ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Чувашской Республике – Чувашии» сообщает:
Вопрос:
Может ли потребитель предъявить требования продавцу, если отсутствует товарный чек на товар ?
Ответ:
В соответствии с п. 5 ст. 18 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» отсутствие у потребителя кассового или товарного чека либо иного документа, удостоверяющего факт и условия покупки товара, не является основанием для отказа в удовлетворении его требований.
Товарный и кассовый чек являются документами, которые подтверждают факт заключения договора купли-продажи товара.
Согласно ст. 493 Гражданского Кодекса Российской Федерации помимо указанных документов к документам, которые подтверждают факт заключения договора, можно отнести также и другие документы, подтверждающие оплату товара. Вместо товарного или кассового чека потребителем в подтверждение факта заключения договора могут быть представлены и другие документы, подтверждающие факт оплаты товара. Кроме того, согласно ст. 493 Гражданского Кодекса Российской Федерации отсутствие у потребителя указанных документов не лишает возможности потребителя ссылаться на свидетельские показания, которые подтверждают факт заключения договора и его условий.
Вопрос:
Купил мобильный телефон ребенку. По возвращении домой выяснилось, что ему такой телефон не подходит, нужен телефон с другими техническими характеристиками. Можно ли обменять телефон на другой с доплатой.
Ответ:
В соответствии со ст. 25 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» потребитель вправе обменять непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный товар у продавца, у которого этот товар был приобретен, если указанный товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации.
Потребитель имеет право на обмен непродовольственного товара надлежащего качества в течение четырнадцати дней, не считая дня его покупки.
Обмен непродовольственного товара надлежащего качества проводится, если указанный товар не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, фабричные ярлыки, а также имеется товарный чек или кассовый чек, либо иной подтверждающий оплату указанного товара документ. Отсутствие у потребителя товарного чека или кассового чека либо иного подтверждающего оплату товара документа не лишает его возможности ссылаться на свидетельские показания.
В случае, если аналогичный товар отсутствует в продаже на день обращения потребителя к продавцу, потребитель вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за указанный товар денежной суммы. Требование потребителя о возврате уплаченной за указанный товар денежной суммы подлежит удовлетворению в течение трех дней со дня возврата указанного товара.
Однако это правило не распространяется на товары, которые перечислены в Перечне, установленном постановлением Правительства РФ от 19.01.98 N 55 (он касается непродовольственных товаров надлежащего качества, которые вернуть нельзя). В этот Перечень включены и телефонные аппараты и радиоэлектронная бытовая аппаратура.
Вопрос:
Могу ли я вернуть айфон в магазин через год и два месяца с момента покупки по причине обнаруженного дефекта?
Ответ:
В соответствии с п. 1 ст. 18 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» в отношении технически сложного товара потребитель в случае обнаружения в нем недостатков вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы либо предъявить требование о его замене на товар этой же марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены в течение пятнадцати дней со дня передачи потребителю такого товара. По истечении этого срока указанные требования подлежат удовлетворению в одном из следующих случаев: обнаружение существенного недостатка товара; нарушение установленных Законом «О защите прав потребителей» сроков устранения недостатков товара; невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков. По истечении гарантийного срока, установленного на товар, потребитель вправе руководствоваться положениями п. 5 ст. 19 Закона «О защите прав потребителей»: в случаях, когда предусмотренный договором гарантийный срок составляет менее двух лет и недостатки товара обнаружены потребителем по истечении гарантийного срока, но в пределах двух лет, потребитель вправе предъявить продавцу (изготовителю) требования, предусмотренные статьей 18 настоящего Закона, если докажет, что недостатки товара возникли до его передачи потребителю или по причинам, возникшим до этого момента. В основном, в качестве доказательства выступает экспертное заключение.
Вопрос:
Мой смартфон уже трижды был в гарантийном ремонте. Сейчас он снова сломался, в магазине предлагают только ремонт – объясняют, что права на возврат денег у меня нет. Гарантийный срок еще не истек. В каком случае я смогу вернуть деньги за некачественный товар?
Ответ:
Смартфон относится к категории технически сложных товаров (п. 6 Перечня технически сложных товаров, утв. Постановлением Правительства РФ от 10.11.2011 г. № 924). В соответствии с п. 1 ст. 18 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» в отношении технически сложного товара потребитель в случае обнаружения в нем недостатков вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы либо предъявить требование о его замене на товар этой же марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены в течение пятнадцати дней со дня передачи потребителю такого товара. Если недостаток обнаружен позднее 15 дней со дня покупки, то покупатель вправе требовать возврата денег в случае, если недостаток является существенным. Существенный недостаток товара - неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки. Таким образом, если в товаре проявляются недостатки более одного раза, это дает основание потребовать возврата денег за товар либо его замены.
Вопрос:
Купил комплектующие к компьютеру, но не нашел информации на упаковке и в сопроводительной документации о сроке службы и гарантийном сроке. Непонятно, в течение какого времени распространяется гарантия на деталь?
Ответ:
- Если на товар не установлен срок службы или гарантийный срок, потребитель, вправе предъявить свои требования изготовителю или продавцу в пределах двух лет со дня передачи товара покупателю, если более длительные сроки не установлены законом или договором.
Вопрос:
Могу ли я вернуть деньги за товар, если в инструкции к эксплуатации отсутствует информация на русском языке?
- Да, можете. В соответствии со статьей 8 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее - Закон), потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах). Указанная информация в наглядной и доступной форме обязательна к доведению до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи и договоров о выполнении работ (оказании услуг) способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей, на русском языке.
Согласно п. 2 ст. 10 Закона, продавец обязан предоставить достоверную информацию о товаре, в т. ч. о его потребительских свойствах. Если такая информация им не была предоставлена, или она была недостоверной, покупатель, согласно п.1 ст.12 Закона, может требовать возврата уплаченной за товар суммы.
Вопрос:
В какой срок продавец должен провести проверку качества товара?
Ответ:
Все зависит от требований, которые предъявляет потребитель. Например, если потребитель требует вернуть деньги за товар ненадлежащего качества, то в течение 10 дней продавец обязан провести его экспертизу.
Если требуется ремонт товара, то срок проведения экспертизы будет составлять не более 45 дней. Замена товара – 20 дней. Если Вы хотите уменьшить покупную цену, то срок экспертизы должен быть не более 10 дней.
Вопрос:
Приобрел в подарок электронные наручные часы (смарт-часы), которые не подошли по характеристикам. Я обратился к продавцу с целью обменять их на другие, но в магазине мне отказали, сославшись на то, что данный товар не подлежит возврату или обмену. Правомерны ли действия продавца?
Ответ:
Да, правомерны. В соответствии со ст. 25 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» потребитель вправе обменять непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный товар у продавца, у которого этот товар был приобретен, если указанный товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации.
Потребитель имеет право на обмен непродовольственного товара надлежащего качества в течение четырнадцати дней, не считая дня его покупки. Обмен непродовольственного товара надлежащего качества проводится, если указанный товар не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, фабричные ярлыки, а также имеется товарный чек или кассовый чек, либо иной подтверждающий оплату указанного товара документ. Отсутствие у потребителя товарного чека или кассового чека либо иного подтверждающего оплату товара документа не лишает его возможности ссылаться на свидетельские показания.
В случае, если аналогичный товар отсутствует в продаже на день обращения потребителя к продавцу, потребитель вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за указанный товар денежной суммы. Требование потребителя о возврате уплаченной за указанный товар денежной суммы подлежит удовлетворению в течение трех дней со дня возврата указанного товара.
Перечень товаров, не подлежащих обмену по указанным выше основаниям, утверждается Правительством Российской Федерации.
Электронные наручные часы с двумя и более функциями относятся к технически сложным товарам бытового назначения и входят в Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации, утв. постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. N 55
Вопрос:
Два месяца назад купил планшет. В настоящее время планшет не работает. В магазине предлагают только ремонт. Я не хочу пользоваться отремонтированным планшетом. Могу отказаться от некачественного товара и потребовать возврата денег?
Ответ:
Планшет относится к категории технически сложных товаров (п. 6 Перечня технически сложных товаров, утв. Постановлением Правительства РФ от 10.11.2011 г. № 924). В соответствии с п. 1 ст. 18 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» в отношении технически сложного товара потребитель в случае обнаружения в нем недостатков вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы либо предъявить требование о его замене на товар этой же марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены в течение пятнадцати дней со дня передачи потребителю такого товара. Если недостаток обнаружен позднее 15 дней со дня покупки, то покупатель вправе требовать возврата денег в случае, если недостаток является существенным. Существенный недостаток товара - неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки. Таким образом, право потребителя на предъявление требования о возврате денег за него возникнет в том случае, если планшетный компьютер будет признан не подлежащим ремонту.
По вопросам получения консультаций в области защиты прав потребителей, помощи в составлении претензий и исковых заявлений обращайтесь в Консультационный центр для потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Чувашской Республике – Чувашии» г. Чебоксары, ул. Гладкова, д. 17, каб. 200, 202 тел. 8(835) 56-46-66, 56-29-01
Также Вы можете обратиться письменно с вопросом по адресу электронной почты: urist.centr@cge21.ru или через Skype: URIST.CGE21