16:19 Год Земледельца: возрождаем лучшие традиции чувашского народа

В современных условиях развития нашей страны, когда происходят глубокие изменения в ее политической и экономической жизни, когда наблюдается нестабильность межнациональных отношений, очевидна необходимость обеспечения полноценного развития каждого ее гражданина. Проблема национального и духовного возрождения России в настоящее время тесно связана с развитием образования, с необходимостью изучения и осмысления огромного опыта истории и культуры разных народов. Во все времена усвоение социального опыта своих предков оказывало особое влияние на человека, преобразовывало его внутренний мир, поэтому очевидна необходимость воспитания эмоционально-ценностного отношения ребенка к традиционной культуре своего народа и ее освоения с малых лет.
«Наши школы с нашими учителями могут и должны стать самыми эффективными, интересными и полезными центрами общественной и культурной жизни, объединяющими учеников, родителей, родственников, друзей», сказано в Послании Президента Чувашской Республики Н.В.Федорова. В МОУ «Егоркинская СОШ» в дошкольной группе воспитатель Гаврилова Ирина Валерьевна со всей душой работает над проблемой «Воспитание дошкольников на национальных традициях чувашского народа». Для достижения намеченных целей и задач Ирина Валерьевна разработала проект «Приобщение детей к культуре родного края». Основа проекта состоит в изучении и раскрытии проблемы орнаментального образа, которая ведет к осмыслению специфики народного декоративно-прикладного искусства. То есть тема актуальна. Игровой уголок в дошкольной группе напоминает музей: здесь скатерти, салфетки, покрывала украшены чувашской вышивкой, в красочной форме оформлен стенд «Народные праздники», куклы одеты в национальные костюмы, дошкольники могут познакомиться в мини – музее с народным бытом чувашского народа: предметами домашнего обихода, отдельными изделиями национальной одежды сурпан, масмак, сарă, фартуки. Детям важно не только видеть, но и потрогать все своими руками. Ребята с удовольствием надевают чувашский национальный костюм, пользуются в игре предметами из мини-музея. Занятия «Тайна красоты художественных вещей», «Путешествие в страну красивых вещей», «В гостях у бабушки Елюк», «Рукодельница и себе, и людям радость приносит», вызывают у детей активное, эмоционально-личностное сопереживание. Знакомство с творениями народных мастеров сопровождается ярким эмоциональным детским откликом: множеством улыбок, восторженными, а иногда удивленными взглядами, жестами. Об их заинтересованности искусством орнамента свидетельствуют также многочисленные вопросы («А это что?», «Для чего?», «Как одевали?», «Как вышивали?») и высказывания, обращенные друг к другу, к воспитателю («Смотри, Лена, как красиво!», «Когда вырастем, будем вышивать»). Отрадно то, что дошкольники сами придумывают узоры чувашской вышивки и воплощают их в своих рисунках и аппликациях. Родители тоже заинтересованы в работе детского сада. Они приготовили чувашские костюмы для своих детей, а Корнилова Надежда вышила скатерть и полотенца для группы, Бурлакова Нина Николаевна сшила и украсила вышивками несколько платьев для девочек. 27 января в дошкольной группе состоялся праздник «Сурхури». По чувашской народной традиции ребята принесли к бабушке и дедушке разные крупы, пели песню и бросали горох на пол с пожеланиями здоровья хозяевам и домашним животным. Дети вместе с воспитателем Гавриловой И.В. играли в разные чувашские игры, а в это время бабушка (Кузьмина И.М.) варила в печке кашу, пекла пироги. Дедушка (Храмова Ю.Н.) пригласил гостей за стол. Бабушка с дедушкой угостили их «сурхури пăтти» и вкусными пирожками. Дети с интересом слушали рассказ бабушки о чувашском народном празднике «Сурхури». В конце дедушка не удержался и сплясал чувашскую плясовую. После праздника дошкольники еще долго не отходили от зеркал, не хотели снимать чувашские наряды. Участие в таких праздниках позволяют ребенку увидеть мир глазами другого человека, помогают осмыслить национальное своеобразие и миропонимание народа, отсюда - познать и себя самого, стимулируют творческую деятельность. Все это обеспечивает связь поколений и способствует возрождению лучших традиций прошлого.