Шумерлинский муниципальный округ

Информатизация является необходимым компонентом и условием модернизации образования, обновления содержания и форм учебной деятельности, всего уклада школы

Информатизация является необходимым компонентом и условием модернизации образования, обновления содержания и форм учебной деятельности, всего уклада школы

Информатизация является необходимым компонентом и условием модернизации образования, обновления содержания и форм учебной деятельности, всего уклада школы, управления образованием. Анализ процесса информатизации образовательного процесса образовательных учреждений Шумерлинского района показывает, что педагогические коллективы стремятся решить задачи обучения школьников телекоммуникационным навыкам. На 25 декабря 2008 года на один компьютер приходится 9 учеников (2007 год 11, 2006 год- 13). Всего в образовательных учреждениях 125 компьютеров. Каждая школа имеет интерактивную доску.

В рамках приоритетного национального проекта «Образование» в 2008 году по проекту «Обеспечение лицензионной поддержки стандартного (базового) пакета программного обеспечения для использования в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации в 2007-2009 годах» во все образовательные учреждения поступил сборник лицензионных соглашений и ключи активации программных продуктов «Первая ПОмощь 1.0». В соответствии с правилами установки пакета «Первая Помощь 1.0» во всех образовательных учреждениях установлены с дистрибутивов лицензионные ПО. По индивидуальным заявкам школ с сайта http://shkola.edu.ru продолжают поступать ключи для обновления программ.

В районе каждое образовательное учреждение разработало программу информатизации школы. В ходе реализации программы МОУ «Шумерлинская СОШ» работает по следующим направлениям:

1) информирование: учитель должен знать, какие образовательные ресурсы существуют, для решения тех или иных задач, какие преимущества имеют ЦОРы (цифровые образовательные ресурсы).

2) обучение: использование ЦОРов требует от педагога наличие ИКТ-компетентности (способности осознанного выбора определенного технологического средства для решения профессиональной проблемы).

3) организация:  любой ресурс становится таковым, только когда он востребован; необходимо, чтобы учителя с одной стороны,  имели все необходимые условия для использования ЦОРов в собственной практике, а с другой  - чтобы они видели и разделяли новые цели и задачи, которые требуют применения именно этих технологий и ресурсов.

Программа в школе реализуется в три этапа:

1 этап - 2007-2008 г.г.

2 этап  - 2008-2009 г.г.

3 этап- 2009-2010 г.г.

Данная программа участвовала в республиканском конкурсе Грантов в номинации «Программа информатизации образовательного учреждения».

После первого этапа реализации программы уровень информатизации школы изменился в положительную сторону.

В МОУ «Туванская ООШ» ведется компьютерный мониторинг качества знаний, обученности и посещаемости учащихся; успешность работы каждого педагога; выполнение учебных программ в течение учебного года.

В ходе реализации программы информатизации в МОУ «Юманайская СОШ»:

- закуплен второй мультимедийный проектор, экран, процессор, коммутатор, видеокарта и другие комплектующие детали для компьютерного класса, всего на сумму 32 250 (тридцать две тысячи двести пятьдесят) рублей;

- на стадии завершения создание локальной сети школы;

- в бюджете школы выделена сумма в размере 35 000 (тридцать пять тысяч) рублей для доприобретения недостающего оборудования в кабинет информатики и создание мультимедийного класса;

     - школа участвует в реализации как республиканских, так и российских программ по информатизации.

В МОУ «Алгашинская СОШ» программа реализуется поэтапно:

- с 2007 года принимают участие в реализации республиканской программы по информатизации;

- подключены к высокоскоростному Интернету через ADSL-модем и имеют электронную почту.

В МОУ «Ходарская гимназия» в ходе реализации программы выполнена курсовая подготовка в области ИКТ на базе ЭММЦ;

-активно проводятся уроки с использованием ИКТ;

- создан школьный сайт по Конструктору сайтов;

- создана локальная сеть (проводная);

- организована  работа медиатеки.

Все активнее педагоги школ принимают участие в республиканских конкурсах и фестивалях, Интернет -педсоветах.  Кафедра русского языка и литературы Чувашского республиканского института образования провела Интернет-педсовет «Современные программы и учебно-методические комплекты по русскому языку и литературе: опыт внедрения, поиск, перспективы», в котором активное участие приняли педагогические коллективы МОУ «Торханская ООШ», МОУ «Егоркинская СОШ». Во Всероссийском Интернет – педканаше учителей чувашского языка, литературы, культуры родного края, истории активными были учителя-предметники всех школ. Во время работы большого педсовета образовательные учреждения приняли участие в IX Всероссийском Интернет- педсовете, посвященном оценке качества и содержания образования «Учитель и его профессиональное самоопределение». В марте 2008 года - в прямой трансляции обсуждения ежегодного Послания Президента Чувашской Республики Фёдорова Н.В. Госсовету «Будущее строим сегодня», в апреле – в обсуждении проекта Стратегии развития образования Чувашской Республики до 2040 года. Участие в Интернет- педсоветах способствует выработке траектории профессионального саморазвития, позволяет осуществлять личностно ориентированную информационную поддержку в соответствии с уникальным педагогическим опытом учителя.

В целях активизации работы по внедрению новых информационных технологий в образовательный процесс прошел конкурс «Лучший урок с применением ИКТ». В конкурсе приняли участие 26 педагогов из МОУ «Егоркинская СОШ», МОУ «Торханская ООШ», МОУ «Юманайская СОШ», МОУ «Шумерлинская СОШ», МОУ «Алгашинская СОШ», МОУ «Туванская ООШ», МОУ «Ходарская гимназия». Коллектив МОУ «Шумерлинская СОШ» принял участие в конкурсе в полном составе. По итогам конкурса первое место заняли Мозякова Алевтина Георгиевна (МОУ «Егоркинская СОШ»), Албутова Надежда Михайловна (МОУ «Егоркинская СОШ»), Надеева Татьяна Валентиновна (МОУ «Торханская ООШ»), второе место - Филиппова Зоя Михайловна (МОУ «Ходарская гимназия»), Романова Ольга Андреевна (МОУ «Шумерлинская СОШ»), третье место - Петрова Лидия Фёдоровна (МОУ «Туванская ООШ»), Митина Лариса Витальевна (МОУ «Туванская ООШ»). Учитель физики Мидуков И.П. занял 2 место по району в конкурсе «Моя методическая копилка» в номинации «Медиапродукция».

Использование мультимедиа позволяет учащимся научиться переносить исследовательские навыки на реализацию творческих проектов. Проекты позволяют глубже понять, как применить полученные знания на практике, выработать такие необходимые в жизни качества, как инициативность, самостоятельность, собранность. Одним из таких проектов является сайт школы, который регулярно обновляется. Сайт МОУ «Шумерлинская СОШ» в последние месяцы, благодаря Сыбатову А. А., Архиповой Л.Р. обновляется ежедневно. На сайте имеется Гостевая и форум. Создан подсайт (сайт структурного подразделения п. Саланчик). Сайт школы участвовал в республиканском конкурсе  «Лучший сайт  образовательного учреждения» в рамках фестиваля компьютерного творчества, на Всероссийском конкурсе сайтов и получила Диплом участника Всероссийского конкурса.

Цифровая информационная среда помогает изменить практику распространения информации в школе, что в свою очередь, приводит к перераспределению ответственности за результаты учебной работы, дает учителю новый уровень свободы в принятии решений об изменении организации и методов обучения и принципиально меняет его работу. С одной стороны это привлекает учителя, а с другой – отталкивает, так как виртуальная среда все еще непонятна для взрослых. Использование технологии мультимедиа базируется на подходах, в основе которых лежат естественное любопытство и средства для удовлетворения этого любопытства. Мультимедиа не только обеспечивает множественные каналы подачи информации, но и создает условия, когда различные среды дополняют друг друга. Перед учениками открываются огромные возможности в творческом использовании каждой индивидуальной среды, обладающей своим языком. В образовательных учреждениях существует коммуникационное пространство и эффективно используется, которое естественным образом «втягивает» в себя вновь появляющиеся средства ИКТ. Новые  информационные технологии помогают найти естественный путь превращения школьников в активных участников учебного процесса. Однако сами по себе ИКТ не решают этой задачи. Главной находкой активного применения ИКТ в учебном процессе становится создание коллекции цифровых образовательных ресурсов. В МОУ «Юманайская СОШ» учителя активно используют цифровые образовательные технологии, а также разрабатывают свои авторские инновационные образовательные программы, проекты и разработки. Например: Ефатерова Л.Н. имеет авторскую программу «Культура родного края», рецензированную председателем союза чувашских краеведов В.П. Станьялом; Яковлева Л.П. – разработка «Конкурсы с применением ЦОР»; Урядникова С.Н. – разработка «Симметрия вокруг нас»; Ложкина Л.Ю.  – урок-экскурсия «Добро пожаловать в Чувашию» (на английском языке); Фёдорова Г.А. – Педагогические инновации (Пороки древесины); Петрова А.И. – Птицы Чувашской Республики. В МОУ «Туванская ООШ» имеются разработанные  в школе ЦОРы по физике и информатике (Мидуков И.П.), истории и обществознании (Кузьмин В.А.). База ЭММЦ пополнилась коллекцией из 55 дисков с ЦОРами по всем школьным предметам для IV четверти.

В целях популяризации системы дистанционных форм проведения состязаний, выявления одарённых учащихся проводятся дистанционные олимпиады и конкурсы. В дистанционной республиканской олимпиаде по математике участвовала Кудряшова Е.(9 класс) МОУ «Шумерлинская СОШ» и заняла 6 место. Учащиеся МОУ «Егоркинская СОШ» участвовали в дистанционных олимпиадах по математике, русскому языку, биологии, но, к сожалению,  во второй тур не прошли. В этом учебном году школьники МОУ «Алгашинская СОШ» впервые приняли участие в дистанционной олимпиаде по биологии, математике, русскому языку, но во второй тур не прошли. МОУ «Ходарская гимназия» - в олимпиаде по истории, математике, информатике, экономике. Учащиеся 5-11 классов МОУ «Шумерлинская СОШ» принимали участие в игре-конкурсе «Инфознайка-2008». Педагоги Мальков А. В. (МОУ «Алгашинская СОШ»), Пакулаева Е. В. (МОУ «Егоркинская СОШ»), Петрова И. И. (МОУ «Ходарская гимназия»), Никифорова В. Н. (МОУ «Юманайская СОШ») повысили свою квалификацию в дистанционной форме по курсу «Социальные сервисы WEB 2.0 в деятельности учителя - предметника». МОУ «Егоркинская СОШ» участвует в реализации проекта «Учимся с Intel. Путь к успеху».

В декабре прошла I Республиканская культурологическая олимпиада, в которой приняли участие учащиеся МОУ «Туванская ООШ», МОУ «Юманайская СОШ». Учащаяся Туванской школы Кузьмина Светлана (6 класс) набрала 30 баллов (руководитель Кузьмин В. А.). Обучающаяся Юманайской школы Тихонова Ольга (8 класс) набрала 26 баллов (руководитель Иванова И. К.).

Члены кружка «Юные космонавты» МОУ «Ходарская гимназия имени И.Н.Ульянова» под руководством Николаевой Н.В., учителя физики, участвовали в 1 туре Интернет -проекта по физике. Две команды «Юные физики» (ученики 8 класса) и «Пересекающие 37 параллель» (ученики 10 класса) МОУ «Краснооктябрьская СОШ» под руководством учителей Яковлевых Геннадия Владимировича и Веры Кононовны также участвовали во Всероссийском  Интернет -конкурсе  по физике. Участники получили Сертификаты участника от директора Центра телекоммуникаций и информационных систем в образовании Департамента образования Ярославской области Васильевой И.Е. Подведены предварительные итоги интернет -проекта молодежного географического чемпионата 2008-2009 учебного года, организованного Центром развития и одаренности города Пермь. В нем приняли участие 20 учащихся МОУ "Ходарская гимназия". Лучше всех с работой справилась ученица 6 класса Кузьмина Олеся. Среди учащихся из Чувашии она заняла 2 место. Череду подобных мероприятий в гимназии продолжил молодежный математический чемпионат. Учитель математики Зологина Э.Б. с учащимися приняли участие в этом чемпионате. Участвуя на чемпионатах федерального уровня учителя- предметники выявляют наиболее одаренных детей. В рамках фестиваля компьютерного творчества учащиеся МОУ «Ходарская гимназия им. И. Н. Ульянова» приняли участие в дистанционной командной республиканской олимпиаде по программированию. Учащиеся МОУ «Шумерлинская СОШ» участвовали в Молодежном биологическом чемпионате, организованного Центр развития одаренности города Пермь. Участвовали  учащиеся из 6, 7, 8, 10 и 11 классов. Самыми активными были шестиклассники. Традиционным становится конкурс «Найди ответ в WWW». Темы конкурса самые разнообразные.

На базе МОУ «Ходарская гимназия» создан ЭММЦ. На базе элементарного межшкольного методического центра организованы  и проведены курсы повышения квалификации учителей- предметников района, не имеющих базовую подготовку по информационным технологиям. По программе «Формирование базовой ИКТ- компетенции учителя предметника» обучено 75 учителей. Сотрудники ЭММЦ участвуют на районных и республиканских семинарах, проводимых в рамках проекта по внедрению модели межшкольных методических центров. Растёт число учителей-предметников, владеющих знаниями в области ИКТ, чему способствует работа ММЦ. 87%педагогов района владеют информационно- коммуникационными технологиями и применяют их в учебно-воспитательном процессе: для моделирования урока, подготовки дидактического материала, создания и обновления школьного сайта, оценки качества знаний учащихся.

Ресурсы в школах есть, они комплексно подобраны, есть система организации поддержки учебного процесса, но это не решает проблемы, которые ещё остаются. Это:

- информационная  компетентность, т.е. от оснащения школ компьютерной техникой надо переходить к методическому построению обучения, создавать стажировочные площадки и командные проектные работы для передачи опыта;

- защита информации;

- если в школьном образовании система внешних сервисов, которыми владеют ученики, очень развита, то  в дошкольном образовании нам только еще придется с этим столкнуться. Нужно постараться, чтобы дошкольное образование имело такую опору.

- подготовка кадров для работы в операционной системе Linux, поскольку Linux – «свободное» программное обеспечение.

 

 



31 декабря 2008
00:00
Поделиться
;