Детская воскресная школа - прекрасная образовательная среда для формирования у молодых людей нравственных ценностей
Последние десятилетия отмечены активным возрождением церковной жизни, в том числе появлением воскресных школ в большинстве приходов Русской Православной Церкви. Воскресные школы вносят значительный вклад в дело воцерковления и религиозного образования детей, причем, ни только из церковных семей, но и тех, у кого родители далеки от Церкви.
Одним из наиболее эффективных способов решения задач воспитания является привлечение детей в православное воспитательное пространство через церковно-приходские воскресные школы. Можно сказать, что воскресная школа - это школа дополнительного образования. Почему? Потому что она выступает помощником в духовно-нравственном воспитании личности и наряду с общеобразовательной школой воспитывает и формирует положительные качества, необходимые для духовно-нравственного развития ребенка.
Воскресная школа при храме Покрова Пресвятой Богородицы в с. Ходары была организована в феврале 2014 года. Как сообщают педагоги школы, в начале было очень нелегко. Во-первых, сегодня воскресные школы не представляют собой единой унифицированной системы, во-вторых, у педагогов не было опыта работы в воскресной школе. Ученики школы составляют дети разных возрастов, и, наконец, в детях нет православной культуры поведения. Учебный год начинается во второе воскресенье сентября и заканчивается в День славянской письменности и культуры, который связан с памятью свв. равноапост. Кирилла и Мефодия (24 мая). Дети приходят к 11 часам. Занятия всегда начинаются и заканчиваются молитвами. Общая продолжительность занятий 1,5 – 2 часа. После занятий в школе проходит чаепитие в дружеской атмосфере, что способствует объединению всех в единую семью, создает возможность общения со сверстниками. Контингент детей воскресной школы весьма разнообразен. Пришли дети из семей, имеющих разное социально-экономическое положение, и разное отношение к вере. Интересно то, что это - ребята, которых привели в школу родители, не посещающие храм, многие родители не являются прихожанами нашего храма. Все родители приводят детей в школу с надеждой, что их там научат «разумному, доброму, вечному». В основном школу посещают дети, которые не знают основных понятий из Закона Божия. Нам приходится также постоянно иметь в виду, что учащиеся перегружены умственно и психически в общеобразовательной школе. Нельзя забывать, что дети приходят в воскресную школу после учебной недели и все, что будет им напоминать казенный учебный процесс (в том числе и упор на заучивание материала), может вызвать отторжение и нежелание посещать занятия. Исходя из этого, работа строится строго дифференцированно, как в отношении способов оценивания, так и в методах изложения материала. Так рассказали педагоги воскресной школы при храме Покрова Пресвятой Богородицы в с. Ходары Любовь Озякова, Зинаида Карпова, Ирина Павлова.
В целом приоритет в этой воскресной школе отдается воспитанию и формированию здоровой среды общения и среды православного воспитания, что играет большую роль, нежели чем объем заученной информации. Дети с огромным желанием посещают занятия, которые приносят им радость познания нового, и встречу с единомышленниками.
Духовно-нравственное воспитание и постижение основ православной культуры учащимися проходит на занятиях Закона Божия, которые являются наиболее важной частью в работе воскресной школы. Весь курс направлен на привитие евангельской морали как основы не только личной, но и семейной, и церковной, и общественной жизни.
Занятия также строятся вокруг главных церковных праздников, таких как Рождество Пресвятой Богородицы, Рождество Христово, Пасхи и т.д.
Средством решения указанных задач выступает также чтение произведений духовно-нравственной тематики, фрагментов древнерусской книжности (летописаний, житий, поучений), несущих по выражению Д.С. Лихачева «этикет миропорядка, этикет поведения, этикет словесный» и отечественной духовной классики.
Помимо сугубо учебной деятельности в школе ведется работа по организации досуга детей. Самыми популярными видами внеклассной деятельности в школе являются мероприятия к различным праздникам, занятия рукоделием.
Так, дети ежегодно участвуют на рождественских и пасхальных фестивалях, проводимых в г. Шумерля. Учащиеся воскресной школы – активные участники многих школьных мероприятий. В этом учебном году только силами детей воскресной школы подготовлено и проведено мероприятие, посвященное Дню Матери (руководители Николаева А.Н., Шангеева А.А.).
В формировании православной культуры и нравственности большую роль играют паломнические поездки. В ходе этих поездок ребята узнают об исторических местах, святых людях и святынях, оставленных нам в духовное наследие.
Так, прошлый учебный год был завершен поездкой в Цивильский Тихвинский Богородицкий женский монастырь. В ходе экскурсии по монастырю ребята узнали, что он является не только духовным, но и культурным, и историческим центром.
12 декабря 2015 г. состоялась поездка в г. Чебоксары вместе с настоятелем храма Покрова Пресвятой Богородицы протоиереем Алексием Чумериным. Было организовано посещение Центра православной книги «Радонеж» Национальной библиотеки Чувашской Республики. Здесь ребята познакомились с житием святителя Гурия и историей его посещения г. Чебоксары. Затем они посмотрели рождественские киноистории, а педагоги, тем временем, пообщались со своими коллегами из воскресной школы «Светоч» Свято-Троицкого мужского монастыря г. Чебоксары. Дальнейший путь лежал в Свято-Троицкую обитель, где недавно был установлен памятник святителю Гурию. Игумен Мануил рассказал об истории монастыря, все поклонились монастырским святыням, сфотографировались у памятника святителю Гурию, отведали монастырской трапезы. Завершилась поездка посещением выставки «Заступница града сего» в Чувашском Национальном музее, посвященной 460-летию прибытия архиепископа Казанского Гурия в Чувашский край в 1555 году.
Кроме занятий в школе учащиеся участвуют в богослужении, в жизни прихода, оказывают посильную помощь храму. На территории храма вместе с педагогами и родителями сажают цветы и ухаживают за ними.
Таким образом, занятия, все виды работы, проводимые с детьми, педагоги стараются направить на формирование определенных стереотипов поведения, развитие положительных качеств личности, выработку умения оценивать свои поступки и происходящие вокруг него события с христианских позиций, желания делать добро. Увлечь, вдохновить их интересным, важным, полезным делом и делать все возможное, чтобы воскресная школа стала составной и неотъемлемой частью храма.
Сегодня Русская Православная Церковь говорит о важности соединения воспитания и образования. Много лет назад русский философ Иван Ильин выразил обсуждаемую нами сегодня проблему следующим образом: «Люди- писал он,- постепенно переложили цель и смысл своей жизни из внутреннего мира во внешний: материя стала первенствовать, духовность перестала цениться, все стало сводиться к земному на земле: небесное в земной жизни и небесное в небесах перестало привлекать взоры и сердца». Философ говорил, что воля к совершенству уходит, а именно без нее культура не мыслима. А воскресная школа предлагает детям эти представления как прекрасную образовательную среду для формирования у молодых людей нравственных ценностей.