Шумерлинский муниципальный округ

Новости Шумерлинской межрайонной прокуратуры

Ответственность за повреждение или уничтожение лесных насаждений

 В связи с наступлением пожароопасного периода в лесах Шумерлинская  межрайонная прокуратура предупреждает о необходимости неукоснительного соблюдения Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 № 417.

Уничтожение или повреждение лесных насаждений, а также нарушение правил пожарной безопасности в лесах влечет за собой строгую ответственность.

Законодателем предусмотрена административная ответственность за нарушение правил пожарной безопасности в лесах, в том числе в условиях особого противопожарного режима; выжигание хвороста, лесной подстилки, сухой травы с нарушением требований правил пожарной безопасности на земельных участках, непосредственно примыкающих к лесам; нарушение правил пожарной безопасности, повлекшее возникновение лесного пожара без причинения тяжкого вреда здоровью человека.

Нарушители за совершение указанных противоправных деяний могут быть привлечены к наказанию в виде предупреждения (ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ) или штрафа, сумма которого варьируется от 1,5 тыс. до 5 тыс. рублей для граждан, от 10 тыс. до 50 тыс. рублей для должностных лиц, от 50 тыс. до 1 млн. рублей для юридических лиц (ч.ч. 1-5 ст. 8.32 КоАП РФ).

За уничтожение или повреждение лесных насаждений в результате неосторожного обращения с огнем или иными источниками повышенной опасности предусмотрена уголовная ответственность по ч.ч. 1 и 2 ст. 261 Уголовного кодекса РФ. Так, по ч. 1 ст. 261 Уголовного кодекса РФ может быть назначено наказание в виде штрафа от 200 тыс. до 400 тыс. рублей, обязательных работ до 480 часов, исправительных работ до 2 лет, принудительных работ до 3 лет, лишения свободы до 3 лет. Более строгое наказание предусмотрено, если в результате деяния, предусмотренного ч. 1 ст. 261 Уголовного кодекса РФ, был причинен крупный ущерб.

В случае умышленного поджога лесных насаждений деяния виновного будут квалифицированы по ч. 3 или ч. 4 ст. 261 Уголовного кодекса РФ и наказываются штрафом до 1 млн. рублей и лишением свободы до 8 лет со штрафом до 500 тыс. рублей. Если же лесным насаждениям причинен крупный ущерб, то размер штрафа составляет 3 млн. рублей, а срок лишения свободы - 10 лет со штрафом до 500 тыс. рублей.

Крупным ущерб признается, если стоимость уничтоженных или поврежденных лесных насаждений и иных насаждений превышает 50 тыс. рублей.

   

Порядок зачета времени нахождения под стражей и домашним арестом в сроки наказаний.

 Согласно российскому законодательству, если осужденному до постановления приговора была избрана мера пресечения в виде домашнего ареста или заключения под стражу, то в срок наказания, назначенного судом, засчитывается время нахождения его под домашним арестом или под стражей.

Так, в соответствии со ст. 72 УК РФ время содержания лица под стражей засчитывается в срок лишения свободы (за исключением отдельных категории осужденных, например, при особо опасном рецидиве преступлений) из расчета один день за:

- один день отбывания наказания в тюрьме либо исправительной колонии строгого либо особого режима;

- полтора дня отбывания наказания в воспитательной колонии либо исправительной колонии общего режима;

- два дня отбывания наказания в колонии-поселении.

Время нахождения лица под домашним арестом засчитывается в срок содержания лица под стражей до судебного разбирательства и в срок лишения свободы из расчета два дня нахождения под домашним арестом за один день содержания под стражей или лишения свободы.

Между тем, при назначении лишения свободы условно, если осужденный содержался под стражей или домашним арестом до вынесения приговора, вышеуказанные требования уголовного закона не применяются.

Вопрос о зачете времени содержания под стражей или домашним арестом подлежит разрешению судом в постановлении об отмене условного осуждения либо в последующем приговоре при отмене условного осуждения по первому приговору по основаниям, предусмотренным ст. 74 УК РФ. Например, в случае отмены условного осуждения в срок окончательного наказания, назначенного по правилам ст.70 УК РФ, необходимо зачесть и время содержания под стражей или под домашним арестом по первому делу в соответствии с положениями ст. 72 УК РФ.

Следует также отметить, что предусмотренный ст. 72 УК РФ коэффициент кратности не распространяется на стадию исполнения приговора, вступившего в законную силу. В этой связи, если мера пресечения в виде заключения под стражу избрана при разрешении вопроса об отмене назначенного судом условного осуждения и направлении осужденного для реального отбывания лишения свободы в исправительное учреждение, то время содержания последнего под стражей в срок отбытия наказания зачету не подлежит.

Специфические условия зачета в срок лишения свободы времени содержания под стражей предусмотрены и для лиц, осужденных при особо опасном рецидиве преступлений; осужденных, которым смертная казнь в порядке помилования заменена пожизненным лишением свободы или лишением свободы на срок двадцать пять лет; осужденных за преступления, предусмотренные ст. 205-205.5, ч. 3 и 4 ст. 206, ст. 208, 209, ч. 4 ст. 211, ч. 2 и 3 ст. 228, ст. 228.1, 229, 275, 276, 361 УК РФ, и за сопряженные с осуществлением террористической деятельности преступления, предусмотренные ст. 277-279 и 360 УК РФ. Для этих осужденных с учетом опасности совершенных ими преступлений установлены более строгие правила зачета времени содержания под стражей, которое засчитывается в срок лишения свободы из расчета один день за один.

В тех случаях, когда до судебного разбирательства виновный содержался под стражей, но в качестве основного наказания ему назначен штраф, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, суд, учитывая срок содержания под стражей, смягчает назначенное наказание или полностью освобождает его от отбывания этого наказания.

Шумерлинская межрайонная прокуратура

  О мерах поддержки субъектов предпринимательской деятельности

 В условиях, связанных с распространением коронавирусной инфекции, устойчивое развитие экономики и поддержка бизнеса определены руководством страны одним из важнейших приоритетов.

Для дальнейшего стимулирования предпринимателей, осуществляющих деятельность в отраслях экономики, в наибольшей степени пострадавших при пандемии, к сохранению рабочих мест постановлением Правительства Российской Федерации от 27.02.2021 № 279 утверждены Правила предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2021 году юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на восстановление предпринимательской деятельности.

Заемщиками по этой программе льготного кредитования могут быть получившие ранее льготные кредиты и сохранившие численность работников хозяйствующие субъекты.

Срок кредита составит один год по конечной ставке для бизнеса 3 %. В течение первого полугодия заемщикам предоставлено право не выплачивать основной долг и проценты по нему.

  

О внесении изменений в миграционное законодательство

 Российская Федерация гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, места жительства, а также других обстоятельств. Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

Уполномоченными органами власти Российской Федерации принимаются меры для защиты прав и свобод иностранных граждан, их безопасности пребывания в России в условиях, связанных с распространением новой коронавирусной инфекции. Во взаимодействии с компетентными органами иностранных государств принимаются меры для обеспечения возможности возращения своих соотечественников на родину.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 18 апреля 2020 г. № 274 «О временных мерах по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в связи с угрозой дальнейшего распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» (далее – Указ) тем лицам, кто находится на территории Российской Федерации в нарушение установленного миграционным законодательством порядка пребывания, предоставлена возможность урегулировать правовое положение без применения предусмотренных в таком случае санкций.

В этой связи лицам, не имеющим законных оснований для нахождения на территории Российской Федерации, рекомендуется обращаться в миграционные органы по месту своего нахождения в Российской Федерации. В отношении таких граждан и членов их семей в установленном порядке будет принято решение о продлении срока их временного пребывания, постановки на учет по месту пребывания и оформлены соответствующие разрешительные документы.

Также Указом предусмотрено, в частности, приостановить на период с 15 марта 2020 г. по 15 июня 2021 г. включительно течение:

сроков временного пребывания, проживания иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, в случае если такие сроки истекают в указанный период;

сроков добровольного выезда из Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, в отношении которых принято решение об административном выдворении за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации;

сроков действия следующих документов, у которых в указанный период истекает срок действия: виза, разрешение на временное проживание, вид на жительство, удостоверение беженца и др.

   Введена административная ответственность за принудительную высадку из общественного транспорта несовершеннолетнего, следующего без сопровождения взрослых

 Федеральным  законом от 20.04.2021 N 98-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" дополнена  статья 11.33 КоАП РФ частью 2.1, в соответствии с которой, в случае принудительной высадки из автобуса, трамвая или троллейбуса несовершеннолетнего, не достигшего возраста шестнадцати лет, не подтвердившего оплату проезда, если его проезд подлежит оплате, либо право на бесплатный или льготный проезд и следующего без сопровождения совершеннолетнего лица, и если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, на водителя может быть наложен штраф в размере пяти тысяч рублей, а на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

   

Ответственность за организацию и участие в несогласованных публичных мероприятиях.

 За нарушение установленного порядка организации или проведения публичных акций, а также за организацию - массового одновременного пребывания и (или) передвижения граждан в общественных местах, повлекших нарушение общественного порядка, установлена административная и уголовная ответственность.

Так, за организацию либо проведение публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия, предусмотрена административная ответственность по ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ. Санкция статьи предусматривает наказание в виде административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей, или обязательных работ на срок до пятидесяти часов, или административного ареста на срок до десяти суток; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Административная ответственность предусмотрена и в отношении участников публичного мероприятия за участие в несогласованных акциях, повлекших создание помех функционированию объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, связи, движению пешеходов и (или) транспортных средств либо доступу граждан к жилым помещениям или объектам транспортной или социальной инфраструктуры по ч. 6.1 ст. 20.2 КоАП РФ, которая влечет за собой наказание в виде наложения административного штрафа на    граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей, или обязательных работ на срок до ста часов, или административного ареста на срок до пятнадцати суток; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Вовлечение несовершеннолетнего в участие в несогласованных публичных мероприятиях в соответствии с ч. 1.1 ст. 20.2 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей, или обязательных работ на срок от двадцати до ста часов, или административного ареста на срок до пятнадцати суток; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ.

Кроме этого, сокрытие участниками публичного мероприятия своего лица (его части), в том числе путем использования масок, средств маскировки, иных предметов, также может составлять объективную сторону состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ, в том случае, если данные предметы используются именно в целях затруднения определения их личностей.

Санкция статьи предусматривает наказание в виде административного штрафа в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или обязательных работ на срок до сорока часов.

Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.ч. 1 - 6.1 ст. 20.2 КоАП РФ, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от ста пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей, или обязательные работы на срок от сорока до двухсот часов, или административный арест на срок до тридцати суток; на должностных лиц - от двухсот тысяч до шестисот тысяч рублей. 

В случае совершения административных правонарушений, предусмотренных ст. 20.2 КоАП РФ, более двух раз в течение ста восьмидесяти дней, наступает уголовная ответственность, предусмотренная ст. 212.1 УК РФ (неоднократное нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования). Данной статьей  предусмотрено наказание в виде штрафа в размере от шестисот тысяч до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до трех лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на тот же срок,

Отдельно необходимо отметить, что за склонение, призывы, организацию и участие в массовых беспорядках, сопровождавшихся насилием, погромами, поджогами, уничтожением имущества предусмотрена уголовная ответственность по ст. 212 УК РФ (массовые беспорядки). Санкция данной статьи предусматривает лишение свободы на срок от восьми до пятнадцати лет.

  

Об изменениях в Трудовой кодекс Российской Федерации в части сроков подачи работником иска о компенсации морального вреда

 Федеральным законом от 05.04.2021 №74-ФЗ «О внесении изменений в статьи 391 и 392 Трудового кодекса Российской Федерации» закреплено 2 варианта, когда сотрудник может заявить о возмещении морального вреда:

- вместе с требованием о восстановлении прав;

- в течение 3 месяцев после вступления в силу решения суда, которым полностью или частично восстановлены права.

Споры о компенсации морального вреда рассматривают только суды.

Изменения внесли в связи с тем, что Постановлением от 14.07.2020 №35-П Конституционный суд Российской Федерации признал действующую норму частично неконституционной, разобравшись в следующей ситуации. Служащий выиграл спор о восстановлении в должности, а затем попытался возместить моральный вред. Суды отказали в компенсации из-за того, что истек срок обращения с иском по ч. 1 ст. 392 ТК РФ. Они посчитали его с момента, когда заявитель узнал о нарушении прав. Конституционный суд Российской Федерации постановил, что данная норма ограничивает право на судебную защиту. Нельзя к самостоятельному иску с требованием о компенсации морального вреда применять общие правила о сроках.

Федеральный закон от 05.04.2021 №69-ФЗ вступил  в силу 16.04.2021.

   

Установлена административная ответственность юридических лиц за публичное оскорбление памяти защитников Отечества и ветеранов Великой Отечественной войны

 Федеральным законом от 05.04.2021 №58-ФЗ «О внесении изменений в статьи 3.5 и 13.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» внесены поправки, согласно которым административное наказание в виде штрафа в размере от трех миллионов до пяти миллионов рублей с конфискацией предмета административного правонарушения или без таковой будет налагаться на юридических лиц за:

- публичное оскорбление памяти защитников Отечества либо публичное унижение чести и достоинства ветерана Великой Отечественной войны, в том числе совершенные с использованием средств массовой информации либо информационно-телекоммуникационных сетей (включая сеть "Интернет");

- публичное распространение информации, отрицающей факты, установленные приговором Международного военного трибунала для суда и наказания главных военных преступников европейских стран оси, либо одобряющей преступления, установленные указанным приговором, а равно публичное распространение заведомо ложных сведений о деятельности СССР в годы Второй мировой войны, о ветеранах Великой Отечественной войны, в том числе совершенные с использованием средств массовой информации либо информационно-телекоммуникационных сетей (включая сеть "Интернет").

Федеральный закон от 05.04.2021 №58-ФЗвступает в силу 16.04.2021.

  

Внесены поправки в статьи Уголовного кодекса РФ о злоупотреблении должностными полномочиями

 Федеральным законом от 24.02.2021 № 16-ФЗ внесены изменения в статьи 201 и 285 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее УК РФ), а также в примечания к статьям 201 УК РФ («Злоупотребление полномочиями») и 285 УК РФ («Злоупотребление должностными полномочиями»).

В частности, к должностным лицам в примечании к статье 285 УК РФ отнесены лица, осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных внебюджетных фондах, публично-правовых компаниях, в хозяйственных обществах, в высшем органе управления которых РФ, субъект РФ или муниципальное образование имеет право прямо или косвенно (через подконтрольных им лиц) распоряжаться более чем 50% голосов либо в которых РФ, субъект РФ или муниципальное образование имеет право назначать (избирать) единоличный исполнительный орган и (или) более 50 % состава коллегиального органа управления, в акционерных обществах, в отношении которых используется специальное право на участие РФ, субъектов РФ или муниципальных образований в управлении такими акционерными обществами («золотая акция»).

Федеральный закон вступил в силу 07.03.2021.

  Какая ответственность предусмотрена за заведомо ложное сообщение об акте терроризма?

 Уголовным законодательством России (статья 207 Уголовного кодекса РФ – УК РФ) установлена уголовная ответственность за заведомо ложное сообщение о готовящихся взрыве, поджоге или иных действиях, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий, совершенное из хулиганских побуждений.

Статьей 207 УК РФ также предусмотрена ответственность за те же деяния, совершенные в отношении объектов социальной инфраструктуры, в целях дестабилизации деятельности органов власти, а также повлекшие причинение крупного ущерба либо по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия.

При этом крупным ущербом признается ущерб, сумма которого превышает один миллион рублей.

Под объектами социальной инфраструктуры понимаются организации систем здравоохранения, образования, дошкольного воспитания, предприятия и организации, связанные с отдыхом и досугом, сферы услуг, пассажирского транспорта, спортивно-оздоровительные учреждения, система учреждений, оказывающих услуги правового и финансово-кредитного характера, а также иные объекты социальной инфраструктуры.

В зависимости от тяжести совершенного преступления виновному лицу может быть назначено наказание в виде штрафа, ограничения свободы, принудительных работ, лишения свободы.

Уголовной ответственности по данной статье подлежат лица, достигшие на момент совершения преступления 14-летнего возраста.

  О "серой зарплате" и последствиях такой системы оплаты труда

 Согласно статье 136 Трудового кодекса РФ (далее ТК РФ) заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца. Конкретная дата выплаты заработной платы устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором или трудовым договором не позднее 15 календарных дней со дня окончания периода, за который она начислена.

В соответствии с ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования плательщикам страховых взносов вменено в обязанность своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.

Работодатели, выплачивающие «серую» зарплату, не исполняют обязанности налогового агента, а также не производят отчисления в соответствующие фонды.

Работник, получающий "серую" зарплату, то есть зарплату, с которой не уплачиваются налоги, должен осознавать все негативные последствия, к которым это может привести. Выплата «серой» зарплаты производится исключительно по воле работодателя на страх и риск работника. Ни ее размер, ни порядок выплаты, ни срок выплаты не закреплены, как правило, никакими документами. На указанные суммы не распространяются нормы законодательства, регулирующие трудовую деятельность работника и его социальное обеспечение.

При получении "серой" зарплаты, в частности, могут возникнуть следующие проблемы:

  1. Нет никаких гарантий, что работодатель оплатит отпуск или компенсацию за неиспользованный отпуск при увольнении работника в полном объеме, - сумма отпускных высчитывается исходя из размера официальной части зарплаты, которая может быть значительно меньше "серой".
  2. Аналогично оплате отпуска оплата листков нетрудоспособности (по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по уходу за ребенком) рассчитывается исходя из официального заработка, либо исходя из МРОТ (а в районах и местностях, где применяются районные коэффициенты к зарплате, МРОТ с учетом коэффициентов).
  3. При увольнении работника выходное пособие будет начислено исходя из официальной части зарплаты.
  4. Отчисления в ПФР также производятся на основании "белой" части зарплаты. Именно из этих отчислений складывается будущая пенсия работника.
  5. Работник, получающий "на бумаге" небольшую заработную плату, рискует не получить кредит на крупную сумму в банке или не оформить ипотеку, даже если "серая" часть его зарплаты гораздо больше "белой".
  6. Налог с зарплат работников удерживает и перечисляет работодатель. Однако если дело дойдет до суда, работнику необходимо быть готовым к доказыванию своей непричастности к уклонению от уплаты налогов. За указанное деяние установлена налоговая и уголовная ответственность. Уголовная ответственность наступает за уклонение от уплаты налогов в крупном и особо крупном размере. Вместе с тем при определенных обстоятельствах суд может освободить вас от нее.

Таким образом, работникам необходимо настаивать на выплате «белой» зарплаты либо менять место работы и работодателя.

 

Особенности проведения плановых проверок в сфере государственного, муниципального контроля в 2021 году

 Плановые проверки проводят органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля на основании ежегодных планов. План необходимо согласовать с органами прокуратуры.

Сводный план проверок размещается на сайте Генеральной прокуратуры РФ (п. 6 ст. 2, ч. 3, 6, 6.1, 7 ст. 9 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ).

В связи с санитарно-эпидемиологической ситуацией в 2020 году действовал «мораторий» на проведение проверок, установленный постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 № 438.

Действие ограничений продолжилось и в 2021 году.

Так, в ежегодные планы проверок не попадут организации и предприниматели, которые отнесены к малым предприятиям и включены в реестр малого и среднего предпринимательства. Исключения составляют лишь хозяйствующие субъекты, производственные объекты которых отнесены к чрезвычайно высокому и высокому риску, а также в отношении которых установлен режим постоянного государственного контроля (надзора).

Для проверок, оставшихся в плане на 2021 год, установлены некоторые особенности в связи с тем, что с 01.07.2021 вступит в силу новый порядок их проведения, предусмотренный Федеральным законом Российской Федерации от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».

Если плановая проверка (по видам государственного (муниципального) контроля, регулируемая законом № 248-ФЗ) начинается после 30.06.2021, ее срок не может превышать 10 рабочих дней. В частности, при проведении документарной проверки в 10-дневный срок не включается время, которое потребовалось для предоставления истребованных документов или пояснений. Выездная проверка, запланированная после 01.07.2021, может быть заменена инспекционным визитом. Решение принимается не позднее чем за 20 рабочих дней до ее начала. Об этом организацию (предпринимателя) должны уведомить в течение 10 рабочих дней после принятия такого решения.

Инспекционный визит – новый способ контроля, который предполагает визит контролера по месту нахождения (осуществления деятельности) организации (ИП), в ходе которого осуществляется осмотр, опрос, получение объяснений, инструментальное обследование и истребование документов.

В отличие от выездной проверки срок инспекционного визита составляет не более одного рабочего дня.

Проверки в 2021 году можно проводить с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе аудио- или видеосвязи.

 

Нужно ли оплачивать коммунальные услуги за временно проживающих лиц?

 Жилищным кодексом РФ (далее ЖК РФ) предусмотрено, что собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными, в том числе в электронной форме с использованием системы, с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.

Согласно ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Таким образом, при наличии приборов учета собственник жилого дома (квартиры) оплачивает коммунальные услуги по показаниям прибора учета с учетом тарифов и количества потребленных коммунальных услуг за месяц.

Пунктом 56 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, предусмотрено, что если жилым помещением, не оборудованным индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета горячей воды, и (или) холодной воды, и (или) электрической энергии, пользуются временно проживающие потребители, то размер платы за соответствующий вид коммунальной услуги, предоставленной в таком жилом помещении, рассчитывается в соответствии с указанными Правилами, исходя из числа постоянно проживающих и временно проживающих в жилом помещении потребителей. При этом в целях расчета платы за соответствующий вид коммунальной услуги потребитель считается временно проживающим в жилом помещении, если он фактически проживает в этом жилом помещении более 5 дней подряд.

Исходя из изложенного, в случае временного проживания лиц более 5 дней подряд, норматив потребления коммунальных услуг необходимо рассчитывать с учетом временно проживающих потребителей.