11:14 Приоритетный национальный проект «Образование» - серьезный экзамен для органов управления образованием
Реализация приоритетного национального проекта «Образование» требует от школ высокого качества обучения, достаточных ресурсов образования. Значение этого документа шире денежного поощрения лучших школ и лучших учителей. Все делается не только для утверждения самоценности образования, но для общества, для конкретных детей и их родителей, ради которых работают учителя. Конкурсы, проведенные среди школ и учителей, позволяют выделить лидеров среди образовательных учреждений и педагогов, чья деятельность наиболее отвечает современным социальным запросам.
В системе образования Шумерлинского района в 2006-2007 учебном году 8 средних общеобразовательных школы, две из которых являются ресурсными центрами, 2 основные школы.
В школах Шумерлинского района численность педагогических работников в системе общего образования района 166 человек. Из них высшее образование имеют 88% учителей, работников со стажем работы до 5 лет - 6 %, со стажем работы более 20 лет - 47 %. Это внушительная, солидная сила, обладающая огромным потенциалом и способная реализовать любые инновации в системе образования, базисная составляющая образовательных ресурсов.
В педагогических коллективах школ повышается интенсивность инновационной деятельности. С целью развития инновационных технологий, потенциала педагогических работников проводятся «Лучший учитель года», «Лучший классный руководитель года», стимулируется активное участие педагогов в республиканских и российских конкурсах профессионального мастерства. Учителя придерживаются стратегии: процесс обучения - важнейший элемент, но главное не объект, а субъект - учащиеся. Одним из средств стимулирования роста профессионального мастерства является аттестация педагогических и руководящих кадров. Дать импульс творческой работе учителя — это тоже важная цель аттестации. Ежегодно аттестацию проходят 20-30% работников образования. 4% учителей имеют высшую, 54% учителей имеют первую квалификационную категорию.
В этом году всего 10 учителей представили материал на грант Президента России, Албутова Н.М. была удостоена этой премии, а три учителя завоевали гран Президента Чувашии, что не так плохо на первый раз.
Важнейшим составляющим образовательных ресурсов выступает компьютерная техника. Без информационно-компьютерных технологий современный образовательный процесс немыслим. На конец 2006 года все средние школы имеют по оборудованному компьютерному классу, а в Ходарской гимназии их 2. Раннее, с начальных классов, изучение информатики организовали почти все школы. В настоящее время на один компьютер приходится 13 учеников, все школы в 2006 году подключены к Интернету. Решается задача повышения компьютерной грамотности работников образования, с этой целью создан центр дистанционного обучения на базе Ходарской гимназии, обучаясь в котором учителя могут получить сертификат Чувашского института образования. Уже два года подряд действует правило: все учителя, желающие пройти аттестацию на 1 категорию, должны сдать зачет на умение пользоваться компьютером. В то же время мы понимаем, это только начало, первый этап, в дальнейшем информационные технологии станут неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса.
В этом учебном году организовано предпрофильное и профильное обучение во всех школах района. В форме сетевого взаимодействия на базе Ходарской гимназии занимаются десятиклассники по 3 профилям, а в остальных школах практикуется внутришкольное профилирование.
Одним из важных критериев оценки эффективности учебного процесса является единый государственный экзамен. Увеличивается количество выпускников, сдавших ЕГЭ на 80 и более баллов. Наглядным показателем качества образования являются результаты предметных олимпиад. У нас стало больше число участников районных, республиканских интеллектуальных соревнований.
Учащиеся района активно участвуют в российских очно-заочных интеллектуальных играх «Российский медвежонок», «Кенгуру», в республиканской игре «Чувашская ласточка», в турнире городов по литературе. Если в 2005/ 2006 учебном году в этих интеллектуальных играх участвовали единицы, то в этом году их около сотни, только в конкурсе «Русский медвежонок» приняли участие 250 учеников.
Ходарская гимназия в этом году добилась гранта Президента Чувашии в 200 тысяч рублей.
Школа не только муниципальное учреждение, она, по своей сути, прежде всего социальный институт — институт детства. Важно всегда помнить, что мы все — выпускники школы. Школа должна обладать абсолютным социальным статусом в обществе. Школы района стали создавать свои общественные организации: попечительские советы в лице потребителей образовательных услуг из числа родителей, представителей власти, бизнеса и заинтересованных лиц.
Возрастает ответственность органов управления образованием, это связано не только с динамикой проводимых реформ в сфере образования, но и со сложными социальными и экономическими процессами в стране. Администрация имеет муниципальный проект «Образование», в котором важное место уделено социальной поддержке работников образования. В прошлом учебном году удалось увеличить плату за классное руководство. Стало традицией ежегодное поощрение лучших работников образования и лучшие образовательные учреждения денежными премиями, ценными подарками. Только в этом году были награждены три школы, добившиеся значительных результатов в постановке учебно-воспитательного процесса. 6 лучшим учителям вручены гранты главы Шумерлинского района. За последние годы в систему районного образования вложены значительные финансовые и материально-технические ресурсы.
Национальный проект «Образование» предполагает государственную поддержку инициативной, способной, талантливой молодежи в виде грантов учащимся и стипендий. В районе установлено 20 стипендий главы Шумерлинского района учащимся, имеющим выдающиеся показатели в учебе, победителям олимпиад и конкурсов.
Проделана значительная работа по подготовке учебных заведений к новому учебному году. Проведен текущий и косметический ремонт зданий, кабинетов, спортзалов, пищеблоков и т. д. на сумму более 540000 руб. Проведен частичный ремонт кровли в МОУ «Алгашинская СОШ», «Ходарская гимназия им. И.Н. Ульянова», МОУ «Юманайская СОШ» и МОУ «Краснооктябрьская СОШ».
Для укрепления материально-технической базы образовательных учреждений приобретено оборудования и мебели на сумму 108900 руб.
Для обеспечения безопасности на противопожарные мероприятия выделено 209000 руб. В этом году поступило спортоборудования на сумму 256590 руб., методической литературы на сумму более 36000 рублей. В 2006 году завершена газификация котельных школ района.
Одним из направлений национального проекта «Образование» является повышение качества воспитательной работы с учащимися. Именно поэтому стимулируется работа классных руководителей в школе, как главного воспитателя детского коллектива. Общий объем средств на выплату ежемесячного вознаграждения за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам муниципальных учреждений района составило за год 1237700 рублей. В то же время повышается требовательность к классным руководителям за выполнение ими функциональных обязанностей.