Шумерлинский муниципальный округ

Село Большие Алгаши – одно из самых древних сел Шумерлинского района

1.На Руси земли красивой

   Повидал немало я.

   Только сердце согревала

    Мне родимая своя.

 Припев:

   Земля Алгашинская, ты родина малая!

    Такая любимая, такая желанная!

    Лесами сосновыми раскинулась вольная,

    Земля Алгашинская, земля хлебосольная.

2.Лишь одно я твердо знаю:

   Ни за что и никогда

   Я тебя не променяю

   На большие города.

 Припев:

3.Нам одна судьба досталась

  И секрет, наверно в том,

  Детство здесь мое промчалось,

  Здесь родительский мой дом.

 Припев:

   Село Большие Алгаши – одно из самых древних сел  Шумерлинского района. Годом его основания принято считать 1389 год, а свое название, согласно легенде, оно получило от имени первой поселянки – Ольги Ши. Основание Алгашей связано с историей возникновения Курмыша, у которого редкостная судьба, хотя бы потому, что древний город ныне превратился в село, а в средние века являлся центром обширного малолюдного края.

   Южнее Волги восточная граница  Руси с Булгарией Волжско – Камской проходила по реке Суре. Пространство, заключенное  между Волгой, Окой и Сурой, мордва, мари, другие племена. Население страдало от междуусобиц собственных князьков, посягательств   Нижегородских князей, от набегов ордынских отрядов, грабительских шаек, воровских банд.

   На таком историческом  фоне удельный Городецкий князь Борис в 1372 году основал Курмыш. Однако князем руководили не интересы защиты народа и возрождения  одичавших земель. Борис не сделал Курмыш своей столицей, а вкупе с сыновьями и племянниками продолжал борьбу против Москвы.

    Враждебную деятельность Бориса пресек  сын Дмитрия Донского – великий московский князь Василий  Дмитриевич. Он пленил Бориса, сослал его ( место ссылки неизвестно ), а через два года прах мятежного князя захоронили в Суздале.

    Курмыш остался легкой добычей новгородских ушкуйников – этих безжалостных русских разбойников, всякого другого бандитского сброда. Нелегкая судьба досталась городецким  бобылям, завезенным на дальний берег Суры. Обширные владения  вокруг Курмыша захватывали нижегородские монастыри и тоже везли сюда  переселенцев. Монастырскому черному люду  пришлось не меньше испытать горя. Вот одно из летописных сообщений о набеге золотоордынского  отряда: «пойдоша к Суре, начаши Суру воевати. Кормыш пожгаша и Сару великую пожгоша., и  епископы все избиши, а ныне огнем скончавшася, град весь сожгоша, и место града того разориша  и монастыря пожгоша, погосты и села повоеваши, и все огневи предаша, полон акы скотпогнаша в свою землю, молоди черницы и черноризицы,все обнажено, все поругано» (Тверская летопись).

      Надежным убежищем для переселенцев стал не Курмыш, а глухие недоступные места в темных лесах на мелких притоках Суры, где простые русские люди селились по соседству с чувашами, марийцами,  мордвой. Одним из таких стало русское поселение на реке Алгашке, правом притоке Суры, в пятидесяти верстах южнее Курмыша, о чем имеется важное письменное  показание.

       В 1406 году великий московский князь Василий Дмитриевич в первом духовном завещании писал: « А даст бог сыну моему князю Ивану держати город Новгород Нижний да Муром ино княгине моей в Новагороде половина пошлин  Новагородских,да Курмыш со всеми селы и з  бортью и с путьми и с пошлинами и со всем, что к нему потягло и с Алгашем» (С.М. Шпилевский» Древние города…»Собр.Гос . грамот, 1 стр. 730.).

       Напрашиваются вопросы: почему наравне с крупными центрами  - Нижним Новгородом, Муромом и Курмышом- назван доселе неизвестный пункт «Алгаш»? Чем он заслужил столь большую честь? Вопросы объясняются тем, что »Алгаш» находится на восточной стороне Суры, за русской границей, территория официально принадлежала Булгарии Волжско – Камской, вконец ослабленной к упоминаемому периоду, а Казанское ханство еще не набрало сил и, воспользовавшись конкретной военно – политической обстановкой, великий московский князь включил в свои владения только что возникшее русское поселение. Возможны другие версии, но бесспорным остается факт первого письменного упоминания «Алгаша» в составе  Московского государства.

         Алгаши  на века стали монастырским владением. Это подтверждает дело о разбойниках, обнаруженное  в трудах Нижегородской губернской ученой комисси под  1824 годом. Алгашинцы числятся  «экономическими» крестьянами что означает  - вышедшими из монастырской зависимости. Известно, что в восемнадцатом веке царское правительство широко проводило секуляризацию – изъятие церковных и монастырских владений в свою собственность.

        Представляет интерес, в каком месте  поселились первые русские люди на  берегах  Алгашки? Ответ дает сравнение с  Курмышом. Большие Алгаши – это копия (в смысле планировки) своего бывшего уездного города, лишь несколько уменьшенная. Такое же расположение улиц: длинные, прямые, они тянутся вдоль реки; а расположенные к ним под прямым углом несколько короче уходят в поле. Те и другие  начинаются от площади, которая, надо полагать, была местом первой застройки.

      Первых поселенцев – беглецов из Курмыша  вероятно было немного: десятки или даже единицы. На нынешней площади располагались не только постройки, но и расчищалось  из – под леса поле. Место почти кругом защищено от лихих людей и хищного зверья: с востока -  Алгашкой, с севера и запада – Большим оврагом, который в старину мог представлять топи с непролазными лесными чащобами и бобровыми колониями. С юга место поселения защищало непроходимое Магазейное болото (несколько искаженное разговорным языком слово « Мангазея» - город, основанный новгородцами на берегу Северного Ледовитого океана и стертый с лица земли по приказу московский правителей после присоединения к Москве Новгорода Великого).

       Старинные легенды утверждают, что ссыльный народ съехался со всех сторон, но больше всего было ссыльных из Новгорода Великого. При покорении Новгорода московскими властителями  противников Москвы и оппозиционно настроенных людей всех сословий ссылали  в Алгаши.

      Село и его окрестности буквально дышат историей. Например, в «Истории Чувашской АССР» в Алгашах указан сборный пункт разинских отрядов, а находящееся в девяти      километрах от села озеро Ковырлово связывают с именем Пугачева.

      «Хронологический перечень событий Симбирской губернии 1372 – 1901 годов» сообщает: в1869 году в селе Алгашах открыто смешанное начальное народное училище. «Смешанное»  означает – для совместного обучения мальчиков и девочек. В дальнейшем прямой наследницей этого училища стала школа.

      В начале 20 века село насчитывало почти одну тысячу полнокровных крестьянских дворов. Большое количество улиц, первоначальное название которых жители помнят до  сегодняшнего времени. К северу  от площади шла улица Большая -  самая длинная улица села. Это была самая первая улица. Сзади и параллельно ей расположены улицы Вторая и Третья, названия которых говорит о порядке их заселения. К западу от центра  уходили улицы Большая и Маленькая Загузенка, Роща и Табачная.  Загузенка получила свое название от имени первого поселившегося здесь жителя, фамилия которого была Гузенков. Сегодняшняя улица Тракторная  в старину носила название Роща. Сама улица была очень зеленой, а позади нее начиналась роща. Улица Табачная получила свое название от засеянного табаком поля, расположенного через дорогу от нее. По другую сторону реки находилась улица Ольховка – сзади нее начиналось ольховое болото. Село раскинулось на четыре километра  по левому берегу Алгашки, притока Суры; часть села -  на другой стороне ее, более низменной. Окраину села и правобережье окружал сосновый бор. Там было уже взгорье и песчаный грунт. Красавец – лес. Высокие, могучие, развесистые сосны. Опьяняющий высококислородный воздух. Лес был не только оздоровительным, но и «отопительным». К левобережной части села примыкало поле. Крестьяне вели натуральное хозяйство. На полях сеяли рожь, пшеницу, овес, ячмень, просо, гречиху,  лен, коноплю и другие культуры. Урожай убирали вручную при помощи серпов. Изо льна и конопли изготовляли масло, зерновые мололи на мельницах и пекли хлеб. В селе функционировали три водяные мельницы. Самая крупная из них принадлежала Авдееву Ивану Ивановичу (в 30-е годы раскулачен и сослан в Сибирь). Она была расположена в Каленках, на реке Алгашка, в южной части села. Были еще Красная и Сурская мельницы, первоначально тоже принадлежащие частным лицам, а в годы Советской власти перешедшие в народную собственность. В селе были и свои пекарни. Здание одной из них сохранилось до сих пор в середине улицы Первомайская. Однако своего хлеба на зиму все равно не хватало, свой хлеб ели только до Рождества. Остальное время покупали. До 1926 года на площади села существовал базар. Сюда приезжали торговать продуктами питания и промышленными товарами жители Порецкого и Шумерлинского районов, Нижегородской области. Во время  больших праздников проводились ярмарки, устанавливали карусели. После 1926 года алгашинцы сами ходили пешком или ездили на лошадях в близлежащие города, деревни  и села, чтобы купить или продать что-нибудь. До сих пор сохранилась старая  порецкая дорога. Она проходит от Алгашей к селу Порецкое мимо кладбища через поле. Дорога к городу Шумерля шла в противоположном направлении от Алгашей через дубовское поле. Для того чтобы попасть  в Нижегородскую область, необходимо было сначала пройти шестикилометровой дорогой через поле до Синчугур, центральной усадьбы лесничества, а затем полтора километра лесной дорогой от Синчугур до реки Суры. На Суре  была переправа. На другом  берегу реки в двухстах метрах от нее начиналось село Языково Нижегородской области.

В1935-1936 годах была построена шоссейная дорога  Шумерля – Порецкое.

      Кроме земледелия местные жители занимались выращиванием и разведением скота. В хозяйствах имелись лошади, коровы, овцы, свиньи, домашняя  птица.

      Одним из ремесел сельчан было кузнечное дело.  В селе были свои кузницы. Одна из них  располагалась около Попова моста. Прославленным кузнецом села был Войнов Михаил Степанович.

       Каждую весну местные жители села мочили мочало из липовой коры, из которого  ткали кулье, вили веревки. Мочало использовали в качестве утеплителя для стен при строительстве домов.

       На  лесной поляне  «Репище» из дуба  жгли уголь, который использовали как топливо для  самоваров.

       Территория между нынешними улицами Свердлова и Заводская до сегодняшнего времени носит название  Каленки. Оно связано с производством здесь красного кирпича, для получения которого использовали специальные печи – каленки (от слова «калить»). Здесь же в Каленках гнали деготь из бересты и  сосновых корней. Деготь из бересты называли «чистым», а из сосновых корней – «смоляным».

      Кроме  вышеперечисленных ремесел отдельные группы людей занимались охотой и рыбным промыслом.

      Дробь для ружей готовили сами из свинца, нарубив его массой в дробину и прокатав между  двумя сковородками. Порох был дымный. Дичи водоплавающей и лесной было очень много.

      Обильной была и рыбалка. В округе было немало озер. Ловили рыбу, в основном , крылатками, реже – бреднем, а удочками – больше для удовольствия. В озерах водились следующие виды рыбы: карась, карп, щука, окунь и др.

      В начале двадцатого века в селе проживало большое количество купцов. Купеческие дома были расположены на Большой улице (ныне улица  Первомайская). Каждый из купцов имел одну или несколько торговых лавочек. Торговали, в основном, продуктами питания (мука, песок, соль) и промышленными товарами (сукно и др.)

        Купечество представляли следующие купцы:

        В самом начале улицы проживал купец Кочетков. В Нижегородской области он имел свой винный завод. В настоящее время его именем названа деревня Кочетовка.

        Войнов имел двухэтажный дом на Большой улице. Позднее в этом доме вплоть до середины шестидесятых годов располагался один из корпусов школ.

        Напротив располагался дом купца Каргина. (Позднее также один из корпусов школы).

        Одним из самых крупных купцов села Большие Алгаши  был купец Карягин Лукьян  Сергеевич. Это был богатый лесопромышленник, торговавший лесом по всей России, купец  первой гильдии, который, согласно легенде, здоровался за руку с самим царем. После революции 1917 года лишился всего, был раскулачен, но чудом уцелел. До конца жизни влачил нищенское сосуществование. Будучи уже седым стариком, ходил по миру,  побираясь, от одного дома к другому. Кормился милостинами и подачками. В руках у него всегда был железный посох. Таким и остался он в памяти своих односельчан. Незадолго до смерти его приютила семья Верьяновых. В их доме он умер, они же его и схоронили. После смерти купца Карягина выяснилось, что железный посох, с которым он никогда не расставался, был набит золотыми монетами. Это было все, что ему удалось сохранить от своего прежнего богатства. У Карягина Л.С. было два сына: Григорий и

Дмитрий. На момент раскулачивания они находились в Москве на учебе. В родное село больше не вернулись, но участи репрессированных им удалось избежать благодаря покровительству Молотова. В те смутные времена им пришлось поменять фамилию «Карягины» на  «Скрябины».

           Купец Ведерников имел свой деревообрабатывающий завод, который был расположен недалеко от Каленок (ныне улица Заводская). Позднее на месте этого завода была основана трудовая колония. Колонисты готовили строительный материал для строившегося в 40 –е годы моста через реку Суру. Затем завод бывшего купца Ведерникова был переименован в завод «Лесоруб» - «Древкомбинат» - «Металлист».

        В  годы коллективизации в селе был образован колхоз «Красноармеец». Первым председателем колхоза был Сычев Николай Иванович. Впоследствии на территории села было образовано три колхоза: «Красноармеец» (южная  часть села – ныне улицы Матросова и Тракторная), «Краснофлотец» (центральная часть) и «Победа» (северная часть села). Согласно протоколам колхозных собраний председателями этого колхоза работали:

1944 -1947 годы – Г. П. Решнов;

1947 -1948 годы – А. Е.  Клочков;

1948 – 1950 годы – Курманин  М. С.

А с 30 января 1950 года председателем вновь был избран Клочков А.Е.

«Красноармеец» в первые годы коллективизации успешно соревновался с передовым в то время Кольцовским колхозом. Однако в послевоенное время колхоз сдал свои позиции.

     В 30- е годы многие «кулаки»  и «середняки» были выселены в Нижний Тагил, где и закончили свою жизнь, часть сельчан были расстреляны. Среди них репрессированный Горбунов Степан Федорович, участник  первой  мировой войны, награжденный Георгиевским крестом. 22 июля  1937 года  он был арестован, а 1 сентября того же года расстрелян. Похоронен в г. Чебоксары на Богдано – Хмельницком кладбище. Реабилитирован посмертно в 2003 году. Много испытаний и горя выпало на долю его семьи, в которой после ареста отца осталось мал – мала меньше одиннадцать человек детей.

       Не обошли стороной наше село и трагические события 1941 – 1945 годов. Летом 1941 года первым эшелоном были мобилизованы 241 человек из нашего села. К сожалению, их участь сложилась печально. Эшелон, в котором они ехали на фронт, попал под бомбежку у Могилева, и они все погибли. Село постоянно пополняло армию молодыми парнями и девушками. Многие шли добровольно.

      В Алгашах осенью 1941 года  расквартировали целую дивизию сибиряков, проходивших здесь боевую выучку. В декабре она участвовала в разгроме фашистов под Москвой.

      К осени война на территории СССР приняла угрожающий характер. Немцы рвались к Москве, чтобы сровнять с землей столицу нашего государства. Удержат ли Москву?.. Руководство страны вряд ли было уверено в этом. Хотя под Москвой были сосредоточены отборные сибирские дивизии, а командование принял маршал Жуков. Враг был силен. Поэтому было принято решение строить укрепительные сооружения, казалось бы, далеко в тылу (600 километров восточнее Москвы). На казанском направлении, на наших родных землях.

   Укрепленную линию строили вдоль Суры.  Это были противотанковые рвы с надолбами из дерева, дзоты и другие укрепления. Руководить строительством приехали офицеры Красной Армии. Для возведения укреплений собрали огромное количество людей в округе на расстоянии до 100 километров.

    Вручную рыли противотанковые рвы: гигантские траншеи – по профилю и необозримые – по длине. Для возведения надолб и дзотов выпилили отборный красавец – лес. Работали все световое время. Людей разместили там, где хоть как-то можно было существовать: в квартирах, дворах, сараях, на сеновалах. Люди не стонали, не роптали, мужественно делали столь важное дело – они возводили защитные рубежи Родины.

    Бедствием в нашем селе в войну были пожары. И связаны они были с появлением группы дезертиров. Сжигали дома со всем хозяйством. Нынешняя улица Кирова сгорела полностью, от улицы Первомайской осталось меньше половины – горстка домов среди пепелища. Как потом было жить погорельцам? Ничего не осталось, все начинай сначала. А вокруг разруха, идет война. Дезертиров многие знали, но они хорошо скрывались. Выловить, осудить и посадить их смогли только после окончания войны.

     Наконец, 10 мая объявили, что война закончилась. Закончилась победно! Все село от стара до мала ликовало.

   По административному делению Алгаши только лишь при Советской власти отпали от Курмыша. Но и после того, прежде чем войти в Шумерлинский район, они побывали  в Порецком районе. А до того, по сообщению В.Н.Поливанова  ( Курмышеская старина. Симбирск..  1909 год. ), Курмыш с уездом в 1708 году  от Нижнего Новгорода отошел к  Казанской губернии. В1722 году снова возвращен в Нижегородскую губернию. В 1779 году при открытии Нижегородского наместничества еще раз  передан в Казанскую губернию, а в следующем году  Курмышский уезд  вошел во вновь открытое  Симбирское наместничество, с 1796 года – в составе  Симбирской губернии.

        Таким образом, документы по истории уезда оказались разбросанными  в архивах, музеях и библиотеках Москвы, Ленинграда, Горького, Казани, Ульяновска, Чебоксар, Арзамаса, Алатыря, Ядрина, Курмыша, Порецкого и Шумерли.

 

 



30 июля 2012
00:00
Поделиться