Независимая оценка пожарного риска или что нужно знать предпринимателям, руководителям организаций и учреждений по вопросу независимой оценки пожарного риска
В соответствии со статьей 144 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», одной из форм оценки соответствия объектов защиты (продукции) требованиям пожарной безопасности, наравне с государственным пожарным надзором, является независимая оценка пожарного риска (аудит пожарной безопасности). Фактически это альтернатива государственному пожарному надзору, причем без применения карательных функций в виде штрафов и запрещений эксплуатации объектов. Положительный аспект от введения аудита, прежде всего в том, что разрешили оценивать объекты с точки зрения пожарной безопасности частным (негосударственным) компаниям, позволили спорить и даже отстаивать объекты в судах, защищать объекты от «закрытия» (приостановки).
Основной целью создания системы независимой оценки рисков (далее- НОР) является снижение административной нагрузки на субъекты предпринимательской деятельности в результате их вывода из сферы «обслуживания» государственными надзорными органами и создание благоприятных условий для развития всех форм бизнеса.
Порядок проведения НОР регламентирован Постановлением Правительства РФ № 304 от 7 апреля 2009 года «Об утверждении Правил оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска»
Основным результатом независимой оценки рисков является - заключение о соответствии (несоответствии) объекта защиты требованиям пожарной безопасности. Копия заключения о проведении НОР в течение 5 рабочих дней после его утверждения, направляется экспертной организацией в надзорные органы МЧС России для учета. В соответствии с пунктом 48 приказа МЧС России от 30 ноября 2016 г. N 644 "Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности" в случае поступления заключения НОР до утверждения ежегодного плана в орган ГПН, проверки в отношении таких объектов защиты планируются только по истечении срока, установленного для данного объекта защиты в зависимости от присвоенной ему категории риска. При этом орган ГПН не вправе оценивать достоверность заключения НОР на объекте защиты.
Напоминаем, что периодичность плановых проверок в настоящее время составляет:
для категории высокого риска - один раз в 3 года;
для категории значительного риска - один раз в 4 года;
для категории среднего риска - не чаще чем один раз в 7 лет;
для категории умеренного риска - не чаще чем один раз в 10 лет;
в отношении объектов защиты, отнесенных к категории низкого риска, плановые проверки не проводятся.
Правила отнесения объектов защиты к определенной категории риска определены Постановлением Правительства РФ от 17.08.2016 N 806 "О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации".
Более подробную информацию по данному вопросу можно получить в отделе надзорной деятельности и профилактической работы по г. Шумерля,Красночетайскому и Шумерлинскому районам УНД и ПР Главного управления МЧС России по Чувашской Республике по адресу: г. Шумерля, ул. Ленина, д.35, или по телефону 2-19-06.
ОНД и ПР по г. Шумерля,Красночетайскому и Шумерлинскому районам УНД и ПР Главного управления МЧС России по Чувашской Республике