Шумерлинский муниципальный округ

Память преподобного Григория Печерского

21 января память преподобного Григория Печерского, чудотворца. Когда Бог показал Свое величие во святых своих Антонии (основатель Киево-Печерской Лавры) и Феодосии (первый игумен ее, установивший в ней общежительное иноческое житие и обустроивший ее), в то же самое время Он избрал и преподобного Григория, которого призвал в св. Лавру. Блаженный был пострижен прп. Феодосием и утверждался в нестяжательности, чистоте, смирении, послушании и др. добродетелях, но более отличался любовью к чтению благочестивых книг и упражнением в молитве.

По совершении многих подвигов он сподобился дара чудотворений и прежде всего получил от Бога власть над бесами; они, завидя святого, восклицали: “О, Григорий! ты выгонишь нас своею молитвою”. Побежденный враг стал, однако, злоумышлять, желая положить преграду добродетелям подвижника. Он не раз допускал злых людей обокрасть святого. Но не бывало, чтобы те не были обнаружены, посрамлены и обращены, по молитвам старца, к раскаянию.

Так, однажды к Григорию явились трое просителей, которые приняли вид нуждающихся в помощи, желая испытать преподобного. Двое из них просили дать что-нибудь третьему, что бы он мог внести за себя выкуп и избавиться от смерти. Блаженный же, провидя, что это выдумка окажется истиной, от горя прослезился и предупредил: «Горе этому человеку, потому что пришел день его погибели!» Просящие не отступились, желая что-нибудь выманить и поделить между собою. Тогда Григорий поинтересовался, какою смертью должен умереть их приятель, и подтвердил, что его повесят на дереве, и случится это завтра. Потом сошел в пещеру, куда скрывался от мирской суеты и где молился обыкновенно, вынес оставшиеся у него книги (был уже случай, когда люди, обокравшие его, были избавлены от наказания, т. к. Григорий подарил правителю города несколько своих книг и таким образом освободил воров) и отдал их пришедшим. Они, взяв, посмеялись и, заметив по пути, что можно еще поживиться в плодовом саду старца, решили это сделать ночью же. Когда

Григорий молился в своей пещере, они загородили дверь снаружи, один из них, о котором было сказано как об осужденном на повешение, влез на дерево и стал, тряси яблоню. Сук, за который он держался, обломился, и он упал, а сторожившие его двое других воров убежали. Упавший повис на другом суку и притом так, что скоро задохся, и некому было его освободить. Григорий, будучи запертым, не мог быть с братией в церкви за утреней, потому они после службы направились навестить его и тут увидели не дереве мертвого человека. Тотчас нашли и Григория, который, выйдя из пещеры, повелел снять висевшего. Попом, заметив его соучастников, сказал им: “Смотрите, как ваша гнусная ложь стала правдой, ибо Бог поруган не бывает. Если бы вы меня не заперли, то я пришел бы и помог ему, но так как враг научил вас хранить суетных и ложных, то поэтому вы Милосердного оставили”. Дерзкие насмешники, видя, как  слова блаженного сбылись, пали к его ногам, умолял о прощении. С этого времени они ели хлеб свой, трудясь в поте лица, и питали трудами рук своих и других людей (Григорий присуждал обыкновенно раскаявшихся воров к ра6оте в Печерском монастыре).

Преподобный, не утаив в очередной раз правды Божией, претерпел мученическую кончину. Однажды в монастырский сосуд попало нечистое животное, и старец для очищения оскверненного сошел к Днепру почерпнуть воды. В это время туда же приехал князь Ростислав Всеволодович, чтобы помолиться в монастыре и принять благословление  на брань против половцев, куда он отправлялся с братом своим Владимиром Мономахом. Слуги Ростислава, подущаемые древним врагом, стали смеяться над старцем и досаждать ему неприличными речами. Он же, предвидя своим пророческим духом, что им угрожает смерть, наставлял их молиться и каяться в грехах своих, чтобы иметь им некоторую отраду в страшный день последнего Суда, и предсказал, что они утонут вместе с князем. Ростислав приняв слова преподобного за угрозу, с гневом, забыв страх Божий, тотчас же повелел связать старцу руки и ноги, надеть на шею камень и бросить в воду. Братия два дня искали его, на третий день желая взять кое-какие вещи, оставшиеся после святого, неожиданно нашли его в келье мертвым, как он и был утоплен. Лицо его светилось, все тело было как бы живое. Подивились братия, т.к. келья стояла заперта и, воздав хвалу Богу, с почестями положили мощи святого в пещере, где они пребывают нетленными.

Ростислав же, вопреки своему обещанию, не захотел даже войти в монастырь за благословением. Только Владимир Мономах испросил в монастыре себе молитв и благословения. Когда русские князья были у Триполя и перешли р. Стугну, то направили полки свои на половцев, но не устояли и побежали; кн. Владимир благополучно переправился через Стугну, а Ростислав со своими воинами потонул; и так исполнилось пророчество святого; в какую меру мерил злой убийца, возмерилось и ему. Незлобивый же Григорий чудотворец обрел источник жизни и, вкушая из потока вечной сладости при водах, которые превыше небес, хвалит имя Господа.

 



21 января 2007
00:00
Поделиться