Шумерлинский муниципальный округ

Формирование толерантного сознания учащихся в МОУ «Шумерлинская СОШ»

Одной  из  инновационных  форм  воспитательной  работы в МОУ «Шумерлинская СОШ»  является  воспитание толерантного сознания    подрастающего  поколения.  С  целью  организации  целенаправленной  работы  по  формированию  установок толерантного  сознания  учащихся, по приказу  отдела  образования  с  октября  2003  года коллектив  школы  ведет работу по формированию  установок толерантного  сознания   в  МОУ «Шумерлинская СОШ».

В  план  работы  школы  были  включены  следующие  основные  направления:

- раздел « Личность»,  в который включены мероприятия, позволяющие воспитывать молодежь в духе миролюбия, веротерпимости и понимания, мероприятия, формирующие нормы социального поведения. Например: «Кто мои друзья?», «Знаю ли я себя?», «Моя роль  как личность в обществе», «Тренинг толерантности с учащимися»  в  форме  диспутов, круглых столов и диалогов.

-раздел «Семья» - в этом разделе рассматриваются вопросы роли семьи в воспитании у подрастающего поколения доброжелательности, без конфликтности, толерантности и профилактики социальной напряженности в республике, стране. Например: на родительское собрание был вынесен вопрос «Толерантное общение в семье и школе», организован конкурс рефератов «Дети, семья и  толерантность», проводились внеклассные мероприятия «Девичьи посиделки», «Сыновья Отчизны», «Наши семейные традиции» и другие.

-раздел «Общество» - в этот раздел включены  мероприятия по пропаганде миролюбия, повышения устойчивости к этническим, религиозным и политическим конфликтам, профилактике экстремизма в республике и стране.

В  течение  этого  времени  коллектив школы начал  внедрять механизмы  формирования  толерантного   сознания  и  поведения.  В  начале  работы  над  этой  проблемой  педагогами  школы  была  изучена  теоретическая  база.  На  семинарах  классных  руководителей  и  учителями  предметниками  были  рассмотрены  понятия  толерантность,  пути  развития  интолерантной  и  толерантной  личности. 

 В этом учебном году педагогами школы  начального  и среднего звена были разработаны  программы по формированию толерантного сознания учащихся в рамках республиканского конкурса    воспитательных проектов и программ на тему «Формирование толерантных установок в образовательных учреждениях»:

- «Программа по формированию толерантных установок в среднем звене образовательных  учреждений»  (автор -  классный руководитель 7 класса, учитель географии   Наумова Тамара Николаевна), целью которой является  является формирование и внедрение социальных норм толерантности, формирование у детей навыков толерантных отношений;

-  проект «Толерантное воспитание детей в семье» ( автор -учитель начальных классов Гущина Н.С),  цель которого - формирование культуры семейного воспитания толерантной личности нерасположенной к проявлениям экстремизма и ксенофобии;

-  проект «Формирование толерантных установок родителей учащихся МОУ «Шумерлинская  СОШ» (автор  классный руководитель 6 класса, учитель истории Архипова Л.Р.)

Все мы знаем, что основные  нравственные качества в ребенке закладываются в семье. И очень важно, какая атмосфера царит дома, каковы взаимоотношения между родителями, между  детьми и родителями, между старшим и  младшим поколениями, между братьями и сестрами. Все эти вопросы классные руководители поднимают на  классных часах.

 Чувашия многонациональная Республика. И в нашей школе учатся рядом дети разных народов чуваши, русские, украинцы, марийцы, татары, есть белорусы и немцы. Не было еще ни одного случая конфликта в школе и деревне  на почве межнациональных отношений. Дети в школе воспитаны так, что принимают в коллектив любого приезжего ученика доброжелательно и  с пониманием. В нашу  школу  ежегодно весной и осенью прибывают ученики северян, приезжающих в отпуск. И эти ученики не чувствуют себя чужими, их сразу вовлекают в коллективно-творческие дела школы, членами которого являются  активисты 8-11 классов, а руководит советом КТД заместитель директора по воспитательной работе Деркач Л. Ф. На уроках истории, права, КРК, литературы, обществознания рассматриваются вопросы этнической истории, языка, культуры, толерантности, традиций и обрядов народов проживающих в республике и стране.

Совместно с СДК, сельской библиотекой проводим  вечера встречи с работниками искусств и   культуры  разных наций. Все это помогает учащимся лучше разбираться в целом комплексе понятий, относящихся к современной этнической проблематике.

По формированию толерантного сознания учащихся классные руководители проводят различные мероприятия.   В начальных классах проведены беседы о дружбе, о взаимовыручке, о правилах поведения в школе и вне урока. Классные руководители среднего звена Николаева А.В.,  Архипова Л. Р., Наумова Т.Н.  проводят различные формы вне классных мероприятий: круглый стол «Я и мои друзья», беседа «Инвалиды. Как к ним относиться?», кл.часы «Свобода в вероисповедания»,  «Экскурсия в г. Этикетск», «Как работать над собой», тестирование «Что такое толерантность?»   В старших классах классные руководители Краснова Л. Г. ,Паксеева Р.М , Наумова Т.Н. обращают внимание на  вопросы общения подростков, межличностные отношения, уделяют внимание вопросам межнационального и межрелигиозного конфликта. Проводились психологический тренинг «Общение», тест «Оценка собственного поведения в конфликтных ситуациях», беседа «Посмотри на себя со стороны», дискуссия «Можно ли быть свободным без ответственности», тест «Умеете ли вы контролировать себя», тренинг «Мы – разные», беседа «Самоанализ и оценка со стороны» и др.

На своих уроках и классных часах педагоги рассказывают учащимся  о том, что бы понять, какую личность мы называем толерантной, нужно знать,  что такое толерантность.

Определение  толерантности с латинского означает терпимость, но нам  ближе такое определение: « Я тебя понимаю, я тебя воспринимаю таким, каков ты есть». Хотя в современной психологической литературе существует множество определений этого понятия. Вот некоторые из них. Толерантность – это сотрудничество, дух партнерства, терпимость к чужим мнениям, расположенность к другим людям, снисходительность, чувство юмора, чуткость, доверие, альтруизм, умение владеть собой, умение не осуждать других, умение слушать собеседника, любознательность, способность к сопереживанию, гуманизм и другие. Где же можно  увидеть  и развить эти качества у подростка? Ну, конечно, это различные вечера, КВН, спортивные соревнования и другие внеклассные мероприятия. Толерантный человек предпочитает жить в свободном, демократическом обществе. Путь его развития – это  путь свободного, хорошо знающего себя человека,  с положительным отношением к     окружающим  и  доброжелательным отношением к миру. И  мы  педагоги должны помочь нашим учащимся воспитать и развивать в себе черты толерантной личности.

 



06 августа 2008
00:00
Поделиться