Шумерлинский муниципальный округ

Школа на пути внедрения личностно-ориентированного воспитания

В Егоркинской средней школе Шумерлинского района идет подготовка к публичному отчету, посвященному 10-летию Президентской программы «Новая школа». История школы неразрывно связана с реализацией этой программы. В 1998 году  был заложен первый камень в фундамент здания  этой школы. В 2003 году учащиеся  получили  самый главный за всю историю школы подарок – новое здание стоимостью 13 миллионов рублей. В школе имеется компьютерный класс с выходом в Интернет. Столовая на 60 посадочных мест. Классные помещения оснащены современной мебелью, имеется необходимое видео-, аудио- телеаппаратура для проведения современных уроков. Но школа - это не только и просторные классы, светлые коридоры. Это - прежде всего люди: ученики и учителя, это традиции и дух оптимизма.     

В Послании Президента Чувашской Республики Федорова Н.В. Государственному Совету Чувашской Республики неоднократно подчеркивается о необходимости воспитания успешной конкурентоспособной личности. Поэтому в своей работе коллектив опирается на совокупность идей, принципов, взглядов, составляющих личностно-ориентированную концепцию обучения и воспитания.

Цель воспитательной системы – поэтапное создание в школе  условий для развития личности ребенка. Это значит - создание условий для решения  каждой личностью четырех задач на каждом возрастном этапе в своей жизни: самопознание, самоопределение, самореализация, саморегуляция. Основой воспитательной системы является коллективные – творческие дела, обеспечивающие каждому воспитаннику точку приложения своих знаний, умений и навыков.

Егоркинская школа  обычная сельская общеобразовательная. Школа на селе – не просто образовательное учреждение, она - мощный фактор развития самой деревенской жизни. Школа имеет свое лицо, свои подходы к воспитанию и обучению. В 2004 году Егоркинская средняя школа стала победителем в республиканском конкурсе «Школа года» в номинации «Школа радости». Поистине кропотливый труд всего коллектива учителей, учащихся был достойно оценен.

Большое внимание в школе уделяется сохранению и развитию чувашских национальных традиций, изучению истории окрестных деревень, истории семьи. Традицией стали в школе игра-конкурс «Ростки возрождения», фестиваль чувашских национальных праздников, конкурс альбомов, рефератов «Моя родословная». Ребята изучают мифы и легенды, связанные с происхождением фамилий, редких имен, народные ремесла, истории происхождений существующих на территории сельского поселения фольклорных ансамблей. Все это повышает интерес к истории, культуре «малой Родины», способствует воспитанию уважительного отношения к старшему поколению.

Есть и результаты: в 2002 году школа заняла 2 место в республиканском конкурсе «Путеводитель по «малой Родине», в 2004 году школа была награждена Почетной грамотой Чувашского национального конгресса, заняла 2 место в республиканском конкурсе «Ростки возрождения», в номинации «Визитка-представление».

В орбиту педагогического процесса включены различные слои населения, проводятся общесельские праздники.

Дети с интересом участвуют в работе клуба выходного дня при СДК. Школа тесно взаимодействует с администрацией сельского поселения, ДЮСШ, музыкальной школой. В период с 5июня по 25 августа при школе ежегодно действует оздоровительный лагерь. Фондом социального страхования на организацию пришкольного оздоровительного лагеря для малообеспеченных учащихся выделяются средства.

На основании Соглашения по организации временных рабочих мест для трудоустройства несовершеннолетних граждан в период летних  каникул между Государственным учреждением «Центра занятости населения» г. Шумерля и Шумерлинского района» и отдела образования и молодежной политики администрации Шумерлинского района  выделяются рабочие места.

При школе создается подростковая трудовая бригада. Ребята  работают на пришкольных участках, на полях соседних сельхозпредприятий, принимают участие в республиканском конкурсе подростковых трудовых бригад, объявленном республиканской молодежной биржей труда и госучреждением «Центр занятости населения». Результаты радуют и детей и учителей.

2002 год – 2 место в республиканском конкурсе «Подростковые трудовые бригады».

2003  год - подростковая трудовая бригада «Шкид» - победитель конкурса на звание «Лучшая подростковая трудовая бригада». Награждена Почетной грамотой Департамента федеральной государственной службы занятости населения по Чувашской Республике.

Первое условие для хорошей работы и учебы - хорошее здоровье. В школе постоянно заботятся о пребывании детей на свежем воздухе, их питании, гигиене и физических упражнениях. В школе проводится  системная работа по формированию у детей сознательного отношения к укреплению своего здоровья. Учащиеся  начальных классов занимаются по Программе ХОУП «Полезные привычки», в средних классах – «Полезные навыки», старшеклассники – «Полезный выбор». Эти программы направлены на формирование у учащихся положительного образа «Я», навыков эффективного общения и принятия рациональных решений в ситуациях, связанных с риском употребления наркотиков и других психоактивных веществ. 65% учащихся школы в прошлом году занимались в различных спортивных секциях. Ежемесячно проводятся Дни Здоровья. Поэтому  многие выпускники школы и в последующие годы не перестают заниматься физической культурой и спортом. В школе работают различные кружки: вязание, танцевальный, спортивный и т.д. Наибольшей популярностью среди ценителей прекрасного пользуется танцевальный кружок. Яркие, красочные, грациозные, то задорные, то плавные лирические танцы всегда находят дорогу к сердцу детей. Но особый интерес у детей  вызывают сюжетные танцы, где развертываются события, изображаются характеры. В 2003 году танцевальный коллектив стал лауреатом 4 республиканского фестиваля детского художественного творчества.

Основная часть учащихся мотивирована на продолжение образования.

 

Год окончания

Количество выпускников

Поступили в ВУЗы и СУЗы

В %

2003

18

11

61

2004

18

11

61

2005

15

13

80

2006

9

7

77%

Анализируя результаты обучения и воспитания, можно сделать  вывод: у школы есть неплохие результаты.

Необходимым качеством гуманной, ориентированной на ребенка школы является ученическое самоуправление. Смысл ученического самоуправления в современной школе заключается не в управлении одних детей другими, а в обучении всех детей основам демократических отношений в обществе, в обучении их управлять собой, своей жизнью. В школе с 1995 года существует детская организация ШКИД. Совет Шкидовцев представляет собой одно из звеньев детского самоуправления. У организации своя структура, Устав, свои законы и т.д.

В конкурсе «Школа года» жюри, оценивая  деятельность школы, высоко оценило детское самоуправление. Силами учащихся была организована экскурсия по школе. Дети смело отвечали на интересующие комиссию вопросы, рассказывали о направлениях деятельности школы. Ответы учащихся были аргументированы. Решения таких вопросов, как премирование ученика, распределение средств, заработанных учащимися и т.д. самоуправление принимает взвешенное решение.

Учителя постоянно повышают свое методическое мастерство. Это видно по их использованию на уроках дидактического материала, как при объяснении нового материала, так и при его закреплении,  применении дифференцированного подхода к учащимся, проведении в старших классов уроков – лекции, практикумов, семинарских занятий, нетрадиционных уроков. Все более заметную роль в учебном процессе играет интегрирование. Например, учитель родного языка и литературы Албутова Надежда Михайловна при рассмотрении произведений какого-либо поэта учит детей исполнению песен, сложенных на стихи этого поэта. Проведение интегрированных уроков практикуют Алмазова Л.А. по биологии, химии, валеологии, Федорова И.А. и Улисова А.Г. в начальных классах. Значительному повышению интереса детей к учению способствуют нетрадиционные формы проведения уроков: уроки – сказки, уроки-конкурсы, уроки-конференции. Только и только творчество считают обязательным элементом педагогической культуры сегодня в школе большинство учителей. Закономерно то, что Албутова Н.М. стала обладателем гранта Президента Российской Федерации.

С 2004 года учащиеся начальных классов приступили к изучению иностранного языка. А в 2005 учебном году учащиеся 3 класса начали изучать элементы компьютерной грамотности. Старшеклассники изучают на факультативных занятиях экологию, психологию. И в 6 классе есть нововведение – предмет «Основы правовых знаний». В настоящее время в школе введено предпрофильное обучение. Учащиеся 9 класса проходят курсы «Азбука журналистики», «Web- сайты», «Формирование здорового образа жизни», «Спортивный стиль жизни», «Профиориентирование». В будущем Егоркинская средняя школа видит себя в составе Ходарского территориального школьного объединения, в которое будут входить образовательные учреждения близлежащих сельских поселений Шумерлинского района. Это территориальное объединение создается с целью ориентации детей на профессию, развитие профессионального самоопределения. В 2007 году Егоркинская средняя школа заявила о своем участии в конкурсе инновационных школ на грант Президента России.

 

 



26 января 2007
00:00
Поделиться