Автомобиль: опасные скорости и маневры.
Какой же русский не любит быстрой езды, восклицал классик. А сколько россиян гибнет на дорогах из-за превышения скорости, ежегодно подсчитывается: следует только посмотреть на информационные сайты МВД РФ, пролистать периодические издания.
Из статьи Министра внутренних дел РФ Р. Нургалиева «Тревожные будни дорог» (Российская газета от 23 сентября 2009г. № 178) «…Превышение скорости, выезд на полосу встречного движения, алкоголь стали причиной почти 70 % ДТП с особо тяжкими последствиями. На дорогах России за 10 лет с 1995г. по 2005г. погибло около 315 тыс. человек, около 2 млн. получили увечья. Количество погибших в результате ДТП на российских дорогах составило треть от всех погибших в Европе». По данным журнала «Автомир»: четверть всех ДТП в России за 2008г. (в которых погибли или ранены люди) произошли из-за превышения скорости.
Водители еще в автошколах читают и изучают Правила дорожного движения. Но почему-то порой их забывают, иногда умышленно нарушают. Между тем, к ним любому нужно периодически возвращаться, уяснять смысл, правильно применять. Статьей хочется еще раз напомнить: как важно уважать Правила; и как «видятся» Правила по скорости, на примерах следственно-судебной практики.
Вместо предисловия. В свое время в СМИ широко обсуждалась причина гибели губернатора Алтайского края М. Евдокимова. Не могу (наверно) быть абсолютно объективным, поскольку в руках не держал и не изучал материалы уголовного дела, сам процесс был закрытым. Но сошлюсь на авторитетное издание - Журнал «За рулем» (2006г., №№ 2-5), на страницах которого анализировалась социально-бытовая, техническая, юридическая сторона данного ДТП. Причина-то в общем банальна: превышение скорости. На месте ДТП был обнаружен след от торможения губернаторского «Мерседеса» -
Общие обязанности водителей по скорости автомобилей перечислены в п. 10.1 Правил. По мнению ряда специалистов это «коварный пункт, написанный против водителей». Но это не случайно, логика в Правилах имеется: раз человек сел за руль источника повышенной опасности, это многому обязывает.
Каждое слово в п. 10.1 несет колоссальную смысловую нагрузку. Пункт 10.1 согласуется со статьей 13 Венской Конвенции о дорожном движении (от 1968г.), где указано, что «Водитель транспортного средства должен при любых обстоятельствах сохранять контроль над своим транспортным средством, с тем чтобы соблюдать необходимую осторожность и быть всегда в состоянии осуществлять любые маневры, которые ему надлежит выполнить. Он должен при изменении скорости движения транспортного средства постоянно учитывать обстоятельства, в частности рельеф местности, состояние дороги и транспортного средства, его нагрузку, атмосферные условия и интенсивность движения, чтобы быть в состоянии остановить транспортное средство в конкретных условиях видимости в направлении движения, а также перед любым препятствием, которое водитель в состоянии предвидеть. Он должен снижать скорость и в случае необходимости останавливаться всякий раз, когда того требуют обстоятельства, особенно когда видимость неудовлетворительна».
Первое. Согласно п. 10.1 водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения. Это значит, что если для водителя на ул. Щербакова г. Шумерля имеется запрещающий знак 3.24 «Ограничение максимальной скорости» (например
Пример из практики суда. Несколько лет назад на улице Ленина г. Шумерля столкнулись два автомобиля: грузовой, который выходил с территории одного из учреждений на главную дорогу и легковой, водитель которого ехал по ул. Ленина. Водитель легкового автомобиля А. обратился в суд с иском о возмещении ущерба его автомобилю от ДТП. Как часто бывает, водители обвиняли друг друга в случившемся: водитель А. указывал, что другой не пропустил его по главной дороге, а водитель Б. - что водитель А. ехал по главной дороге на очень большой скорости, и если бы этого не было, то он бы закончил маневр (по его мнению - потому и произошло ДТП). Действительно, проведенная автотехническая экспертиза установила, что скорость легкового автомобиля до столкновения была не менее
Второе. Согласно п. 10.1 водителю необходимо вести транспортное средство учитывая дорожные и метеорологические условия. Это значит, что всякий раз, когда на улице имеются дополнительные ограничения на дороге: ремонтные работы, остановившийся автомобиль, и т. п.; гололед, туман, дождь, снег, водитель обязан снижать скорость.
Из уголовного дела. На ул. Щербакова г. Шумерля несколько лет назад произошел наезд на пешехода, переходящего дорогу, под управлением водителя «Газели». Было установлено, что в тот день на дороге была гололедица, на участке имелось ограничение скорости «40 км/ч». Тем не менее, водитель в таких погодных условиях на дороге, ехал на скорости
Третье. Согласно п. 10.1 водитель обязан вести транспортное средство учитывая видимость в направлении движения. Это означает, что если темное время суток, сумерки, туман, часто меняется направление дороги (перепады, изгибы, и т.п.), водитель должен снижать скорость. Иначе, случись при таких обстоятельствах ДТП, ему может быть предписано нарушение п. 10.1.
Пример из практики суда. В апреле 2007г. в ночное время водитель В., управляя автомобилем «ВАЗ-2115» со скоростью
Другой пример. За аналогичное был осужден К., который в декабре 2006г. около 18 час. в с. Ходары, управляя автомобилем «ВАЗ-2109» в условиях ограниченной видимости, хотя и меньшей скоростью (но в темное время суток) с включенным ближним светом фар в неосвещенном месте села сбил насмерть пешехода А., переходящего дорогу.
Еще случай. Водители, которые ездят из г. Шумерля в г. Чебоксары знают, что имеется ряд участков с подъемами, спусками и изгибами. На таких участках, как правило, ухудшается обзорность. По смыслу п. 10.1 в таких случаях, надо непременно снижать скорость. Например, при подъеме из с. Ходары на конце подъема в силу выпуклости дороги, видимость для водителя (особенно легкового) ограничивается. Именно за такое нарушение был осужден по ч. 1 ст. 264 УК РФ один из водителей, который при управлении автомобилем не снизил скорость, и в результате чего пострадал несовершеннолетний, переходящий дорогу, получив тяжкий вред здоровью.
Четвертое. В п. 10.1 указано, что водитель должен вести транспортно средство учитывая интенсивность движения, состояние транспортного средства и груза. И, скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований Правил (заметим – для выполнения любых требований Правил). Последнее означает, что скорость должна выбираться водителем такая, чтобы она позволила надлежаще исполнить любой маневр и исполнить любое предписание Правил, например: выполнить без опасности перестроение, поворот, позволяла соблюдать необходимую дистанцию до передней машины, снизить скорость перед «зеброй» (чтобы быть готовым пропустить пешехода), позволяла выполнить предписания любых дорожных знаков и разметки, и т.д.
И, наконец. В п. 10.1 также имеется важное правило: как поступать водителю со скоростью, при возникновении аварийной ситуации, где буквально указано следующее: «При возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства». Предельно лаконичное предписание. С точки зрения автотехники и формального права оно означает (пусть даже вопреки инстинкту самосохранения), что, водитель, как только обнаружил впереди себя опасность (как-то: пешехода, переходящего дорогу; встречную автомашину на его полосе движения; корову; падающее на проезжую часть дерево; и т. д.) должен снижать скорость, тормозить, при необходимости экстренно, и только на своей полосе движения(!). Если водитель, при возникшей аварийной ситуации, стараясь избегать столкновения с одним автомобилем, возьмет влево с выездом на встречную полосу (где, к примеру, столкнется с другим автомобилем), то он нарушит не только п. 10.1, но и п.п. 1.4, 1.5, 9.1 Правил, которыми установлено правостороннее движение, обязанность не причинять вреда другим, обязанность движения по своей полосе. Если же водитель, избегая столкновения, возьмет вправо на обочину (и там произойдет столкновение с другой машиной, наезд на пешехода, повреждение какого-то имущества, и т.д.), то он нарушит как п. 10.1, так и п. 9.9 Правил, который запрещает движение по обочинам.
Из практики суда. В 2005г. было рассмотрено уголовное дело по ч. 3 ст. 264 УК РФ в отношении П. Было установлено, что 26 мая 2003г. около 8 час. П., управляя автопоездом «КАМАЗ» следовал по дороге «Чебоксары-Сурское». Продолжая движение со скоростью
Когда водитель поступает правильно при возникновении подобной аварийной ситуации, то он не виноват в случившемся, если даже будут и тяжкие последствия.
Пример из практики Головинского райсуда г. Москвы. В журнале «Российская юстиция» за 2004г., № 1 опубликована речь адвоката Куприянова А. по конкретному уголовному делу под названием «Арифметика у экспертов правильная, но выводы ошибочные». Речь профессионала, со скрупулезным анализом сложившейся ситуации и доказательств, и венец тому - оправдательный приговор. Было установлено, что водитель Т. (тренер автоклуба и специалист по автоспорту), управляя автомобилем «ВАЗ» в темное время суток в г. Москве, в 23 час. (когда «…и кошки все серы»), в потоке других машин, на многополосной дороге, увидев перед собой пьяного пешехода К. (который в принципе там не должен был переходить дорогу, т.к. рядом находился подземный переход) правильно выполнил требования ч. 2 п. 10.1: т.е. как только он увидел пешехода (обнаружил опасность), принял меры к торможению на своей полосе, и смог экстренно остановиться в своем ряду и без заноса, без столкновения с другими транспортными средствами. Этим водитель Т. не избежал смерти пешехода. Однако избежал, будучи в потоке других машин, возможно более трагических последствий (смерти самого себя, столкновения нескольких машин, от чего последствия могли быть и в отношении нескольких лиц).
Изложенные примеры еще раз показывают, как важно соблюдать Правила по скорости движения, лишний раз не торопится, чтобы сохранить жизнь, здоровье, доброе имя, время и деньги.
Любители активной езды могут возразить, указав, что у них современный автомобиль, множество лошадиных сил, и т.д. Однако это не убедительные аргументы. Во-первых, требования Правил надо соблюдать, даже если вы обладатель такого автомобиля, поскольку двигаетесь по общим дорогам, а не по полигону. Во-вторых, чем выше скорость, чем страшнее последствия от ДТП. Не надо обольщаться и тем, кто ездит на автомобилях, получивших 5 звезд по результатам КРЭШ-тестов. Законы физики еще никто не отменял (Показателен пример, проведенный немецким автоклубом АDAC, Журнал «За рулем», 2008г. № 10. Так, фронтальные удары в Европе на автомобилях испытывают на скорости
Заканчивая статью, не могу не упомянуть о необходимости строжайшего соблюдения скорости в
Можно ли превышать установленные скорости. Пожалуй, только при крайней необходимости (ст. 39 УК РФ, ст. 2.7 КоАП РФ) и то, соблюдая все меры предосторожности. И если вы, спасая одну жизнь, загубите другую, то при рассмотрении дела суд будет еще проверять - была ли в конкретном случае крайняя необходимость или ее не было.
Шумерлинский районный суд
Чувашской Республики