выводы относительно проблем воспитания.  А в конце секционного занятия  всем родителям  руководителями секции  были розданы красочные памятки с принципами отношения родителей с детьми, где самыми основными цитатами звучали следующие слова: «Согласие в доме – покой в семье» и «Любовь к родным и к тебе вернется любовью».

В секции «Формирование здорового образа жизни детей в семье» работали социальный работник МУЗ «Шумерлинский наркологический диспансер» О.А. Бусарева по вопросу «Профилактика вредных привычек», работник отдела по профилактике правонарушений Шумерлинского ГОВД Ю.С. Антонов – «О роли семьи в профилактике правонарушений».  Равнодушным не оставило и выступление педиатра Ходарской врачебной амбулатории П.А. Герасимовой  по теме «Семья и здоровье детей».

Работа секций закончилась принятием рекомендаций, памяток для родителей.

 



26 апреля 2006
00:00
Поделиться