Шумерлинский муниципальный округ

29 апреля - День государственных символов Чувашской Республики

Сохраняя традиции и самобытность

Государственный герб Чувашской Республики

представляет собой геральдический щит, на котором изображено “Древо жизни”, растущее из чувашской земли. “Древо жизни” - знак долгого исторического пути, пройденного чувашским народом. Пурпурный (темно-красный) цвет Древа и нижней полуокружности символизирует извечное стремление народа к свободе, которое позволило ему сохранить свои традиции и самобытность. Светло-желтый цвет - цвет Солнца, дарующего жизнь всему на земле. По чувашским народным представлениям, желтый цвет - самый прекрасный из всех цветов. Над геральдическим щитом находится три 8-угольные звезды. 8-угольная звезда - один из наиболее распространенных элементов чувашского орнамента, выражающий красоту и совершенство. Стилизованный хмель на концах полуокружности - образ традиционного богатства чувашского народа и республики - “зеленого золота”. Еще в первом Договоре киевского князя Владимира с Волжской Булгарией в 985 г. было сказано: “Тогда не будет между нами мира, когда камень станет плавать, а хмель - тонуть” (Повесть временных лет).

Государственный флаг Чувашской Республики

представляет собой прямоугольное полотнище с соотношением сторон 5:8. Основная эмблема Государственного герба - “Древо жизни” - знак долгого исторического пути, пройденного чувашским народом. Пурпурный (темно-красный) цвет символизирует извечное стремление народа к свободе, которое позволило ему сохранить свои традиции и самобытность. Светло-желтый цвет - цвет Солнца, дарующего жизнь всему на земле. 8-угольная звезда - один из наиболее распространенных элементов чувашского орнамента, выражающий красоту и совершенство.

Автором слов Государственного гимна Чувашской Республики является И. Тукташ, музыку написал Г. Лебедев. Чувашский текст Государственного гимна Чувашской Республики выражает три круга образов: пробуждение природы к новой жизни: “родные, отец, мать, дети - круг семьи; единение и согласие всех родных в “чувашском мире” - Чувашской Республике. Мелодия и слова гимна очень близки к чувашской народной песне, но имеют также современное звучание и значение.

 

Создавая, не разрушать

На красном поле – серебряная шестерня, в ней – изогнутый дубовый лист с желудями… Герб Шумерли. В феврале нынешнего года ему исполнилось 35 лет.

Заведомо зная негативную реакцию на данную статью некоторых «старых ворчунов» и «молодых драчунов», все же решил еще раз поднять в газете старую тему – о символе города – гербе.

Из истории создания герба города

Исполком городского Совета депутатов трудящихся в начале сентября 1974 г. объявил конкурс на лучшее исполнение эскизных проектов герба города Шумерли с целью отбора для официального создания символа города. На всё было отведено три месяца. Требования к проекту были такими:

- проект герба должен быть исполнен в цвете на ватмане размером 210х257 мм;

- в гербе нужно отразить природные условия и черты промышленного производства;

- на отдельном листе письменно изложить объяснение изображения на эскизе проекта герба.

Условия конкурса были опубликованы в газете «Вперёд», в заводских многотиражках, о них было объявлено по местному радио.

В декабре 1974 г. жюри рассмотрело поступившие эскизы проектов, а их было более десятка. Исполком горсовета утвердил протокол заседания жюри по итогам конкурса и решил первое место и премию в сумме 50 рублей присудить художнику декоративно-прикладного искусства В. Горбунову, две вторые премии по 25 руб. были присуждены художнику-оформителю комбината автофургонов Г. Стаканкину и художнику-оформителю СУ-8 В. Резчикову. Эскиз-проект В. Горбунова был взят за основу  с некоторыми мелкими уточнениями, принят и утвержден 11 февраля 1976 г.

О символах государства

Государственные символы - не просто отличительные знаки государства. Государственные символы отражают особенности исторического пути страны, её отличия от других стран. Проявление уважения граждан к символам государства свидетельствует об уважении к политике государства, своему народу, любви к своей Родине и гордости за нее.

В большинстве стран государственные символы (герб, флаг, гимн) понимаются как общенациональные и объединяющие. Они внесословны, внеклассовы, внепартийны. Верность своим эмблемам и способность пронести их сквозь века составляют особую гордость и служат залогом преемственности исторической жизни народов. Символы объединяют народ в нацию, придают ему государственность. Почитание своих символов является проявлением гражданской позиции.

Помимо государственного герба важное значение в российской символике имели и имеют городские гербы. Впервые термин “городской герб” официально появился в царском указе 1692 г., который приписывал Ярославской приказной избе “быть печати изображением герб ярославской”. Рисунок герба - медведь с протазаном (вид оружия) на плече. К 1785 г. были утверждены гербы городов почти всех наместничеств Российской империи, а отдельные города в ХIХ веке имели даже по нескольку гербов.

Еще раз о гербе города

В 1999 г. при Президенте РФ был создан Геральдический Совет (возглавляет его государственный герольдмейстер РФ, доктор исторических наук Г.В. Вилинбахов), который проводит работу по систематизации и упорядочению использования официальных символов с регистрацией в государственном геральдическом регистре РФ.

На сегодняшний день многие гербы городов РФ, в т.ч. Чувашии прошли официальную экспертизу, например, гербы Мариинского Посада, Цивильска и Цивильского района и др. Они числятся в государственном регистре РФ.

К великому сожалению, наш символ, который мы в течение 35 лет считали гербом, официального статуса не имеет. Он является лишь эмблемой города.

В последнее время  некоторые граждане стали приходить к выводу, что наш герб морально устарел, изображенные на щите герба знаки не соответствуют современной действительности. На официальных документах мы не имеем права его использовать. Допустим, с последним  можно согласиться. Но с  толкованием, что «не соответствуют действительности», я в корне не согласен. Думаю, многие меня в этом поддержат.

Давайте поразмышляем. Разве гербы многих городов соответствуют действительности? Например, герб древнего Курмыша с двумя перекрещенными боевыми луками? Или герб рабочего поселка Пильна с циркулярной пилой (хотя в округе нет никакого строевого леса, а лесопильного завода 18 в., который дал имя поселку, - тем более)? Их жителей  нисколько это не смущает. Список могут продолжить г. Сергач с медведем на гербе (хотя 100 лет уж не помнят этого зверя в этих местах), Казань с огнедышащим драконом, г. Москва, у которой на гербе Георгий-Победоносец поражает этого же дракона и др. Разве они устарели? Не означает ли отказ от изображения герба, что мы отрекаемся от своих корней, истории присурских дубрав, железнодорожной станции на одной из полян, посёлка первостроителей, индустриального города с мощной деревообрабатывающей, химической, машиностроительной промышленностью, красивейшей рекой Сурой (в переводе с языка Авесты сильная, или божество рек)?

Гербы, как ни удивительно, чем древнее – тем солиднее и почтительнее.

К сожалению, в истории много примеров того,  как, отвергая и разрушая старое, новое не создается: нет ни способностей, ни средств, ни времени, да и желания…

Если в обществе нет национальной идеи, целей,  символов государственной власти – у него нет будущего!

Предлагаю вернуться к вопросу «реанимации» старого герба. Используя современные технологические возможности,  брать за основу те же символические знаки. Они нам, большинству горожан, стали родными, близкими, узнаваемыми. Одним словом, из эмблемы-герба нужно создать современный герб, который будет отвечать всем требованиям геральдических канонов. Надо бы учесть и мнение железнодорожников, а то они обижаются, что на гербе не отразили железную дорогу, а ведь с неё в 1916 году всё начиналось...

Если к 95-летию со дня основания города не успеем, то хотя бы к вековому юбилею родной город должен быть со своим гербом!

П. Каринин.



"Вперед" (Шумерлинская общественно-политическая газета)
29 апреля 2011
00:00
Поделиться