Шумерлинский муниципальный округ

16:19 Год Земледельца: возрождаем лучшие традиции чувашского народа

16:19 Год Земледельца: возрождаем лучшие традиции чувашского народа

В современных условиях развития нашей страны, когда происходят глубокие изменения  в ее  политической  и экономической жизни,  когда наблюдается нестабильность межнациональных отношений, очевидна необходимость обеспечения  полноценного развития каждого ее гражданина. Проблема национального и духовного возрождения России в настоящее время тесно связана с развитием образования, с необходимостью изучения и  осмысления огромного опыта истории и культуры разных народов.  Во все времена усвоение  социального опыта  своих предков оказывало особое влияние на человека,  преобразовывало его внутренний мир, поэтому очевидна  необходимость воспитания эмоционально-ценностного отношения ребенка  к традиционной культуре своего народа и  ее освоения с малых лет. 

«Наши школы с нашими учителями могут и должны стать самыми эффективными, интересными и полезными центрами общественной и культурной жизни, объединяющими учеников, родителей, родственников, друзей», сказано в Послании  Президента Чувашской Республики Н.В.Федорова. В МОУ «Егоркинская СОШ» в дошкольной группе воспитатель  Гаврилова Ирина Валерьевна  со всей душой работает над проблемой «Воспитание дошкольников на национальных традициях чувашского народа».  Для достижения намеченных целей и задач   Ирина Валерьевна разработала проект «Приобщение детей к культуре родного края». Основа проекта состоит  в изучении и раскрытии проблемы орнаментального образа,  которая ведет  к осмыслению специфики народного декоративно-прикладного искусства. То есть тема актуальна.  Игровой уголок  в дошкольной группе  напоминает музей:   здесь  скатерти, салфетки,  покрывала украшены чувашской вышивкой,  в красочной форме  оформлен стенд «Народные праздники», куклы одеты в национальные костюмы,  дошкольники  могут познакомиться в мини – музее с народным бытом чувашского народа: предметами домашнего обихода,   отдельными   изделиями  национальной одежды сурпан, масмак, сарă, фартуки.   Детям  важно не только  видеть, но и потрогать все своими руками. Ребята с удовольствием  надевают чувашский национальный костюм, пользуются  в  игре предметами   из мини-музея. Занятия  «Тайна красоты художественных вещей», «Путешествие в страну красивых вещей», «В гостях у бабушки Елюк», «Рукодельница и себе, и людям радость приносит», вызывают  у детей активное, эмоционально-личностное сопереживание. Знакомство с творениями народных мастеров сопровождается ярким эмоциональным детским откликом: множеством улыбок, восторженными, а иногда удивленными взглядами, жестами. Об их  заинтересованности искусством орнамента свидетельствуют также многочисленные вопросы («А это что?», «Для чего?», «Как одевали?», «Как вышивали?») и высказывания, обращенные друг к другу, к воспитателю («Смотри, Лена, как красиво!», «Когда вырастем, будем вышивать»).  Отрадно то, что дошкольники сами  придумывают узоры  чувашской вышивки и воплощают их в своих  рисунках и аппликациях.  Родители тоже заинтересованы в работе детского сада.   Они  приготовили чувашские костюмы для своих детей, а  Корнилова Надежда  вышила скатерть  и полотенца для группы, Бурлакова Нина   Николаевна сшила и украсила вышивками несколько платьев для девочек.  27 января  в дошкольной группе состоялся праздник «Сурхури». По чувашской народной традиции ребята принесли  к бабушке и дедушке разные крупы,  пели песню и бросали горох на пол с пожеланиями здоровья хозяевам и домашним животным. Дети вместе с воспитателем Гавриловой И.В. играли в разные чувашские игры, а в  это время  бабушка (Кузьмина И.М.) варила в печке  кашу,  пекла пироги.  Дедушка (Храмова Ю.Н.) пригласил гостей за стол.  Бабушка с дедушкой угостили их  «сурхури пăтти» и вкусными пирожками.    Дети с интересом слушали рассказ бабушки   о чувашском народном празднике «Сурхури».   В конце дедушка не удержался и сплясал чувашскую плясовую.  После праздника дошкольники еще долго не отходили от зеркал, не хотели снимать чувашские наряды.  Участие в таких праздниках позволяют ребенку увидеть мир глазами другого человека, помогают осмыслить  национальное своеобразие и  миропонимание народа, отсюда - познать и себя самого, стимулируют творческую деятельность. Все это обеспечивает связь поколений и  способствует возрождению лучших традиций прошлого. 



29 января 2009
00:00
Поделиться
;