Факторы, влияющие на здоровье детей
Проведенные научные исследования в области детского здоровья НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ФГАУ «Национальный научно-практический центр здоровья детей» и другими институтами показывают, что 4,3 – 9,5 % школьников абсолютно здоровы только в первом классе. В число лидеров среди «школьных» болезней попали: кариес, гастрит, близорукость, нарушение осанки.
По результатам профилактических медицинских осмотров дети распределены на следующие группы здоровья: 1 группа здоровья – 24,2%, 2 группа здоровья – 63,4%, 3 группа здоровья – 10,5%, 4 группа здоровья – 0,3%, 5 группа здоровья (дети-инвалиды) – 1,7%.
Школьная среда косвенно влияет на здоровье детей. В период кризисного роста, особенно в возрасте 6 - 7 лет и старше под влиянием внешней среды у относительно здоровых детей проявляются различные заболевания. Неблагоприятные факторы внешней среды подталкивают к ухудшению здоровья детей.
Зная неблагоприятные факторы и их влияние на физическое и эмоциональное состояние ученика, можно уменьшить негативное влияние их на здоровье детей.
Для того чтобы улучшить здоровье и физическое развитие ребенка необходимо придерживаться определенных гигиенических требований к школьной форме. Школьная форма, обувь должны отвечать требованиям безопасности по санитарно-химическим, физико-гигиеническим и токсиколого-гигиеническим показателям. Одежда защищает ребенка от отрицательного влияния окружающей среды. Для детей большое значение имеют защитные функции одежды в связи с тем, что у детей механизмы теплорегуляции не до конца развиты, поэтому переохлаждение и перегревание организма может привести к некоторым заболеваниям. Дети отличаются большой двигательной активностью, при которой уровень теплопродукции возрастает. Показатели безопасности предметов одежды и принадлежностей к одежде, головных уборов и их частей, прочих готовых текстильных изделий для детей и подростков регламентируются в нормативных документах с учетом возраста, функционального назначения, площади контакта с кожей, состава используемых материалов.
В настоящее время отмечается резкое увеличение занимающихся детей дошкольного, ясельного возраста в образовательных и учреждениях дополнительного образования. При этом часто педагогами, родителями не учитываются гигиенические нормативы и требования, элементы педагогики и психологии, особенности детского организма, возрастная физиология, влияющие на здоровье и на способности ребенка. Будьте внимательны к жалобам ребенка на головную боль, усталость, плохое самочувствие. Чаще всего это объективные показатели утомления, трудности учебы.
Непосредственными причинами, приводящими к нарушению осанки у детей, могут выступать неблагоприятные факторы, влияющие на формирование детской осанки: слабое физическое развитие, недостаточная физическая активность, неправильная поза ребенка во время занятий (работы), из-за несоответствие детской и учебной мебели (стола, стула) росту ребенка, низкая освещенность учебного или рабочего места, неправильный режим дня, нарушения питания, гипотрофия или ожирение. Помимо вышеперечисленных факторов есть ещё множество других причин, которые могут вызвать изменения состояния костей и мышц.
Правильный воздушный режим класса имеет огромное значение и для укрепления здоровья школьников, и для повышения их работоспособности.
Гигиенические свойства воздушной среды определяются ее химическим составом, физическим состоянием: температурой, влажностью, скоростью движения воздуха напряжением электрического поля и др. Гигиенически правильный воздух в школе - важное условие успеваемости и работоспособности учеников, а особенно актуальным становится этот аспект в период школьных эпидемий, ведь известно, что вирусы распространяются воздушно-капельным путем. При длительном пребывании в классе большого количества учеников воздух перестает отвечать гигиеническим требованиям. Изменяется его химический состав, физические свойства и вирусно-бактериальная загрязненность, и эти показатели резко ухудшаются к концу уроков.
Работоспособность школьника существенно снижается, если он долго находится в помещении, которое не проветривается. К тому же, повышается утомляемость, и могут возникать головные боли. Наиболее благоприятные условия для учёбы в классе - температура 18-20 °C и относительная влажность - 40-60 %,. скорость движения воздуха - 0,1-0,2 м/с. В таких условиях у учеников дольше сохраняется работоспособность и хорошее самочувствие.
Повышенная температура окружающего воздуха затрудняет отдачу тепла, что приводит к повышению температуры тела. При этом учащаются пульс и дыхание, нарастает утомляемость, падает работоспособность. Также затрудняет теплоотдачу и усиливает потоотделение при пребывании человека в условиях повышенной относительной влажности. При низких температурах наблюдается большая теплопотеря, что может привести к переохлаждению организма. При повышенной влажности воздуха и низкой температуре опасность переохлаждения и простудных заболеваний значительно повышается. Именно поэтому в период массовых заболеваний гриппом и простудой вопрос поддержания здорового микроклимата в школьных помещениях становится особенно актуальным.
Электрическое и магнитное поля также влияют на человека. Например, отрицательные электрочастицы воздуха положительно действуют на организм (снимают утомляемость, повышают работоспособность), а положительные ионы, наоборот, угнетают дыхание и т. д. Отрицательные ионы воздуха более подвижны, и их называют легкими, положительные – менее подвижны, поэтому их называют тяжелыми. В чистом воздухе преобладают легкие ионы, а по мере его загрязнения они оседают на пылинках, капельках воды, переходя в тяжелые. Поэтому воздух становится теплым и душным.
Как улучшить воздушный режим учебных кабинетов, рекреаций, спортивных залов? Самым простым и достаточно надежным способом по обеспечению чисты воздухом помещений образовательного учреждения являются исправность и работа в течение учебного дня приточно-вытяжной системы вентиляции учреждения и правильно организованное проветривание.
Проветривание – это первое, что можно сделать для улучшения качества воздуха. Проветривание классных комнат должно проводиться регулярно, после каждого урока. Наиболее эффективным является сквозное проветривание, когда во время перемены одновременно открываются, фрамуги (форточки) или окна и двери класса. При таком проветривании в помещении не должно быть детей. Сквозное проветривание позволяет за 5 минут снизить концентрацию вредных веществ, уменьшить влажность, количество микроорганизмов и улучшить ионный состав воздуха.
Также чистый наружный воздух поступает в помещения, через специальные микровентиляционные устройства, встроенные в оконные рамы.
Значительное положительное влияние на микроклиматические условия и факторы окружающей среды в помещениях образовательного учреждения оказывает вытяжная и приточно-вытяжная системы вентиляции учреждения. Устройство этого вида вентиляции предусматривается проектом строительства здания учреждения.
С физиолого-гигиенической точки зрения создание благоприятных условий среды обитания детей является существенным фактором для сохранения здоровья.
Врач по общей гигиене Ю.Семенов
ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Чувашской Республике – Чувашии»