Шумерлинский муниципальный округ

Опыт работы по патриотическому воспитанию в условиях сельской школы

Одной из важных составных частей воспитательного процесса в МБОУ «Алгашинская СОШ» Шумерлинского района Чувашской Республики является формирование патриотизма, которое имеет большое и непосредственное значение в духовном и социально-гражданском становлении личности обучающихся.

Основными направлениями в системе патриотического воспитания в МБОУ «Алгашинская СОШ» являются:

  • Духовно-нравственное.
  • Гражданско-патриотическое
  • Историческое и краеведческое.
  • Героико-патриотическое.
  • Военно-патриотическое.
  • Спортивно-патриотическое.
  • Социально-патриотическое.

Перед выпускниками основной ступени стояла важная задача – сделать ответственный выбор, т.е. предварительный выбор своей будущей профессии(через профориентацию и выбор профиля обучения).Чем раньше молодые люди сделают свой выбор, тем успешнее будет их жизнь в будущем и тем больше вероятность, что государство и общество получат отличного специалиста.

Данная тема программы была определена по нескольким причинам:

Во-первых, в качестве предпосылок для создания программы явились результаты исследований, проведенных у обучающихся во времяобучения в 9 классе.

В 9 классе с обучающимися провели мониторинг по определению психологических и педагогических условий профессионального самоопределения, в ходе которого было выявлены определённые результаты, исходя из которых классным руководителем был выбран этот проект. В частности, мониторинг выявил, что 50 % обучающихся выбирают профессии, связанные  (как напрямую, так и косвенно) со службой в вооружённых силах РФ.

Во-вторых, программа является логичным продолжением  воспитательной программы«Я и моя Родина», которая была реализована в основной школе (5-9 классы обучения).

В-третьих,  анализ работы за 5 лет показал, что 50% родителей обучающихся находятся в категории «неблагополучные семьи». Военные учебные заведения и  служба в армии помогут этим детям в плане самодисциплины и послужат хорошим социальным лифтом.

И, в-четвёртых, данная программа даст возможность детям стать подлинными гражданами страны, теми, кто не ставит свои интересы выше общественных, а также теми, кто действительно способен принести пользу государству и социуму.

Программа рассчитана на обучающихся 10-11 классы (16-18 лет) и отвечает психолого-возрастным особенностям детей.

Осуществление деятельности в рамках данной программы проходит через реализацию проекта «Служение Отечеству» (духовно-нравственное воспитание «Истоки») и реализацию программных мероприятий ВДЮВПОД «Юнармия».

Данное движение было создано для совершенствования политики государства в вопросе воспитания молодёжи, координации, распространения накопленного опыта в области военно-патриотического воспитания.

Наша школа является  опорной площадкой  данного движения, все обучающиеся класса являются членами ВДЮВПОД «Юнармия» и активно принимают участие в муниципальных и республиканских военно-патриотических мероприятиях, соревнованиях и фестивалях юнармейцев.

 

Педагогическая целесообразность:

Наша программа имеет практическую ценность: через реализацию программных мероприятий обучающиеся смогут определиться с будущей профессией, получат практические компетенции, которые им помогут в дальнейшем в их взрослой жизни, разовьют в них гармонично развитую личность..

Реализация задач программы будет происходить, в том числе и через организацию и проведение различных социальных акций, мероприятий, уроков мужества с участием ветеранов, а так же через волонтёрскую (добровольческую), и поисково-краеведческую деятельность.

Нам кажется, что именно такая работа (формы и методы) будет наиболее эффективной с детьми всех категорий (в том числе - асоциальной).

Цель и задачи программы.

  Создание и активное функционирование системы работы связанной с патриотическим воспитанием, через вовлечение обучающихся в профориентационную деятельность, воспитания в них трудолюбия, эстетического восприятия и формирование правильного  образа гражданина России.

Чтобы достигнуть данную цель, мы поставили такие задачи:

  • формирование положительного  отношения к службе в армии России и мотивирование  молодёжи к прохождению военной службы как по контракту, так и по призыву;
  • подборка актуальных методов и средств. для воспитательной работы, использование их в деятельности класса;
  • формирование чувства патриотизма и осознания учащимися  роли России в судьбе всего  мира на основе исторических ценностей, развитие и сохранение чувства любви к своей стране, школе, близким людям;
  • формирование нравственной основы личности, становление её духовной культуры;
  • формирование гуманизма и гуманного отношения к окружающему людям;
  • формирование потребности личности к постоянному самосовершенствованию;
  • формирование целостного представления у обучающихся о мире профессий.
  • формирование чувства  уверенность в себе, в своих силах (для мобилизации внутренних резервов); 
  • формирование адекватной самооценки;
  • обеспечение участия родителей в реализации программы (подготовка, проведении воспитательных мероприятий).

Программа реализуется 2 года.

Этапы реализации прoграммы

I этап: разработка проекта(июнь – сентябрь 2016)

Цель: подготовка условий создания системы патриотического воспитания.

Задачи:

  1. Изучение нормативной базы.

2. Разработка, обсуждение и принятие  программы патриотического воспитания.

3. Анализ условий реализации программы (материально-технических и педагогических).

  1. Подбoрка диагнoстических метoдик по направлениям прoграммы.

II этап:  практический этап  (2016-2018)

Цель:реализация программных положений по патриотическому воспитанию «Россия – наш общий дом».

Задачи:

1. Отработка содержания деятельности.

2. Подборка актуальных и эффективных форм и методов воспитательного воздействия.

3. Разработка методических рекомендаций.

4. Укрепление и расширение  связей с организациями-партнёрами, а так же непосредственное вовлечение в систему патриотического воспитания всех представителей субъектов образовательной деятельности.

6. Самое непосредственное и активное участие в разнообразных конкурсах по патриотическому воспитанию.

7. Проведение  мониторинга выполнения программных положений.

III этап: завершающий, аналитическийэтап (май – август 2018)

Цель:анализ итогов реализации программы.

Задачи:

1. Провести диагностику и анализ результатов.

2. Провести обобщение  результатов своей  работы.

Сoдержание деятельности:

При организации работы по данной программе патриотического воспитания, в своей деятельности руководствуемся двумя следующими принципами:

1) принцип последовательности;

2) принцип поэтапности.

Реализуем такую, как нам кажется, несомненно, эффективную воспитательную цепочку:

1) Любовь к близким людям.

2) Уважение старшего поколения.

3) Любовь к природе.

4) Любовь к «малой» Родине – Чувашии.

5) Любовь к «большой» Родине – России.

6) Понимание важности и необходимости служения своему Отечеству.

В процессе реализации воспитательной программы обучающихся “Россия - наш общий дом” у юношей и девушек к моменту завершения обучения в  школе должны быть сформированы следующие качества  настоящей личности:

  • активная гражданская позиция;
  • осознание личной ответственности за судьбу своей Родины – России и всего российского общества;
  • чувство патриотизма, гордости за свою страну, школу, близких и родных людей;
  • знание истории и культуры своей страны;
  • верность Родине и готовность защитить своё Отечество;
  • духовное, нравственное ифизическое здоровье;
  • владение культурой и мысли речи;
  • способность к саморазвитию.
  • гуманистическое отношение к окружающим людям;
  • внутренняя потребность личности в совершенствовании своей  социализации.


17 сентября 2018
10:18
Поделиться