Шумерлинский муниципальный округ

Новости поселений: предания старины глубокой

Новости поселений: предания старины глубокой

До недавнего времени, пока не было рейсовых автобусов от Нижней Кумашки до Шумерли, верхнекумашкинцы добирались в город пешком и на лошадях прямиком через лес за 8-9 километров. А примерно на полпути есть глубокий-глубокий овраг. Он с правой стороны отлогий, спускаешься вниз степенно. По бокам змеящиеся, переплетающиеся корни деревьев, кустарни­ков. Они надежно удерживают от оползней обрывистые места.

Вот наконец-то улавливаешь веселое журчание ручья. На­бравшись аромата тавологи, бирюзы, остролистой осоки, про­хлады темного леса, как бы стесняясь своей скромной привле­кательности, прислушиваясь к соловьиной трели, бежит живи­тельная влага. Извиваются, торопятся Куганары к Нижней Кумашке, где река становится шире и глубже. Вот река Ку­машка, а затем и Сура. Радуется прозрачный лесной поток.

А мы-то с вами стоим в самой низине. Невольно, запро­кинув голову, глядим на макушки деревьев. Сквозь сетку веток видим бездонную голубизну, само собой рождается чувство единения с Матушкой-Природой. Доходит до сознания, что ты малая песчинка Мироздания, Наклоняешься, огромный лист лопуха сворачиваешь ковшиком, либо ладошки подставляешь под струйку живительного родника, и усталость как рукой сняло. Дальше - в путь. Левый берег крутой, без передышки не обойтись. Долго не задержишься - комары, мошкара тут как тут. Еще километра четыре - и ты в деревне Шумерля. И в Верхней Кумашке и в деревне Шумерле были переселенцы из Асакасов. Конечно же, их тянуло друг к другу. Помнят шумерлинцы своего старожила Павла Николаевича Шараськина. Жил он долго, 90 лет. Умер в 1910 году. Родом он из Аликовского района. Перебрался в лесные края из-за нехватки земли в своей деревне. Прямой путь через лес, через тот глубокий  овраг. И, вероятно, решили назвать его знакомым им с отчего края названием деревни Куганары. А их в Аликовском районе даже две: деревня Верхние Куганары (Ман Каганар) и   Нижние Куганары (Пёчёк Каганар). В пользу асакасинской версии говорит на первый взгляд незначительный, но имеющий глубокий смысл момент. Анна Сергеевна Лосева (1919 г.р.) помнит слова, которые произносили во время молений старики, обращаясь к силам. При­ роды, злым и добрым духам: "Асакассы асла Киремечёсем", то есть "Асакасинские верховные, старшие Киремети". Отчего бы кумашкинцам не искать покровительства у местных Киреметей? Да ведь нельзя, когда   имеется более древний, нельзя пренебрегать им, не почитать его!



05 августа 2009
00:00
Поделиться
;