Шумерлинский муниципальный округ

К 65-летию Великой Победы: не забывать своих героев

Моей бабушке, Елене Семеновне Ижетниковой, в девичестве Ядаринкиной, когда началась Великая Отечественная война, было 12 лет. Она  вместе со своими родными жила в деревне Петропавловск Шумерлинского района..

Летом и осенью 1941 года все взрослые, в их числе и ее родители  и сестры, были отправлены на реку Суру для строительства долговременных огневых точек  - дзотов. Осталась Елена одна, ей приходилось совмещать учебу в школе с ведением домашнего хозяйства и приготовлением еды для солдат. 

С  начала войны вокруг деревни рылись несколько линий окопов, траншей для усиления естественных препятствий по линии Сура – Волга. К тому же, через дорогу в д. Петропавловск проходила тяжелая артиллерия: 12 лошадей везли одну дальнобойную пушку.

Даже с наступлением морозов наши солдаты  были легко одеты – на их головах красовались пилотки. Мой прадедушка Семен Михайлович знал не понаслышке о тяжелой доле солдата на войне, о его постоянном желании поесть. Он в общей сложности воевал 12 лет на фронтах первой мировой войны, гражданской войны, служа в разведке. Во время первой мировой войны прадед попал в плен в Австро-Венгрии, но ему удалось совершить побег, накопив еды, которую откладывал каждый день от пайка. Семен Михайлович вернулся на родину, пройдя половину Европы, не оказавшись замеченным. Желая   помочь солдатам, да и чтобы припасы не достались немцам, осенью 1941 года прадедушка зарезал почти всех домашних животных: кур, гусей, овец, телят, свиней. Оставили одну корову. Хотя вышел приказ, запрещающий обращаться к местным жителям за едой, солдаты тайком просили поесть у жителей деревни. И Елена каждый день варила мясо и кормила голодных людей.

 Елена пешком ходила в семилетнюю школу в д. Верхние Магарины, которая находилась в пяти километрах от родной деревни. Большое внимание в школе уделялось военной подготовке, дети с ружьями ползали по оврагам, учились бросать гранаты . Причем все это они выполняли в белых чувашских льняных платьях. Обучали в школе и немецкому языку. Бабушка до конца своих дней хорошо помнила многие немецкие выражения, слова.

Еще в июле 1941 года, когда на войну забрали многих мужчин, на поля, на сенокосные угодья стали выходить работать дети. Они трудились наравне со взрослыми. И ребятишкам за работу полагалась взрослая порция обеда. Дети пропалывали поля, засеянные пшеницей и рожью, поливали посадки овощных культур. в деревне остались только старые клячи, с которыми и приходилось работать. Нередко пахали землю на себе, на быках.

Лето 1942 года выдалось дождливым. Мало кто смог спасти свой урожай  - овощи гнили на корню. К тому же многие в начале войны зарезали домашних животных. Моя прабабушка Анастасия, чтобы спасти урожай, руками поднимала землю под картофелем, чтобы та не ушла в воду.

В стране настал голод. Умирали и дети, и взрослые. Часто, чтобы утолить голод, люди ели траву, пили воду… В нашей семье, по воспоминаниям бабушки, варили суп из листьев молодого картофеля, молочая, коры деревьев, добавляя немного муки.

В 1942-1943 годах  взрослые работали на торфяниках под Кировом и  в Марийской республике. Еще до войны в лесах, окружавших деревню, шли лесоразработки. Во время войны началась разработка ценных пород дерева для нужд авиации. Готовили ясень, липу, дуб для использования на строительстве аэродромов. Особенно для этого был необходим дуб. На лесоразработках работали подростки, в их числе и моя бабушка Елена. Детям приходилось вручную пилами валить лес. Этот лес затем подвозили к узкоколейке, где их ждали «кукушки» (маленькие паровозики перевозчики леса). Также на работах применялись газогенераторные тракторы. По рассказам бабушки, хоть и тяжела была работа, но было весело.

Осенью 1943 года умерла мама бабушки. Сказались тяжелые условия жизни – каждый день, независимо от погоды, она готовила еду для всех работников колхоза на открытом костре, пекла хлеб. Здоровье было подорвано. Моя бабушка осталась с отцом и сестрами.

прадедушка Семен Михайлович четыре раза ходил в военкомат в надежде получить повестку на фронт. Часто он ругался с военкомом, называя его немцем, так как всех молодых людей деревни уже забрали на войну и многие из них погибли. И вдруг… военком согласился с его требованием, дал военный билет, поставил печать.

Прадедушка по этому поводу выставил на стол военкома выпивку, закуску, говоря, что уже не вернется с этой войны, так как она уже не та.  Когда с закуской было покончено, Семен Михайлович поинтересовался: «когда двинется эшелон на фронт?». На это военком со смехом ответил: «Посмотри на военный билет. Никуда ты не поедешь. Я   тебе поставил бронь. Вечную бронь». Свои действия военком объяснил так: «Что скажут, если ты попадешь в плен к немцам? Видно, дела в СССР плохи, коль на войну забирают стариков». И Семен Михайлович остался в деревне: ремонтировал технику, ездил по заводам, следил за работой техники в своем колхозе «Борец».

В восьмом классе бабушка Елена училась в селе Нижняя Кумашка. За учебу нужно было платить. К тому же в школу опять необходимо было ходить пешком через дремучий лес. С утра нужно было успеть истопить печь, накормить скотину. Чтобы не было страшно идти по лесу, бабушка брала две палочки и стучала ими в надежде отпугнуть шумом диких зверей. Но закончить восьмилетку она все же не смогла.

Шли годы. Все понимали, что война скоро закончится. Елена работала избачом в библиотеке в деревне Верхние Магарины. Именно она приняла по телефону сообщение об окончании Великой Отечественной войны.

Бабушка вспоминала, что почти все дни войны были пасмурными. А вот в День Победы солнце впервые за многие месяцы и даже годы светило ярко, согревая своими теплыми лучами.

Е. Ижетникова,  учащаяся Шумерлинской школы.



12 февраля 2010
00:00
Поделиться
;