Подводим итоги реализации Послания Президента Чувашской Республики Н. В. Фёдорова "Дорожить временем, служить людям"
Прошёл год реализации Послания Президента Чувашской Республики «Дорожить временем, служить людям», также 2007 был объявлен Годом ребёнка. В МОУ «Краснооктябрьская СОШ» Шумерлинского района подводят итоги, потому что девиз года был так социально значим, актуален буквально для каждого жителя республики. В школе было предусмотрено много хорошего и сделано много, потому что созданы все условия для успешной воспитательной работы: имеется оборудованная спортивная площадка, спортивный зал, оборудование для спортивного зала, богатая библиотека, которая постоянно пополняется, игровая комната для учеников начального звена и дошкольников, кабинет для дополнительного образования, оборудованные мастерские и кабинеты, компьютерный класс, имеется место для проведения внешкольных мероприятий. В своём послании Президент в первую очередь говорит и сохранении здоровья нации, а значит, и учащихся. Но, говоря о здоровом образе жизни, он подчёркивает: «Здоровьесберегающие технологии»- это не только горячие обеды, спортзалы, бассейны и школьные автобусы, но и улыбка учителя, доброжелательная обстановка на всех уроках, по всем предметам». В школе уже много лет уделяется большое внимание на это, налажена система. Проводятся как теоретические, так и практические занятия с детьми. В этом учебном году учителя говорили на такие темы, как «Витамины в твоей жизни», «Компьютер и здоровье», «Как беречь глаза», «Курить- здоровью вредить», «О хороших и дурных привычках», «Наркомания и здоровье», «Здоровье – богатство на все времена», «Быть здоровым – тоже наука». Классные часы являются неотъемлемой частью воспитательного процесса. Ребята с удовольствием позанимались по таким темам: «В стране Болючке» или «В гостях у Неболейки», «Как не научиться курить, пить, нюхать?», «Известные спортсмены Чувашии. Путь к успеху», «Зелёный змий» - миф и реальность», «Курение в общественных местах. Так ли это безобидно и безнаказанно? Изучение закона», «Наше здоровье в наших руках», «Подари себе жизнь», «Режим всем необходим». Вошли в традицию общешкольные мероприятия, на них ребята могут реализовать свои способности, знания, кроме этого, воспитывается навык публичного выступления. Успешно прошёл общешкольный праздник «О здоровье с улыбкой» с участием всех классов. На празднике «Эколикбез» ребята обсуждали вопрос, что мы едим и пьём, то есть говорили о здоровом, рациональном, сбалансированном питании. Никто не остался равнодушным на спортивном празднике «Класс + классный – суперкласс», ведь на нём выступали вместе с классом и классные руководители. Учащиеся активно участвовали на районном конкурсе плакатов «Мы против наркотиков». По утрам дети делают физзарядку, а после уроков ходят на спортивные секции от ДЮСШ.
Для проведения таких занятий нужен грамотный, умелый классный руководитель. Поэтому несколько человек участвовало в республиканском конкурсе «Методическая ярмарка» на тему здорового образа жизни, а Прокопьева Е.Г. в Чувашском государственном педагогическом университете защищала творческую работу на конкурсе по толерантности.
Для сохранения здоровья учащихся немаловажное значение имеет питание. В школе все охвачены горячим питанием. Для удешевления которого все выращенные детьми на пришкольном участке овощи идут в школьную столовую. Проводятся витаминные дни.
Особо хочется отметить Президентская программу «Новая школа». Чувствуется, что его волнует состояние материальной базы школ, так как это влияет на то, каких детей мы выпустим. В век высоких технологий, всеобщей компьютеризации страна нуждается в грамотных, образованных специалистах, поэтому перед школой и стоят важные задачи формирования познавательного потенциала личности: это развитие интереса к чтению и учению, расширение кругозора, активизация интересов учащихся. Из школы должна выйти конкурентоспособная личность, способная жить и работать в 21 веке. Задача воспитателя – помочь сделать правильный выбор профессии.
Было предусмотрено много различных образовательных мероприятий, развивающих интеллектуальные задатки детей. В первую очередь каждый предметник работает с одарёнными детьми по разным направлениям: одни развивают творческие способности, другие интеллектуальные, третьи – физические.
Ежегодно учащиеся школы участвуют на предметных олимпиадах. В этом учебном году уже есть некоторые успехи. Так ученик 10 класса Воробьёв Илларион стал победителем олимпиады по русскому языку, занял 2 место по биологии и 3 место по экологии. Есть призёры по ОПЗ, физкультуре, по русскому языку, экономике. 7 учащихся школы приняли участие в республиканской дистанционной олимпиаде по русскому языку и математике. 30 учащихся участвовало во Всероссийской олимпиаде по русскому языку «Русский медвежонок». Впереди ещё олимпиады.
Школа участвовала в различных творческих конкурсах: в республиканском конкурсе сочинений о русском языке ученица 11 класса Семёнова А. заняла 1 место в районе в своей возрастной категории. Ученики всех классов выполняли творческие работы о мамах. Лучшие работы были отправлены на республиканский конкурс в ЧРИО. Ученики 4 класса Степанов Антон и Ахметзянов Серафим, ученик 7 класса Ясков Александр участвовали на республиканском конкурсе «Человек и космос». Они отправили свои работы в с. Шоршелы. С учащимися постоянно ведутся беседы о значении образования, о правильном выборе профессии. В школе работают кружки по интересам «Фантазия», «Краеведение», «Танцы народов мира». Но Президент Чувашской Республики в Послании предупреждает: «Предмет, который ведёт учитель, - не цель, а инструмент для воспитания не специалиста, а личности, подготовки ребёнка ко взрослой жизни. А цель любого учителя, в том числе предметника, - не подготовка великого, но несчастного математика или историка, а гармонично развитого и умеющего стать счастливым человека и гражданина». Мы солидарны с Президентом, поэтому считаем, что именно школа должна воспитывать у детей активную жизненную позицию. Детская организация «Бригантина» участвовала во Всероссийском конкурсе социальных проектов «Наш город», целью которого является решение проблем сельских районов, деревень, повышение качества окружающей среды и т.д.
Учащиеся школы очень активно участвовали в «Осенней акции Добра» по посадке деревьев и уходу за ними. Ребята сделали уход за саженцами на площади
В своём Послании «Думать по-новому, работать творчески» Н.В.Фёдоров говорит о почитании национальных традиций, стимулировании творческой активности личности. В ноябре 10 учащихся школы участвовали во II Межрегиональной выставке-конкурсе современной рукотворной игрушки, которая состоялась в г. Чебоксары. Все 10 участников получили Дипломы Министерства экономического развития и торговли чувашской Республики!
2007 год объявлен Годом книги. «Здоровых телесно и духовно надо воспитывать ежедневно и ежечасно», - читаем в Послании. Каждый час пребывания в школе должен принести ребёнку знания, он должен становиться более духовным, более нравственным и, самое главное, научиться жить в гармонии с самим собой и окружающим миром. Основным помощником в этом нелёгком процессе становления ребёнка является книга. Книга с любимой сказкой, книга – учебник, книга – справочник. Министерство образования и молодёжной политики сделало школам, в том числе и нам, огромный подарок. Школьная библиотека пополнилась большим количеством новых книг. Это ярко иллюстрированные детские книжки, справочники, словари, методические пособия для преподавателей, учебные пособия по модульному обучению, а также огромное количество книг с произведениями, изучаемыми на уроках литературы, которых так не хватало.
В школе проведено несколько интересных мероприятий: заочная встреча с поэтом-инвалидом Людмилой Андреевой (Фёдорова Т.Т.), «Поэты Присурья» ( Прокопьева Е.Г), праздник «Книгочей – 2007» (совместно с родителями) ( Кузнецова Н.А.), мониторинги чтения в 5-6 классах (Прокопьева Е.Г и Фёдорова Т.Т.). Сейчас дети активно работают для участия в конкурсе «Дети и книга».
Перед педагогическим коллективом стоит задача: воспитывать такие моральные качества, как доброта, милосердие, патриотизм, трудолюбие, честность, толерантность, целеустремлённость, настойчивость, уверенность в себе, почтительное отношение к старшим; развивать индивидуальные качества через различные формы внеклассной и внеурочной деятельности.
Классные часы занимают одно из ведущих мест в воспитании учащихся. На них классные руководители говорят на самые различные темы. Постепенно идёт переход от традиционных словесных методов проведении я занятий к нетрадиционным, более интересным. Тематика самая разнообразная:
- о честности и порядочности;
- о правах и обязанностях;
-о посадке деревьев;
-о матерях;
-о правах и обязанностях граждан России; государственной символике;
-о патриотизме;
-об увлечениях детей;
- о Годе ребёнка;
- о толерантности;
-о людях, добившихся в жизни больших успехов.
Кроме этого, рассматриваются вопросы культуры поведения учащихся в общественных местах; правила дорожного движения; правила поведения и меры безопасности на воде в весеннее и осеннее время, то есть вопросы безопасности жизнедеятельности учащихся.
Налаживается спортивно-массовая работа. Функционирует спортивная секция, руководимая учителем физкультуры Орловым В.М. На спортивных соревнованиях на призы В.Д. Прохорова команда заняла 3 место по баскетболу.
Большая работа проводится по профилактике правонарушений и по правовому воспитанию и просвещению учащихся. На учёте состоит 3 ученика: Тимофеев Николай (9класс), Захаров Михаил (10 класс) и Воробьёв Андрей (7 класс). С детьми «группы риска» и трудными семьями ведётся целенаправленная работа. На детей заведены дневники наблюдений. Здесь отражается вся работа с подростками. Классные руководители посещают родителей учеников, говорят об успеваемости, прилежании, приглашают родителей в школу. Совместно с общественным инспектором проводят с ними беседы. К «трудным детям» закреплены общественные воспитатели (приказ по МОУ от 10 сентября 2007): к Тимофееву Н. – Орлова Л.И., Захарову М. – Филиппова Е.П., Воробьёву А. – Яковлева В.К. Общественным инспектором по правам ребёнка (Фёдоровой Т.Т.) один раз в месяц проводятся беседы с детьми, склонными к правонарушениям, на них заведены индивидуальные карточки (банк данных). 18 сентября проведена встреча с представителями детской комнаты милиции. Во время каникул учителя-предметники и классные руководители посетили «трудные» семьи. С 1 октября в школе проводится мониторинг посещения учащимися занятий. Это подтягивает их. 9 ноября состоялось заседание педагогического совета школы. Основным был вопрос о профилактике правонарушений учащихся. Заместитель директора по воспитательной работе Федорова Т.Т. ознакомила классных руководителей с Программой «Организация работы классного руководителя с неблагополучными семьями». Дано задание всем написать программу для своих классов. Всех учащихся школы охватили детским движением. Трудные дети посещают спортивную секцию. Все эти мероприятия помогают держать на контроле учащихся, склонных к правонарушениям. За последние 2 года количество детей «группы риска» снизилось от 5 до 3. Каких-либо серьёзных правонарушений в школе не совершено. Вопрос с Тимофеевым решён. Он начал посещать школу. В школе имеется тетрадь регистрации индивидуальной работы с детьми «группы риска». Случаев исключения из школы не имеется.
Обобщая вышеизложенное, можно сказать, что совместная деятельность учителей, учащихся и родителей позволила разработать своеобразную модель воспитательной системы школы, которая помогает более целенаправленно и обоснованно строить воспитательную работу, сосредоточить усилия на решении наиболее важных педагогических проблем, поставленных обществом.
Классные руководители идут в ногу со временем. Они берут на вооружение всё самое новое, что появляется в педагогической науке: дневники классного руководителя, тестирование, мониторинг, составляют различные проекты по воспитанию «трудных детей». Учителя Кузнецова Н.А., Афанасьева О.В., Филиппова Е.П.участвуют в районном конкурсе классных руководителей «Самый классный классный».
2007 год не прошёл бесследно в сознании учащихся, большинство задумалось не только о хлебе насущном, но и ещё о чем-то более важном в своей жизни – о душе, о её развитии. О красоте вокруг и внутри себя, о доброте и необходимости нести радость каждый день тем, кого любишь, тем, кто рядом с тобой, да и просто незнакомым людям. Нужно спешить делать добро, не откладывая ни на секунду помощь, созидание, служение обществу и ближнему своему.